Статья Головаш И.И. по теме Особенности работы с одарёнными детьми
Сопровождение одарённого ребёнка в региональной системе образования
Особенности работы с одарёнными детьми
И.И.Головаш, учитель МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Притобольного района Курганской области
Учитель, подготовь себе ученика,
у которого сам сможешь учиться.
Сократ
Школа ... Здесь ребята не только обучаются, но и общаются, а значит, постоянно находятся в творческой, поисково-исследовательской среде.
Они создают группы по интересам, делятся своими наработками, новой информацией, тем самым обучая друг друга. Ведь, как известно, нет лучшего учителя, чем сами дети. И мы, школьные учителя, работаем с одарёнными детьми, одарёнными в большей или меньшей степени.
Интерес общества к одарённым детям возрастает с каждым годом, поскольку приходит осознание того, что только ответственный, нравственный и компетентный выпускник школы будет по-настоящему успешен в профессиональном и личном плане, так как знает свои творческие способности и умеет их применять на практике. В современной школе приоритетной задачей является выявление одарённости у детей и создание условий для дальнейшего развития и самореализации в творческой и профессиональной деятельности.
Одарённые дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в "группу риска", потому что нуждаются в особом внимании взрослых. Обладая высокими интеллектуальными возможностями, гибкостью мышления, они легко ранимы, обидчивы, чрезмерно щепетильны в вопросах справедливости, чем могут вызывать не всегда положительное отношение к себе.
В настоящее время считается общепризнанным выделение трёх категорий одарённости детей:
дети с высоким общим уровнем умственного развития,
дети с признаками специальной умственной одарённости (академическая, профильная одарённость),
дети с потенциальными задатками одарённости: яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада.
Многие школьники, независимо от степени одарённости, охотно и легко учатся, обладают хорошей памятью, необыкновенной любознательностью, стремлением к лидерству в какой-либо области, прекрасными коммуникативными способностями.
Но при всём этом у одарённых детей достаточно высоко развито чувство справедливости, открытости, что не всегда приветствуется учителями, так как ученик может выразить негативное отношение к творчеству того или иного писателя, стилю изложения материала и т.д. В силу личностных особенностей одарённые дети достаточно чувствительны к несправедливым замечаниям, неадекватным оценкам, они не могут испытывать давления «авторитета», «опыта». И здесь возникает вопрос о серьёзной психологической готовности учителя работать с одарённым ребёнком. Только «учитель-друг», «учитель-советчик», «учитель-единомышленник» будет признан детьми.
В любые времена ведущим фактором обучения был и будет учитель, и с этим не поспоришь. Работать с одарёнными детьми должен учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет, способный разрабатывать индивидуальные программы, индивидуальные траектории развития личности обучающегося.
Цель работы с одарёнными детьми: создание условий для личностного развития каждого ученика, реализации ребёнка на максимальном уровне, достижения им высоких результатов учебной деятельности, социализации школьника. Следовательно, учитель должен выяснить уровень владения теми или иными знаниями и способствовать дальнейшему развитию: заинтересовать ученика проблемными вопросами, теоретически необъяснимыми случаями, противоположными взглядами учёных на какие-либо определения, классификацию явлений, чтобы у школьника возникло желание разобраться самому, ознакомиться с трудами учёных по данному вопросу. И опять учитель сталкивается с проблемой: отсутствие необходимой литературы, рассматривающей глубоко научно те или иные явления, дающей разнополярные взгляды на них, так как энциклопедии дают порой лишь обобщённый образ явления.
"Работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями ученика".[1]
Наиболее эффективным в развитии индивидуальных творческих способностей одарённых детей является дифференцированный подход как в урочной, так и внеурочной деятельности. Ведь главная задача учителя - рассмотреть талант ребёнка и помочь развить его. "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".[2] В работе с одарёнными детьми использую в основном активные методы обучения: проблемные, проектные, исследовательские. Участвуя в создании проектов, исследований, решая проблемные задачи, ученик получает возможность максимально раскрыть свои творческие способности, показать достигнутый результат, а главное – глубоко и прочно усвоить материал, сформировать интуитивное мышление.
Проблемно-развивающее обучение позволяет детям овладеть анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и другими важнейшими мыслительными операциями, практическое применение которых способствует развитию самостоятельности учащихся и придаёт уверенность с своих силах.
Проектно-исследовательская деятельность помогает правильно формулировать учебную проблему, собирать необходимую информацию, нарабатывать варианты решения проблемы, делать выводы. Анализируя свою деятельность, ученик приобретает бесценный жизненный опыт, позволяющий ему в дальнейшем самоопределиться в профессии.
