Конспект урока по технологии Ручная вышивка. Выполнение простейших швов.
МБОУ «Баграмовская СШ».
«Ручная вышивка.
Выполнение простейших швов»
Конспект урока по технологии.
5 класс.
Учитель технологии Карпова Н.В
Конспект урока по технологии в 5 классеТема: «Ручная вышивка. Выполнение простейших швов»Класс: пятый.Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.Задачи урока:1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «тамбурный», «стебельчатый», сформировать действенно-коммуникативные навыки, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.Тип урока: комбинированный.Планируемые результаты:Ученик должен знать:• смысл технологических понятий: шов, стежок, строчка, ручные швы;• правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;• Ученик должен уметь:• вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на конце нитки, правильно держать иголку, пользоваться наперстком.
Формирование УУД.Познавательные: давать определения основным понятиям.Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.Личностные: умение применить свои знания на практике.Обеспечение урока:1. Наглядные пособия: образцы ручных швов.2. Рабочие коробки с инструментами для шитья.3. Лоскутки ткани размером 10 * 15см.Методы обучения:• рассказ учителя, показ приемов работы;• работа учениц под руководством учителя;• индивидуальная работа учителя с учениками.Ход урока1. Организационный момент:• приветствие;• учет присутствующих;• проверка готовности к уроку;
Учитель: Ребята, скоро 8 марта, чудесный праздник! Вы, конечно, любите получать подарки? А еще приятнее их дарить. А что чаще всего дарят девушкам, женщинам на праздник. Конечно цветы, только жаль, что они быстро увянут. Как вы думаете, можно ли подарить такой букет, который не увянет. (Ответы детей). Букет не увянет, потому что он вышит цветными нитками. Его можно поместить в рамку и украсить комнату.
Ты любишь вышивать? Постичь искусство это Поможет красота. Взгляни скорей вокруг: Природа так свежа, залита морем света! Трудись и вышивай, не покладая рук.
Давайте назовем тему нашего урока…Тема урока: «Ручная вышивка»
А что вы знаете о вышивке? (Ответы детей)
Какие же умения вы должны приобрести? (научиться выполнять ручные швы)
Что для этого необходимо знать? (виды вышивки, инструментами и материалы для вышивания, виды ручных швов)Это и будут цели нашего занятия. У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового.
Знаете ли вы, как возникла народная вышивка? Какие современные изделия можно украсить вышивкой? Знаете ли вы о профессиях, связанных с вышивкой? Какими качествами должен обладать человек с такой профессией?
Я попросила девочек нашего класса подготовить сообщения и сейчас они нам расскажут, давайте их послушаем.
Выступление учащихся:
Сегодня среди многих мастериц, большой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью иголки и ниток. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания - украшение нарядов. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением. Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого подручные предметы, а позже и непривычные, открытые взору швы. Время шло, быт людей сильно изменился, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных - изящные и легкие ткани. В наше время украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью.. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность. Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, которые располагались в местах соприкосновения с внешним миром, то есть по вороту, подолу и на рукавах. Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.
Вышивка - это не только красота, созданная для души, но и попытка предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости. Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры. Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочных мастериц. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка в России всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали уже и в 9 веке. Чаще всего люди украшали предметы быта. Особое место вышивка занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев, полотнища для украшения языческих капищ. Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей. В своих работах мастерицы не ограничивались каким-либо одним видом швов, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.
Какие же материалы и инструменты необходимы для выполнения вышивки, как вы думаете? (Варианты ответов детей). Давайте посмотрим, что же нам надо будет подготовить для выполнения вышивки.
Учитель демонстрирует материалы (ткань, канву, нитки мулине) и инструменты (иглы, нитевдеватель, пялца) с необходимыми пояснениями.
Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.1. Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком (вышивальные № 1 и 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений.
Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка. 2. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. 3. Ножницы для работы хорошо иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие — для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться. 4. Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20 — 40 см, входящих один в другой. При запяливании ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют так, чтобы нити ее не перекосились. Сверху накладывают больший обруч, нажимают на него и ткань туго натягивают. Все виды вышивок, как правило, выполняют в пяльцах.
