План-конспект урока по технологии 7 класс Роспись ткани. Оформление изделия в технике холодный батик

План-конспект урока по технологии 7 класс

Роспись ткани. Оформление изделия в технике холодный батик

Тема: Роспись ткани. Оформление изделия в технике холодный батик (4 часа).
Цели урока:
обучающая:
- познакомить учащихся c историей развития техники батик;
- научить основным приемам выполнения холодного батика;
- ознакомить с правилами ТБ при выполнении росписи ткани;
развивающая:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении батика;
- прививать навыки аккуратности при выполнении батика, воспитывать самостоятельность;
- развитие эстетического вкуса.
воспитательная:
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- развитие навыков организации рабочего места.
Тип урока: объяснение новой темы с практическим закреплением.
Методы проведения урока: рассказ учителя, беседа, демонстрация наглядных пособий, письменная работа, практическая работа.
Наглядные пособия: образцы различных приемов росписи ткани), образец оформленного изделия (футболки) в технике холодный батик.
Оформление доски: на доске написана тема урока «Роспись ткани. Оформление изделия в технике холодный батик», перечислены основные термины: горячий батик, холодный батик, свободная роспись, резервирующий состав.
Оборудование и материалы: готовое изделие для росписи (белая футболка, рубашка, блузка и т.д.), бумага для эскиза, простой карандаш, черный маркер, пяльцы (или деревянная рамка и кнопки), полиэтиленовый пакет, баночка для воды, кисти, краски Батик-акрил, резерв для ткани на основе водной дисперсии, фломастеры для текстиля (или черный контур по ткани), утюг, гладильная доска).



Список использованных источников:
Давыдов, С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. / С.Г. Давыдов – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 184 с.
Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.
Терешина, Г.В. Батик своими руками / Г.В. Терешина – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 88 с.

План урока
Первый урок (2 часа)
Организационная часть (3 мин)
Изложение нового материала (15 мин)
Вводный инструктаж (10 мин)
Выполнение практической работы (45 мин). Самостоятельная работа учащихся - выполнение эскиза, перенесение его на ткань, нанесение резерва.
Заключительный инструктаж (7 мин)
Уборка рабочих мест (10 мин)

Второй урок (2 часа)
Организационная часть (3 мин)
Проверка домашнего задания (7мин)
Повторение изученного материала (10 мин)
Вводный инструктаж (15 мин)
Выполнение практической работы (40 мин). Самостоятельная работа учащихся (раскрашивание футболки, термическое закрепление рисунка)
Заключительный инструктаж (5 мин)
Уборка рабочих мест (10 мин)