Элективные курсы и курсы по выбору позволяют учесть потребности одарённых детей. Кроме того, работа в малых группах максимально сближает ребят по интересам, развивает коммуникативные способности, а самое главное - делает возможным использование таких методов работы, как наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование, работа с научной литературой.
Предметные недели способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся, создают ситуацию успеха, показывают не только возможности, но и всё возрастающие способности одарённых детей. "Предметная неделя объединяет учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся - Учитель, Старшие - Младшие, Учащийся - Родитель"[3] благоприятно сказывается на развитии интерактивного мышления школьника.
________________________________________________________________________________
1. Симаева А.В. Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения. / Журнал сайта Банк интернет - портфолио учителей.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
3. Самошкина Т.Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности // Педагогическое мастерство: материалы IV международной научной конференции. - М.: Буки-Веди, 2014. - 133-136 с.
Театрализованная деятельность, как органический синтез художественной литературы, музыки, танца и актёрского мастерства, развивает не только актёрские способности, но и такие творческие навыки, как разработка сценария праздника, художественное чтение, литературное творчество. Всё это способствует эстетическому восприятию окружающего мира, повышает мотивацию одарённых детей к сотрудничеству с педагогами.
Предметная олимпиада является одной из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении развивает интерес к предмету, позволяет школьникам проверить свой уровень компетенций с другими, воспитывает
трудолюбие и ответственность. Робким, неуверенным в себе, застенчивым детям применить свои знания, эрудицию, показать логическое мышление в нестандартной ситуации позволяют дистанционные олимпиады. "Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников ..." - читаем в докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Тестирование помогает быстро оценить интеллектуальные способности ребёнка по предмету или отдельной теме. "От умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальному развитию".[4]
Я часто обращаюсь и к тестированию как форме выявления знаний по определённой теме. Предлагаю вашему вниманию тест для старшеклассников по теме «Морфемика и словообразование».
1. Укажите слово с нулевым окончанием:
а) платье, б) украсив, в) уходящий, г) поставила, д) могуч.
2. Укажите слово от которого образовалось наречие «легко»:
а) облегчить, б) лёгкость, в) лёгкий, г) лёгок, д) полегчало.
3. Какое слово не является однокоренным к слову «горный»?
а) гористый, б) пригорок, в) горелый, г) горняцкий, д) горец.
4. Укажите слово, не имеющее окончание:
а) подрос, б) гражданка, в) сбросил, г) по-братски, д) лисий.
5. Укажите слово, соответствующее схеме «приставка, корень, 2 суффикса, окончание»:
а) по-русски, б) втайне, в) присказка, г) задумавшись, д) убегающий.
6. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) настольный, б) входить, в) белизна, г) переходить, д) бескорыстный.
7. Укажите слово с двумя корнями:
а) водянистый, б) двухэтажный, в) подземный, г) сверхопасный, д) безысходный.
8. Укажите слово с приставкой:
а) вьюга, б) пьедестал, в) декорация, г) инъекция, д) слушатель.
9. Укажите слово, в котором нет суффикса –ТЕЛЬН-:
а) оборонительный, б) смертельный, в) содержательный, г) уравнительный,
д) подсознательный.
10. Укажите слово, образованное сложением начальных звуков:
а) МГУ, б) МВД, в) ЦСКА, г) ТАСС, д) ВТО.
11. Определите словообразовательную цепочку:
1) переподготовка, 2) подготовка, 3) готовить, 4) подготовить.
а) 1,2,3,4, б) 3,4,2,1, в) 4,3,2,1, г) 4,3,1,2, д) 2,1,4,3.
12. Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
а) пригорок, б) заварить, в) побелка, г) соавтор, д) ледокол.
________________________________________________________________________________
4. Васина С.В. Урок на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников". - Кемерово, 2012.
13. Укажите слово, образованное приставочным способом:
а) самокат, б) прадед, в) переносица, г) глазастый, д) вдуматься.
14. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) преподавательница, б) лесостепь, в) антивоенный, г) безбилетный, д) рассказать.
15. Укажите слово с морфемным строением «приставка, корень, окончание»:
а) отъезд, б) обрывок, в) обсудить, г) обидный, д) полегче.
16. Укажите слово с морфемным строением «приставка, корень, суффикс, окончание»:
а) ответ, б) отвар, в) увидел, г) отросток, д) вьюжный.
17. Составьте словообразовательную цепочку:
1) теплеть, 2) потеплеть, 3) тёплый, 4) потеплевший.
а) 1,2,3,4, б) 4,3,2,1, в) 2,1,4,3, г) 3,2,1,4, д) 3,1,2,4.
