Презентация на тему: Формирование правового сознания и патриотических чувств у обучающихся
Составила : социальный педагог Горькова Олеся Александровна«Формирование правового сознания и патриотических чувств у обучающихся»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский (подростковый) центр «Смоленские дворы»Смоленск 2014
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх
«Патриотизм (от греч. - соотечественник, - родина, отечество) –любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству» ( из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»)
Суть патриотического воспитания - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (Чайковский П.И., С. С. Прокофьев, Глинка М.И., Мусоргский М.П., Римский-Корсаков Н.А., Шостакович Д.Д. и др.),художественные произведения (стихи Блока А.А., Есенина С.А. и др.), изобразительное искусство (картины Васнецова В. М., Шишкина И.И., А. Рублев и др.)
права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.правовое воспитание - организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.правое сознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям и в целом к праву — действовавшему, действующему и желаемому.
НЕМНОГО ИСТОРИИ: КОГДА ПОЯВИЛИСЬ И СТАЛИ ЗАКОНОМ «ПРАВА РЕБЕНКА» Правовые нормы, посвященные правам несовершеннолетних, впервые появились в российском законодательстве в начале 90-х годов XX века, когда наша страна ратифицировала Конвенцию о правах ребенка (ООН, 20 ноября 1989 г.). В российском законодательстве основные положения о правах детей в том числе несовершеннолетних, были закреплены в 1995 году, когда был принят Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ), который регулирует семейные отношения на территории Российской Федерации. В Конвенции ООН и Семейном Кодексе РФ дается определение понятию «ребенок» - ребенком является человек, не достигший 18-летнего возраста(совершеннолетия). До 14 лет ребенок считается малолетним, в возрасте от 14 до 18 лет — несовершеннолетним.В 1998 году в России был принят специальный Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(№ 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.). Современное российское законодательство, соответствует требованиям Конвенции ООН, и рассматривает ребенка, как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельной защите.
В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон № 273-ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;»;Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Законы Смоленской области:Закон Смоленской области от 27.02.2014 N 15-з"О внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области"(принят Смоленской областной Думой 27.02.2014);Смоленский областной закон «О защите прав ребенка в Смоленской области»;Смоленский областной закон «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»;Закон N 160-4 «О дополнительных мерах по защите здоровья и обеспечению физической, психической и нравственной безопасности детей в Смоленской области» (от 27.05.2010 N 264).
Главные защитники прав ребенка – родители, к этому их обязывает семейное право, конституционное право, но они не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства.
Кто защищает права ребенка? Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления.Родители ребенка, лица, их заменяющие.Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.Общественные организации.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенкаАстахов Павел Алексеевичтелефон: +7 (499) 2517740. факс: +7 (495) 2217066e-mail: rfdeti@yandex.ru 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1
Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской областиМихайлова Наталья АлександровнаТелефон:(4812) 38-00-81Факс:(4812) 65-28-85Сайт:http://smolenskaya.rfdeti.ruE-mail:smolenskaya@rfdeti.ruИнформация о приеме:Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Дохтурова, 3, 6 этаж Прием граждан: Еженедельно, четверг с 11.00 до 16.00.
Права и обязанности родителей:Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституция РФ);Родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ);Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (с п.1 ст. 85 СК РФ); При осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ);Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ); Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ);Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ);
Права и обязанности родителей:За каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ);Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ , п. 2 ст. 63 СК РФ);Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ); Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ); Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права; Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).
Правовой статус несовершеннолетних.С рождения:на имя, отчество, фамилию (ст. 58 СК РФ);на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ст. 7 Конвенции о правах ребенка); жить и воспитываться в семье ( ст. 54 СК РФ); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.55 СК РФ); на защиту (ст. 56 СК РФ); получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ);на всестороннее развитие и уважения человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка);на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (Ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка); на отдых и досуг. Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (Ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка); на защиту от экономической эксплуатации (Ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка).Ответственность: - перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями, учителями; Обязанности:соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
1,5 года:на посещение яслей.3 года:на посещение детского сада.С 6 лет:право на образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 19 Закона РФ «Об образовании»);совершать мелкие бытовые сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения. (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ); Обязанности:- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления);- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.С 8 лет:на участие в детском общественном объединении (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).Обязанности:- соблюдать устав и правила детского общественного объединения.
С 10 лет:право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах (ст.59, ст.134 СК РФ) на учет своего мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ); быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст.72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).
С 14 лет : получить паспорт гражданина РФ (п.1 Положения о паспорте гражданина РФ);самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ); давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»;требовать установления отцовства в судебном порядке (ст. 62 СК РФ); работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ); заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих - самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ); участвовать в молодежном общественном объединении. Ответственность: - исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы; - самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам; - возмещение причиненного вреда; ответственность за нарушение трудовой дисциплины; - уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст. 20 УК РФ).
С 15 лет :работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ). С 16 лет: вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ); работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ); управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»; быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ). Ответственность: - ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»); - ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).
С 17 лет: Обязанность: - встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»). В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность. Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей: - стать депутатом Государственной Думы можно с 21 года; - судьей Федерального районного суда - с 25 лет;- Президентом Российской Федерации - с 35 лет.
Формы и названия мероприятия по правовому и патриотическому воспитанию обучающихся:беседа «Права детей – забота государства», «Твои права подросток»;викторина: «Знатоки права»;брейн-ринг «Суд присяжных»;ролевые игры «Уроки Фемиды»;блиц - турнир «Сам себе юрист»;мозговой штурм «Нарушаются ли права детей?»;групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к уголовной ответственности»;правовая игра «В гостях у Конвенции»;книжная выставка «Права ребенка в современной России»;фотовыставка на тему: ««Моя родословная» "Брестская крепость", "Мамаев курган";занятия на тему: «Воспитание любви к истории и культуре родного края»;проведение операции «Забота»: поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;беседа: «Связь поколений», «Я гражданин России», «За что я люблю свой город»;исследовательская деятельность, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы. Создание альбома с фотографиями памятных мест города.фотовыставка «Мой край родной», «Памяти павшим», «Мой дедушка - солдат»;мини-библиотека книг на патриотическую тему; мини-музей «Аллея славы Героев Советского Союза»;диспут: «Есть такая профессия - Родину защищать»;мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне;создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»…
Викторина Как называют человека, который любит свою родину? Как называются правила, которые устанавливает государство? Страна, где человек родился и выросЖитель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Какие символы государства вы знаете? Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Что обозначают три цвета российского флага? Общее название всякого населения страны? Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? Как называется основной документ по правам ребёнка?
11. Когда была принята Конвенция о правах ребёнка?А) в 1924 годуБ) в 1957 годуВ) в 1989 году12. С какого возраста наступает уголовная ответственность у граждан нашей страны за особо тяжкие преступления? 13. Может ли подросток 15 лет гулять с друзьями на территории парка культуры и отдыха в 23.00? 14. С какого возраста родители могут изменить фамилию ребенка только с его согласия? 15. С какого возраста у граждан нашей страны наступает правоспособность? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!