«Формирование информационной компетентности студентов через использование интернет-ресурсов»
«Формирование информационной компетентности студентов через использование интернет-ресурсов»
преподаватель информатики-Жанайдарова А.Р.
«Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!».
Артур Кларк - писатель.
Современное общество XXI века уже не приемлет отказа от использования компьютерных и интернет технологий в рабочем процессе и повседневных делах. Каждый день современного студента сопровождается в той или иной степени использованием новейших гаджетов, ноутбуков, в которых есть доступ к интернету, необходимо осуществлять поиск, анализ и оценку информации, поскольку общество XXI века является информационным и высокотехнологичным. Интернет выходит на первое место среди других средств распространения и обмена информацией.
Сегодня конкурентоспособность выпускника на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, способности адаптироваться к изменяющимся условиям труда.
Одним из путей решения данной проблемы является формирование в процессе обучения информационной компетентности у студентов нашего колледжа.
В учебно-методической литературе и других источниках информации часто используются термины «компьютерная компетентность» и «информационная компетентность». Понятие компьютерная компетентность - определяет готовность студента применять разные программные средства для переработки полученной информации, а информационная компетентность связана с умениями и навыками получать информацию, обрабатывать ее, предоставлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения.
Предмет информатика является подходящим инструментом педагога для формирования информационной компетентности студентов. Чтобы говорить об оценке уровня сформированности данного вида компетентности, необходимо определить ее показатели и критерии.
В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов колледжа, можно выделить следующие:
осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи;
осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, др.);
оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации);
создание новой информации средствами ИКТ;
сохранение и передача информации.
Практика показывает, что наиболее удачными типами уроков по формированию информационной компетентности являются:
– урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций.
– урок-практикум;
– урок-исследование;
– урок решения задач с применением компьютерной программы.
На основе этих показателей можно выделить I, II и III уровни ИКТ-компетентности.
I уровень характеризуется тем, что студент:
не осознает недостатка и информации и ее необходимости для решения задачи;
для поиска информации использует один информационный источник, предложенный преподавателем;
демонстрирует понимание полученной информации;
испытывает затруднения в применении средств ИКТ при создании новой информации;
Студент выполняет практическое задание по заданному шаблону т.е. он вводит текст, выделяя полужирным, курсивом заданные строки, выравнивает по ширине. Применяет маркированный и нумерованный списки. Выставляет поля документа.
II уровень характеризуется тем, что студент:
в целом осознает недостаток информации для решения какой-либо задачи;
использует несколько информационных источников, предложенных преподавателем;
интерпретирует полученную информацию в контексте решаемой задачи;
применяет средства ИКТ, демонстрируя стандартные операционные умения;
Например, Технологическая карта на определенное блюдо – официальный документ, на основании которого рассчитывается его себестоимость. Все блюда и кулинарные изделия, являющиеся продукцией общественного питания, изготавливаются в строгом соответствии с технологической картой, в ней указывается рецептура и технология их приготовления.
Общим основанием для составления технологической карты становятся сборники рецептов, где собраны нормы закладки сырых продуктов и последующего выхода готовых блюд.
Т.е студенты должны через интернет найти нужный источник «Сборник рецептур» или «Технология приготовления мучных кондитерских изделий». Если необходимо дополнительные сведения должны задать поиск через поисковую систему.
III уровень характеризуется тем, что студент:
осознает, какой информацией для решения задачи обладает, а какой – нет;
самостоятельно выбирает информационные источники соответствующие заданной цели;
критически относится к полученной информации;
самостоятельно применяет средства ИКТ для создания новой информации, может интегрировать несколько программных средств.
На этом уровне студенты должны выполнять самостоятельно такие задания как составление технологических карт и схем, калькуляционных карт – для этого им необходимо найти информацию про: документы предприятия, бланк калькуляционной карточки, ассортимент блюд, калькулятор, приходные накладные, перечень продуктов и т. д. Если что-то подзабыл найти, вспомнить – не сидеть сложа руки. Полученную информацию уметь обработать, отформатировать, сохранить в созданной папке в Ворде и параллельно сделать презентацию, применив анимацию, вставив фотографии готовых блюд, звуковое сопровождение.
Совершенно очевидно, что необходимо максимально использовать широчайшие возможности интернет-ресурсов в современных образовательных технологиях, так как перед каждым преподавателем стоит вопрос оптимизации процесса обучения, формирования у студентов устойчивого мотива к изучению предмета.
Кроме того, интернет-ресурсы способны оказать значительную помощь в вопросах формирования коммуникативной и информационной компетентности студентов.
подводя итог хочу сказать, что компьютерная компетентность означает, что каждый человек должен иметь элементарное представление о персональном компьютере, операционной системе Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, Power Point), ориентироваться в глобальной сети Интернет т.е. знать как создать почтовый ящик, отправлять и принимать письма, прикреплять к ним файлы.
Информационная компетентность - это умение находить, применять, хранить и преобразовывать информацию, представлять информацию в Интернет, применять информационные технологии в образовательном процессе.
Литература:
Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать //Информатика и образование. – 2004 – №3. – с.95–99.
Амирова Е.А. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей //Вестник ВолГУ. 2013. Вып. 11. Серия 9. С. 160-163.