18. Какое слово является лишним в группе однокоренных слов?
а) белизна, б) белка, в) побелить, г) беленький, д) белый.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
ответ
д
в
в
г
д
а
б
г
б
г
б
в
б
г
а
г
д
б
После анализа данной работы предлагаю ребятам, легко справившимся с ней, почитать научную литературу, чтобы подготовиться к тесту посложнее. Многие берутся и берутся по собственному желанию, что является наиболее важным, ведь всем известно, что «талант на 1/3 состоит из инстинкта, на 1/3 – из памяти и на 1/3 – из воли».
1. Укажите ряды, в которых все слова имеют нулевое окончание:
а) мозоль, замуж, уехал, верхом (скакать),
б) увлечённо, шалость, ночь, полёт,
в) лисий, корабль, шёл, горяч,
г) кладь, вишь, рассказ, поросль.
2. Укажите ряды, в которых все слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания:
а) поражение, по-осеннему, несомненный, сожжённый,
б) полагаю, недалёк, подоблачный, уговариваешь,
в) застелил, остановка, забияка, умаслить,
г) по-дружески, вымощенная, увеличение, утоп.
3. Какое слово не является однокоренным?
а) напрямик, б) прямоугольник, в) выпрямить, г) прямой.
4. Укажите слова, в которых встречается приставка НЕДО-:
а) недоедать, б) недосуг, в) недовольный, г) недолюбливать.
5. Укажите слова, в морфемном разборе которых допущена ошибка:
а) круп-ит-чат-ый, б) кулинар-и-я, в) по-гаше-ни-е, г) плод-о-твор-н-ый.
6. Укажите слова, в морфемном составе которых не допущена ошибка:
а) с-вал-я-нн-ый, б) не-за-меним-ый, в) диктатур-а, г) без-наказ-анн-ый.
7. Укажите слова, образованные приставочным способом:
а) сочувствие, б) ультразвук, в) подыгрывать, г) высказывание.
8. Укажите слова, образованные бессуффиксным способом:
а) разбор, б) утром, в) демократ, г) автограф.
9. Укажите, в каких словообразовательных цепочках нарушена последовательность образования слов:
а) вода – водный – подводный,
б) война – военный – по-военному,
в) ночь – ночевать – ночник,
г) ласка – ласковый – ласково.
10. Укажите, какие слова пропущены в словообразовательных цепочках.
Дарить - ________ - подарок – подарочный:
а) дар, б) подарочек, в) дареный, г) подарить.
11. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек, располагая слова в порядке последовательной производности. Отдельно выпишите слова, не вошедшие ни в одну из возможных цепочек.
Пустота, пусто, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустеть, опустелый, опустошительный.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ответ
в
б
б
а,г
в
а
б
а
в
г
пустой-пустошь-опустошить-опустошительный,
пустой-пустеть-опустеть-опустелый,
пустой-пустыня-пустынный,
пустота, пустырь, пустоватый, пусто не входят ни в одну из цепочек
Долгое время одарённость рассматривалась отдельно от педагогики. В настоящее время мы наблюдаем повышенный интерес к данной проблеме, так как именно одарённые люди способны улавливать новые веяния в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих изменений и претворять в жизнь интересные и социально-значимые проекты. Только одарённый человек, овладевший основными приёмами проектной, исследовательской деятельности, сможет создать инновационные проекты в любых областях экономики, техники, культуры, а значит - способствовать развитию своей страны, процветанию своей Родины.
Список использованной литературы
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. - Казань, 2007.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1999. - 192 с.
4. Васина С.В. Урок на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников". - Кемерово, 2012.
5. Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки //Директор школы. №2. 2006. - 53-57 с.
6. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования. №6. 2002.
7. Ландау Э. Одарённость требует мужества: психологическое сопровождение одарённого ребёнка. - М.: Издательский центр "Академия". 2002.
8. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003.
9. Опыт работы с одарёнными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева - М.: Арманов-центр, 2010.
10. Самошкина Т.Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности // Педагогическое мастерство: материалы IV международной научной конференции. - М.: Буки-Веди, 2014. - 133-136 с.
11. Симаева А.В. Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения. / Журнал сайта Банк интернет - портфолио учителей.
