Технологическая карта урока Создание изделий из текстильных материалов. Швейные ручные работы
Технологическая карта урока 5 класс
Технология: программа: 5-8 классы/А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.:Вентана-Граф,2014
Раздел программы: Создание изделий из текстильных материалов
Тема урока: Швейные ручные работы
Место в тематическом планировании: урок 35-36
Оборудование: учебник технологии, ПК, проектор, инструменты и приспособления для ручных работ, детали кроя для изготовления образцов
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Тип урока: урок объяснения нового материала (общеметодологической направленности)
Цель урока:
Сформировать знания, а также умения выполнять ручные стежки и строчки;
Ознакомить учащихся с терминологией ручных работ;
Развивать внимательность, наблюдательность и аккуратность в работе.
Личностные результаты Предметные результаты
Метапредметные результаты
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, проявление технико-технологического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Знания:
о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правилах безопасной работы ручной иглой, ножницами.
Умения:
выполнять ручные работы, соблюдать правила безопасного пользования иглой и ножницами Познавательные:
Извлечение необходимой информации. Выработка алгоритма действий.
Регулятивные :рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
Этапы урока Ход урока Деятельность педагога Деятельность учащегося
Мотивационно целевой этап Организационный момент
-настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;
-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
-актуализировать мыслительные операции необходимые для проблемного изложения нового знания;
приветствие;
-проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
-доведение до учащихся плана урока.
Вопросы:
-Для чего надо знать свойства ткани?
-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?
- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?
-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?
-Что относится к приспособлениям? (слайд 2-4)
Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия? (слайд 5)
Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными. Положительный эмоциональный настрой;
Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности;
Помощь учителю в проверке явки на урок;
Активное слушание учителя;
Слушание собеседника;
Построение понятных для собеседника высказываний.
активизация имеющихся знаний;
высказывание различных вариантов решения проблемных вопросов.
Выдвижение предложений о теме урока;
Поисково-исследовательский этап
Проблемное изложение нового знания.
- организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
Сведения о ручных стежках и строчках.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.
Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.
Шов - это место соединения деталей.
Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (6-10)
Виды строчек: сметочные, заметочные, наметочные, копировальные, обметочные.
К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.
Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
Формируется умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Формируется умение составлять план;
осуществление сотрудничества и кооперацию с учителем и сверстниками
Практический этап
Физкультминутка
Первичное закрепление.
-зафиксировать в речи алгоритм выполнения работы;
-организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах);
-по результатам работы создать ситуацию успеха. Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ (слайд 11 )Показ учащимся приемов выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.
Выполнение практической работы №11 из учебника
Рефлексивно-оценочный этап Анализ выполненной работы учащимися.
Вопросы для повторения:
1 Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
Где применяют прямые стежки?
Где применяют петельные стежки?
Фронтальная беседа по вопросам (слайд 13).
Оценка практической работы по критериям.
Домашнее задание Изучить материал §18, ответить на вопросы параграфа