Развитие информационной компетентности на уроках информатики
Развитие информационной компетентности на уроках информатики
Егорова Анна Дмитриевна, учитель информатики
школы-гимназии №31, astanagimnaz31@mail.ru
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени.
В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде.
Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, одной из основных целей, встающих передо мной, как учителя информатики, является повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
В настоящее время главная задача – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей. Она имеет свою структуру и выполняет следующие функции: познавательную, коммуникативную, адаптивную, нормативную, оценочную, развивающую.
Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс.
При выполнении заданий любого типа обучающийся попадает в ситуацию необходимости: поиска информации, обработки информации, представления информации, передачи информации.
Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
-Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами.
Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации.
Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации.
Преобразование информации.
Владение навыками работы с различными носителями информации.
Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.
Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики и во внеклассной работе применяю следующие виды творческих заданий: составление задач учащимися; конструирование обратных задач; творческие задачи; реферат, информационное сообщение; работа с интерактивной доской; составление кроссворда по теме; разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по предмету; составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу.
Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
осваиваивают модели учебной деятельности,
приобретаются конкретные технические навыки в использовании ИКТ, формируются представления о широком спектре технических решений,
приобретаются наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
развиваются навыки общения.
Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий в общешкольной воспитательной работе: создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам; создание мини-фильмов, в качестве отчета о проделанной работе; разработка тестовых заданий для проведения анкетирования; оформление школьной газеты, школьного сайта; конкурсы компьютерного рисунка и т.д.
Таким образом, организовав грамотно и вдумчиво деятельность на уроке (серии уроков), внеклассную деятельность совместно с администрацией школы, учителями-предметниками, классными руководителями учитель информатики может способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся, учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью:
успешно продолжать образование в течение всей жизни;
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся.
Заголовок 1Заголовок 215