Программа внеурочной деятельности Формирование этнического самосознания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕСОРТЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению для детей младшего школьного возраста
Формирование этнического самосознания
Авторы – составители:
Гайдай Н.Е.,
Муртазалиева Р.Ш.,
п. Тром – Аган 2016 год
Введение
При изменениях в социальной жизни, перестройке экономических, политических и правовых отношений даже не осознаваемые до конца глубинные ценности продолжают сохраняться. И всякие попытки разрушить их приобщают народ к чуждой ему культуре, целям и образцам деятельности приводят к его дезориентации и стихийному сопротивлению. Ключевые ценности этноса, которые ранее вызывали сильнейший импульс к действию, сохраняются, опираясь на зафиксированные письменно и устно комплексы идей и представлений о месте того или иного народа в мире. Овладение этими идеями, ценностями, традициями, обычаями, перенесение их в личный опыт и приучение пользоваться ими, должно складываться в систему национального воспитания, способную противостоять ассимиляционным процессам.
Наличие такой системы соответствует жизненным интересам этноса, заключающимся в постоянном воспроизводстве своего психического склада в новых поколениях. Национальная психология передается от старших поколений к младшим, тем самым, сохраняя себя, несмотря на все влияния меняющегося мира.
Именно присвоение ценностей, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов, с одной стороны, и конкретных эталонных образцов поведения, свойственных этносу и зафиксированных в национальной культуре (в песнях, танцах, музыке, фольклоре, образе жизни, обычаях и обрядах) – с другой, и определяет психический склад этнической общности и национальный характер, национальные сознание и самосознание.
Национальное сознание – это совокупность социальных, политических, философских, экономических, нравственных, эстетических, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций и народностей. Национальное самосознание составляет элемент самосознания личности в целом и предполагает познание себя и определение отношения к себе, т.е. самооценку, которая с необходимостью включает выделение себя среди других и этническое самоопределение. Таким образом, главным носителем этнического самосознания является индивид, который идентифицируется с определенной этнической общностью.
Этническое самосознание индивида является одним из наиболее глубинных элементов. Этническое самосознание индивида – это целостный образ собственного этнического Я, выступающего как установка по отношению к самому себе, включающего ряд компонентов:
Когнитивный – мысленный образ своих качеств как представителя конкретного этноса;
Внешность как признак этнического фенотипа;
Эмоциональное отношение к себе как представителю конкретного этноса и к своему этносу в целом;
Оценочно – волевой – индивидуальные устремления, связанные с сознанием себя как представителя этноса.
Этническое самосознание формируется с детства. Особое значение имеет признание того, что этническое самосознание определяется социальным опытом. Формы и содержание межнационального общения, степень его цивилизованности находятся в прямо зависимости от этнокультурных образцов общения.
Национальное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста может противопоставить процессам ассимиляции формирование национального самосознания и самобытности. Именно национальное учреждение, с одной стороны, выступает как условие реализации этнического самосознания на личностном уровне, а с другой, как место, где идет процесс его становления и развития. Следует отметить, что национальное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это центр свободного общения по поводу национальных культур, а не селекция по национальному признаку. В ней не может быть национальной замкнутости и культивирования националистических предрассудков, национализма и шовинизма, которые рассматриваются как чуждые и вредные явления для современного цивилизованного человека.
Учебно – воспитательный процесс в национальном учреждении строится на признании за любой национальной культурой статуса достояния человеческой цивилизации и обязательно включает воспитание чувства уважения к культуре и традициям своего народа и приобщение детей к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры. Задачей национального учреждения является формирование этнокультурно – ориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире. Появление такого типа личности связано с усвоением национальных традиций, фольклора, искусства своего народа, правил, норм общения в национальной среде и включением в этнокультурную деятельность. Иными словами, своеобразной опорой, основой в учебно – воспитательном процессе должна стать традиционная педагогическая культура. Это особенно четко видно на примере народов Севера.