Список ссылок на Интернет-ресурсы
1. http://journal-bipt.info/load/166-1-0-3533
2. http://dvkashirsky.narod.ru/olderfiles/1/Asmolov_A.G_Psihologiya_lichnosti_-91021.doc
3. http://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4842/
4. http://globuss24.ru/doc/urok-na-temu-intellektualynoe-razvitie-mladshih-shkolynikov
5. http://nashol.com/2012091567007/slagaemie-pedagogicheskoi-tehnologii-bespalko-v-p-1989.html
6. http://pandia.ru/text/79/364/40021.php
7. http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8706.php
8.https://infourok.ru/seminar_vyyavlenie_i_razvitie_hudozhestvennoy_odarennosti_uchaschihsya_v_obrazovatelnom-177274.htm
9. http://docus.me/d/1158512/
Результаты работы с одарёнными детьми
2009-2010 учебный год
ФИО обучающегося
Класс
Название конкурса и место
Учреждение
Головаш Владислав
9
1 место в разделе "Военная история России" в районной краеведческой конференции "Отечество", посвящённой 65-летию Победы в Великой отечественной войне
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Нечеухина Алина
9
100 баллов во втором этапе Международной Олимпиады по русскому языку
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Головаш Владислав
9
100 баллов во втором этапе Международной Олимпиады по русскому языку
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Головаш Владислав
9
3 место в областном детском конкурсе творческих работ "В России нет семьи такой, где памятен не был бы свой герой"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Головаш Владислав
9
3 место в районном конкурсе сочинений "Нет, не ушла война в преданья", посвящённом 65-летию Победы
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Заварницына Ирина
10
Публикация стихотворения "Нам не нужна война"в Вестнике культурно-образовательных центров, выпуск 14
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Архипова Мария
11
1место второго (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Головина Ирина
11
2 место второго (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Заварницына Ирина
11
3 место второго (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Корчагина Александра
11
2 место второго (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
2010-2011 учебный год
ФИО обучающегося
Класс
Название конкурса и место
Учреждение
Бакланова Татьяна
5
75 баллов из 100 в первом этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
5
Диплом 1 степени (высшая лига) в Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
5
1 место в школьном конкурсе научно-исследовательских работ "Русский язык в школьном обучении"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Вакушина Ксения
10
1 место второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Бабушкина Наташа
10
1 место второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Рявкина Алёна
10
3 место второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Домрачева Татьяна
10
2 место второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Андриянова Дина
10
2 место второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
2011-2012 учебный год
ФИО обучающегося
Класс
Название конкурса и место
Учреждение
Бакланова Татьяна
6
1 место в муниципальном конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
6
70 баллов из 100 в первом этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
6
92 балла из 100 во втором этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Вакушина Ксения
11
1 место во втором (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Андриянова Дина
11
2 место во втором (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
Рявкина Алёна
11
3 место во втором (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
ГОУ "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей"
2012-2013 учебный год
ФИО обучающегося
Класс
Название конкурса и место
Учреждение
Дорошок Никита
5
88 баллов из 100 в первом этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
7
90 баллов из 100 в первом этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
7
1 место в районной краеведческой конференции "Отечество"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Власова Ольга
7
3 место в районной краеведческой конференции "Отечество"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
2013-2014 учебный год
ФИО обучающегося
Класс
Название конкурса и место
Учреждение
Бакланова Татьяна
8
1 место в районной краеведческой конференции "Отечество"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Кубасова Ксения
5
101 балл в олимпиаде "Русский медвежонок"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Дорошок Никита
6
1 место во Всероссийской олимпиаде "Олимпус" по русскому языку
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Важная Каролина
8
5 место во Всероссийской олимпиаде "Олимпус" по русскому языку
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Тимошенко Настя
5
5 место во Всероссийской олимпиаде "Олимпус" по русскому языку
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Дорошок Никита
6
3 место в районной краеведческой конференции "Отечество"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
2014-2015 учебный год
ФИО обучающегося
Класс
Название конкурса и место
Учреждение
Бакланова Татьяна
9
1 место в районной краеведческой конференции "Отечество"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Кретов Максим
6
85 баллов в первом этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Корнильцева Дарья
7
96 баллов в первом этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету литература
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
9
90 баллов в первом этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Власова Ольга
9
106 баллов в олимпиаде "Русский медвежонок"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Кубасова Ксения
6
103 балла в олимпиаде "Русский медвежонок"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
2015-2016 учебный год
ФИО обучающегося
Класс
Название конкурса и место
Учреждение
Бакланова Татьяна
10
2 место в районной краеведческой конференции
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Бакланова Татьяна
10
90 баллов в втором этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Корнильцева Дарья
8
98 баллов в втором этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету литература
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Кретов Максим
7
99 баллов в втором этапе Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Важная Каролина
10
101 балл в олимпиаде "Русский медвежонок"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Дорошок Никита
8
95 баллов в олимпиаде "Русский медвежонок"
МКОУ "Раскатихинская СОШ"
}ђЗаголовок 115