Ход урока
Первый урок (2 часа)
1. Организационная часть (3 мин):
1.1 Контроль посещаемости.
1.2 Проверка спецодежды и готовности к уроку.
2. Изложение нового материала (15 мин):
2.1. Изучая раздел «Художественные ремесла», сегодня мы познакомимся с росписью ткани. Это необыкновенно увлекательный процесс: ведь под вашей рукой на белой ткани могут распуститься любые цветы, возникнуть неповторимые пейзажи, появиться оригинальные узоры. Эта работа дает возможность даже начинающему проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать прекрасные, эксклюзивные, авторские вещи.
2.2. Исторические сведения.
Батик (фр. Batique – набивной) – многоцветная ткань, рисунок на которую наносится ручным способом.
Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только непокрытые участки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разные оттенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое распространение в Азии и Европе [2, c. 12].
В наше время техника его существенно усложнилась. Различают холодный, горячий батики и свободную роспись .При свободной росписи, необходимо сначала загрунтовать ткань соленым раствором, а затем можно приступать к росписи (свободная роспись ткани очень напоминает акварельную технику на бумаге). Процесс создания горячего батика – самый трудоемкий: работа ведется от светлых тонов к темным; растопленным воском закрашиваются все светлые места, далее ткань окрашивается в более темный тон, опять наносится растопленный воск на части рисунка, имеющие более темный оттенок и т.д. Техника «холодный батик» была разработана в начале ХХ века русскими художниками, работавшими в росписи по шелку [4, c.15]. Художник специальным резервирующим составом обводит контуры рисунка. Высохнув, резерв не пропускает краску за контуры, что позволяет предотвратить растекание и нежелательное смешение красок. Этот интересный художественный прием гарантирует успех даже начинающим, а людям с опытом позволит продемонстрировать все великолепие, всю прелесть этого вида творчества.
Учащиеся записывают в тетради тему урока, дают определение понятию «батик», записывают краткую характеристику горячего и холодного батика, свободной росписи.
2.3 Закрепление нового материала (3 мин).
Опрос учащихся:
Где можно применять роспись по ткани - батик? Какие окружающие нас вещи и предметы можно украсить батиком?
При росписи ткани используют прием смешения цветов. Какие цвета можно получить, поочередно смешивая друг с другом основные цвета (желтый, красный, синий).
Какие виды кистей вы знаете (белка, колонок, щетина, коза, коровье ушко, синтетика), и как вы думаете, какие из них больше подходят для работы с тканью и акриловыми красками.
3. Вводный инструктаж (10 мин):
Сегодня мы приступаем к декорированию готового изделия (футболки) росписью «холодный батик». Задача на сегодняшний урок – выполнить эскиз рисунка, перенести его на ткань, обвести контуры резервирующим составом на основе водной дисперсии.
Эскиз будущей росписи выполняется на формате А4 простым карандашом, затем контуры обводятся черным маркером, рисунок должен быть четким, ясным, без мелких деталей.
Далее определяется местоположение будущей росписи на изделии, это место заправляется в пяльцы или натягивается на деревянную рамку при помощи кнопок (лучше использовать кнопки в виде гвоздиков – они не повреждают ткань). Эскиз подкладывается под ткань, неострым мягким карандашом рисунок переносится на ткань. Полученные контуры обводим резервом на основе водной дисперсии (в отличие от резерва на бензиновой основе, он не имеет вредных испарений).
4. Выполнение практической работы (45 мин).
Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам) - выполнение эскиза, перенесение его на ткань, нанесение резерва (с 1-го по 5-й пункт включительно).
Критерии оценки практической работы:
четкость выполнения эскиза;
соответствие рисунка и выбранного для него места на изделии;
аккуратность перенесения рисунка на ткань;
аккуратность обведения линий рисунка резервирующим составом, замкнутость контуров.
5. Заключительный инструктаж (7 мин):
анализ характерных ошибок и их причины;
сообщение оценок за работу каждого учащегося;
домашнее задание – выполнить эскиз в цвете; подготовить к следующему уроку краски «Батик-акрил», кисти разной величины, баночку для воды, черный текстильный фломастер или контур по ткани, полиэтиленовый пакет.
6. Уборка рабочих мест (10 мин).

Второй урок (2 часа)
1. Организационная часть (3 мин):
1.1 Контроль посещаемости.
1.2 Проверка спецодежды и готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания (7мин):
Проверка наличия эскизов в цвете.
3. Повторение изученного материала (10 мин)
4. Вводный инструктаж (15 мин.)
Прежде чем перейти к раскраске рисунка краской следует подготовить рабочее место (банка с водой, кисти, краски, тряпочка) и эскиз в цвете.
Как правило, сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части. Краски можно разбавлять питьевой водой для получения более светлого тона. Краску наносят на расстоянии 0,5-0,3 см до контуров, сформированных резервирующим составом. Контуры рисунка можно подчеркнуть черным текстильным маркером или контуром по ткани.
Заключительный этап работы. После высыхания ткань снимается с пялец (или рамки). Готовое изделие для закрепления рисунка подвергают термообработке. Проглаживают электрическим утюгом с терморегулятором, при температуре, характерной для используемой ткани. Изделие проглаживают через сухую хлопчатобумажную ткань с изнаночной и с лицевой стороны. При работе с утюгом соблюдать технику безопасности. Опрос учащихся по правилам техники безопасности при работе с утюгом.

5. Выполнение практической работы
Самостоятельная работа учащихся (40 мин) (раскрашивание батика, термическое закрепление рисунка) по технологическим картам
Критерии оценки практической работы:
аккуратность закрашивания, без выхода за контуры рисунка;
гармоничность сочетания цветов;
качественное термическое закрепление рисунка.
6. Заключительный инструктаж (5 мин.)
анализ характерных ошибок и их причины;
сообщение оценок за работу каждого учащегося.
7. Уборка рабочих мест (10 мин).

15