В течение веков традиционная педагогическая культура является одной из интегрируемых сфер национальной культуры, и нарушение ее функционирования приводит не только к дезинтеграции и разрушению культуры как целого, но и разрушению этнического сознания и самосознания представителей конкретного этноса. Эта, казалось бы, простая мысль имеет весьма трагичный оттенок не только из-за того, что навсегда утраченной может оказаться богатейшая культура народов Севера, но и потому, что тысячи представителей коренных народов оказались маргиналами, не способными к заполнению глубинно – психологических - архетипических, по выражению К.Г. Юнга, - матриц сознания содержанием ни своей, ни чужой, привнесенной культурой.
Разрушение традиционной культуры, развивающейся как посредник между этносами и ландшафтом, человеком и природой, приводит к тому, что уникальная экологическая система Севера все более и более утрачивает свою устойчивость и способность к саморегуляции.
Изменение ландшафта, природных систем неизбежно связано и с изменением в хозяйственном укладе коренных народов, элементах традиционной культуры, уникального способа взаимодействия этноса и веками кормившего его ландшафта, невозможно без участия самих представителей коренных народов как носителей культуры.
Существенное значение с этой точки зрения приобретает работа по формированию этнического сознания и самосознания, прежде всего у педагогов и родителей. А это станет возможным, если они постигнут «дух» этноса, его исконную культуру и традиционную педагогику, являющуюся «ядерной энергией» культуры и целостной системой воспитания молодежи.
Знание народной педагогической культуры любой нации или народности обогатит духовно педагогов, работающих в национальных детских садах, школах. Изучение исконных подходов к воспитанию личности будет способствовать формированию культуры межнационального общения, уважения к обычаям, языку, традициям, искусству, являющихся источником национального самосознания и эстетических чувств.
Для того чтобы эта работа осуществлялась в системе, нужна программа по расширению национального самосознания детей с детского сада до окончания школы. Особую часть ее должно составлять семейное воспитание, а также участие всех структур, ответственных за стратегию воспитания.
В связи с этим необходимо рассмотреть концепцию традиционной национальной культуры, ее сущностные характеристики, факторы и средства, выяснить ключевые идеи и особенности. Это поможет учителям школы, воспитателям детского сада вместе с детьми осмыслить исконную культуру, отделить вечное от архаичного, устаревшего, быть гибкими в перестройке образования и опираться в учебно – воспитательном процессе на позитивное содержание, методы, приемы традиционного воспитания.
Цель данной программы – способствовать формированию собственно этнического самосознания у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к национальной культуре. А также интегрирование и соблюдение баланса в освоении этнической и иноэтнической культур в условиях превалирования последней для успешного осуществления национального и интернационального воспитания, обусловленного жизнью в полиэтническом социуме.
Программа знакомит с историческими явлениями, средствами, факторами, формами и методами традиционной национальной культуры народов Севера, которые существовали и существуют в нашей отечественной культуре и позволяют обеспечивать развитие ребенка с учетом национально – исторических особенностей. Это попытка этнокультурного подхода к воспитанию.
Программа реализуется в учреждении у детей младшего школьного возраста во внеурочное время, а у детей дошкольного возраста с учетом интеграции с комплексной программой «Радуга». Она предполагает как теоретические, так и практические занятия. Программа призвана обогатить современное обучение, воспитание детей, она рассчитана на постоянную самостоятельную творческую работу педагогов и детей при участии родителей, которая включает сбор, обработку полевого материала, творческие практические работы детей, рефераты, автобиографические описания, диагностирование и т.д. Работа по программе предусматривает различные формы занятий: беседы, лекции, дискуссии, семинары, ролевые игры, развлечения, круглые столы, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки в музеи, познавательные прогулки. По возможности к занятиям привлекаются люди, сохраняющие и развивающие культурные ценности той или иной конкретной общности: писатели, музыканты, народные мастера, художники, старейшины и т.д.
В работе по формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста национального самосознания на традициях народов Севера можно условно выделить как бы три основных направления.