Учитель: Швы, применяемые в ручной вышивке, по технике выполнения условно делятся на две большие группы: счетные, которые выполняют по счету нитей тканей, и свободные, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру.
Счетные вышивки в свою очередь делятся на сквозные, называемые строчкой, и вышивки, которые выполняют по поверхности ткани.
К строчевой вышивке относят различные мережки, мелкую строчку, строчку с цветным контуром, крестецкую строчку, гипюры, цветную перевить и др. Эти виды сквозного шитья располагаются не на поверхности ткани, а в самой ткани, как бы изменяя ее структуру.
К счетным вышивкам, выполняемым по поверхности ткани, относятся наборы, крест, роспись, атласники, счетная гладь, косичка и другие швы.
В свободных вышивках, выполняемых по рисованному контуру, стежки швов располагают по контуру узора или полностью заполняют узор, создавая дополнительную плоскость с выпуклой, зернистой фактурой. К этим швам относятся гладевые швы (белая гладь, владимирские швы, цветная гладь и др. ), а также контурные и простейшие швы — стебельчатый, козлик, косичка и др.
Мы рассмотрим несколько швов.
1. Шов вперед иголку выполняется по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Он представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов можно выполнять по счету нитей или по рисованному контуру. Применяется такой шов для украшения одежды, используется в качестве настила в белой глади, является основой для выполнения некоторых швов (шнурок). Шов «шнурок» выполняется в два приема. Вначале по прямой линии или по контуру узора выполняются стежки шва вперед иголку. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводят под стежки сначала сверху вниз, а потом снизу вверх, получится другой вид.Таким швом можно украсить одежду, полотенца, скатерти.
2. Стебельчатый шов представляет собой сплошной ряд косых стежков плотно прилегающих друг к другу. Выполняется он на нарисованной линии или по следу выдернутой нити ткани слева направо или снизу вверх. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего. Рабочая пить должна быть всегда с одной стороны от шва. Все стежки должны быть одной величины. Используют стебельчатый шов для вышивания стеблей растений. Таким швом можно выполнить метки и монограммы.
3. Тамбурный шов (или шов “цепочка) — это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов выполняется сверху вниз. Применяют шов для вышивания контура и для сплошного заполнения узора (в декоративном рисунке).
4. Петельный шов (или краевой шов) — это ряд петельных стежков, располагаемых по краям изделия. Шов выполняется слева направо. Ткань прокалывается иглой сверху вниз по вертикальной линии. Нитка должна всегда располагаться под иглой. Высота стежков определяется контуром узора. Используют петельный шов для обметывания края ткани, соединения отдельных деталей при изготовлении различных изделий или для украшения ткани.
Сегодня мы будем учиться выполнять простейшие швы, но прежде чем приступить к выполнению практической работы проведем физкультминутку:
Разминка закончена, давайте вспомним и повторим технику безопасности при работе с иглами, ножницами:
- иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.
- нельзя брать иглу и булавку в рот, вкалывать в свою одежду.
- сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную для этого коробку.
- ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.
-класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.
- передают ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.
Чтобы приступить к работе нам в первую очередь необходимо организовать свое рабочее мест:
1. Инструменты и приспособления расположите справа, а материалы - слева.
2. Очень важно принять правильное положение при вышивании. Корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул поставьте так, чтобы ваша спина опиралась на спинку стула.
3. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову.
Практическая часть. Текущий инструктаж.
Показываю образцы выполнения простейших швов. Раздаю учащимся инструкционно-технологические карты и учащиеся приступают к выполнению швов:
Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
Приготовьте нитки мулине любого цвета.
Выполните вышивку.
Делаю целевые обходы:
Проверить, все ли учащиеся приступили к работе.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Организация рабочего места.
Правильность выполнения приёмов.
Правильность закрепления рабочей нити в начале и в конце шва.
Оказать помощь слабым учащимся путём индивидуального инструктажа на рабочем месте.
Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какой момент урока показался интересным?
Что запомнилось?
Что хотели узнать подробнее?
Важна ли эта тема лично для вас? Почему?
Уборка рабочего места. Домашнее задание.