На первом – расширение знаний детей об исконной культуре своего народа на основе этнокультурологического подхода к обучению и воспитанию, а также через введение в учебно – воспитательный процесс ряда занятий, факультативов, кружковой деятельности, отражающих следующие темы:
История культуры народов Севера, литература народов Севера, экология родного края, декоративно – прикладное искусство, фольклор и т.д.;
Изучение родного языка как средство общения и трансляции ценностей национальной культуры;
Оказание помощи учащимся в преодолении психологических негативных проявлений в межличностном общении;
Постепенное включение учащихся в традиционные отрасли хозяйствования, исконных ремесел, их ориентация на участие в этнокультурной деятельности;
Создание условий и возможностей для участия детей – ханты в национальных ансамблях, студиях, художественной самодеятельности, во всех формах и видах внеурочной деятельности, обеспечивающей пропаганду этнической культуры;
Привлечение специалистов – профессионалов из числа национальной интеллигенции, народных умельцев для эффективности приобщения учащихся к своей народной культуре.
Второе направление предполагает повышение психолого – педагогического уровня педагогических кадров:
Систематическое обучение их через семинары, курсы, индивидуальные и групповые консультации, научно – практические конференции, брифинги, симпозиумы, ознакомление с опытом подобных работ в других образовательных учреждениях;
Разработка на этнокультурологической основе педагогами учреждения методических рекомендаций, уроков – образцов, конспектов занятий и т.д.
Третье направление предусматривает интеграцию, разумный баланс этнической и иноэтнической культур в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитание уважения не только к культуре родного народа, но и к культуре других народов.
Таким образом, нам представляется возможным решение и психолого – педагогических коррекционных задач по формированию этнического самосознания и ценностных ориентаций у детей- ханты.
Результаты, прогнозы:
Реализация программы позволит:
Глубже изучить историю культуры народов Севера, познакомить с литературой, фольклором, декоративно – прикладным искусством, экологией родного края;
Создать условия для постепенного включения детей в традиционные отрасли хозяйствования;
Организовать условия для сотрудничества с учреждениями культуры, работающими над вопросами сохранения традиционной национальной культуры;
Повысить этнокультурный уровень педагогических кадров, родителей;
Программа внеурочного курса
(36 часов)
«Формирование этнического самосознания»
№ пп
Тема
Количество часов
теория
практика
1
Историческая справка о развитии и становлении народов Севера
1
2
Идеалы совершенного человека в традиционной культуре народов Севера
1
3
Национальное и общечеловеческое в традиционной культуре. Этническая картина мира у народов Севера
1
4
Этническая система физического воспитания и народные игры
1
1
5
Народные традиции трудового обучения и воспитания
1
6
История развития бисероплетения, его значение.
1
2
7
Средства народной культуры воспитания. Знакомство с фино – угорскими народными сказками
1
2
8
Знакомство с основами национального этикета
1
9
Семья как первичная ячейка народного воспитания. Мать и материнская школа
1
10
Содержательное наполнение детской этнической среды (изготовление кукол)
1
2
11
Национальные костюмы народов Севера (мужской, женский, детский)
1
12
Средства народной культуры воспитания. Роль народных загадок в воспитании
1
1
13
Инсценирование сказок народов Севера
2
14
Изучение этнических обрядов
1
15
История возникновения музыкальных инструментов народов Севера. Игра на музыкальных инструментах
1
2
16
Поездка в этнографический музей п. Русскинская
1
17
Поездка в этнографический музей г. Сургут
1
18
Изучение северного ландшафта (экскурсии, создание гербария)
2
19
Экология родного края
1
20
Изучение фольклора народов Севера
1
21
История возникновения оленеводства, его значение для народов Севера
1
22
Организация совместной деятельности с клубом п. Тром – Аган (художественная самодеятельность, выставка поделок, участие в поселковых мероприятиях, занятие в кружке народной песни, и т.д.)
3
15