Методическая разработка урока Инструменты и приспособления для штукатурных работ
ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В. ГЕЛОВАНИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО МДК 01.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ»
ПРОФЕССИЯ 08.01.08 «МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»
ТЕМА: «ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ»
РАЗРАБОТАЛА : преподаватель спецдисциплин Ступакова Е.Г.
Севастополь
Методическую разработку урока по теме: «Знакомство с
инструментом штукатура » составила преподаватель
государственного бюджетного образовательного
учреждения профессионального образования города
Севастополя «Севастопольский промышленно-
технологический колледж имени маршала инженерных
войск А.В.Геловани» преподаватель : Ступакова Е.Г.
Севастополь, 2015г., 15 стр.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………..4
Цели и задачи…………………………………...5
План урока………………………………………6
Ход урока………………………………………..7
Литература………………………………………13
Приложения : Приложение 1. Анаграмма……………………………14
Приложение 2. Анаграмма с ответами………………14
Приложение 6.Организация пространства…………15
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка урока по теме : «Знакомство с инструментом штукатура», предназначена для преподавателей спецдисциплин по профессии «Мастер отделочных строительных работ» для практического использования на уроках «Спецтехнология».
Формы и методы занятий, представленные в методразработке, способствуют формированию технического мышления учащихся, формированию знаний учащихся о инструментах штукатура.
Урок проводится с использованием компьютерных технологий.
Использование активных методов обучения способствует более глубокому усвоению материала, пробуждает интерес к избранной профессии и к изучению предмета.
Тема «Ручные инструменты, механизмы, приспособления, контрольно-измерительные приборы для штукатурных работ»
Урок «Инструменты и приспособления для штукатурных работ»
Эпиграф : «Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - только тогда он может черпать радость в своем труде»
Н.К.Крупская
Тип урока : Урок ролевая игра
Цели:
Обучающая: сформировать знания учащихся об инструментах
штукатура.
Развивающая : способствовать формированию технического
мышления учащихся при изучении инструментов
штукатура.
Воспитательная : воспитывать любовь к избранной профессии.
Методическая: использовать различные формы и методы
проведения урока.
Межпредметные связи:
Производственное обучение: Тема «Знакомство с инструментами,
приспособлениями, машинами»
Материаловедение : Тема «Классификация материалов для
штукатурных работ»
Геометрия : Тема «Геометрические фигуры»
Материально-техническое оснащение урока :- компьютер;
- телевизор;
- электронная презентация ;- план урока ;- видеоролик «Картины шпателем».
ПЛАН УРОКА
№ п/пСтруктура урока Время (мин) Действия преподавателя Действия студентов
1 Организационный момент 2 Слушает доклад старосты Староста докладывает о готовности группы к уроку
2 Мотивация 3 Сообщает тему урока и цель урока Слушает, записывает дату, тему урока
3 Изучение нового материала 20 Называет эпиграф. Знакомит с ролями, которые исполняют учащиеся. Предоставляет слово каждому персонажу Рассказывают историю возникновения штукатурных инструментов, их виды, устройство, назначение.
4 Закрепление нового материала 15 Предлагает:
4.1 решить анаграммы
4.2 просмотреть видеофильм «Картины шпателем» - решают анаграммы;
- смотрят видеофильм «Картины шпателем»
5 Подведение итогов урока 3 Рефлексия. Комментирует работу учащихся, выставляет оценки Обсуждают урок, слушают
6 Домашнее задание 2 Сообщает домашнее задание Слушают, записывают
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивация обучения.
«Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - только тогда он может черпать радость в своем труде»
В нашем случае – это штукатурные инструменты, а радость – это то, ними можно сделать.
Сегодня на уроке мы познакомимся с штукатурными инструментами.
Изучение нового материала.
Преподаватель:
Многие из них присутствуют на нашем уроке. Кроме инструментов к нам пришли историк, эксперт и те, чья работа без этих инструментов невозможна – штукатуры . Первое слово Историку.
Историк:
Первые штукатуры появились в Древнем Египте за 5000 лет до н. э. Работали эти люди с гипсом и глиной. Их задача заключалась в том, чтобы выровнять поверхность стен как изнутри, так и снаружи зданий. Это была технология высокого качества, поскольку их работа сохранилась и по сей день, а труды нынешних строителей отваливаются от стены уже через 10 лет. На протяжении веков изменения происходили не только в составе раствора, но и в типе используемых инструментов. Широко распространённый ныне цемент придумали в XIX веке путём обжигания некоторых его составных — гипса, глины, извести и др. Тогда же штукатуры стали широко применять этот материал. На территории нашей страны цемент впервые стали использовать при строительстве храмов, а уже потом для зданий другого назначения.…
Преподаватель :А сейчас послушаем, что расскажут о себе инструменты
Терка
Основное предназначение штукатурной тёрки —для затирки накрывочного слоя. Данный инструмент должен соответствовать ГОСТ 25782-90 (Правила, терки и полутерки), согласно которому терка размером 200 на 110 миллиметров не должна превышать 350 граммов.
Кельма
Кельма — ручной инструмент, отшлифованная с обеих сторон стальная лопатка с изогнутой рукояткой из дерева или пластмассы.
Кельма довольно часто используется в строительстве как инструмент, позволяющий производить кладку кирпича, расшивку швов, укладку плитки, внутреннюю и внешнюю отделку помещений. Также некоторые виды этого инструмента используют для нанесения и выравнивания цементной штукатурки, раствора или плиточного клея.
Правило
Правило штукатура — представляют собой прямоугольную пустотелую алюминевую конструкцию, с двумя отверстиями для держания. Основное предназначение данного инструмента — стягивание раствора поверх установленных маяков.
Уровень
У́ровень - представляет собой измерительный инструмент прямоугольный формы из пластика, дерева или металла с установленными в нем прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью. Уровень был разработан для оценки соответствия поверхностей вертикальной или горизонтальной плоскости, а также для измерения градуса отклонения поверхности от горизонтальной плоскости.
Ковш «Шаульского»
Штукатурный ковш — инструмент для накидывания строительного раствора на оштукатуриваемую поверхность. Представляет собой полукруглую посуду с низким дном — к которой приварена рукоять.
Является инструментом штукатура-профессионала, при этом не долговечна. Практический срок использования штукатурного ковша колеблется от 1500 (ковш среднего качества — при не очень бережном использовании) - до 25000 бросков (при бережном использовании качественного ковша). Часто мастера-штукатуры для накидывания раствора — вместо ковша используют строительный мастерок.
Шпатель оригинальный
Изобрел меня строитель Мельниковский А.М.. Моя оригинальность заключается в том, что я могу одновременно наносить, уплотнять и разравнивать шпатлевку. Состою я из полотна и ручки, сделанных из одного куска или двух разных частей, соединенных гвоздями.
Полотно имеет в плане форму равнобедренного треугольника. На выпуклой стороне полотна крепится ручка. На ручке есть уступ для указательного пальца.
Толщина накладываемого слоя шпатлевки регулируется силой нажатия на шпатель.
Преподаватель:
Для нас очень важно услышать мнение экперта.
Эксперт:
Поверхности, подлежащие оштукатуриванию , обычно имеют вмятины, раковины, царапины и прочие дефекты, которые устраняют с помощью шпатлевок. Без шпателя сделать это невозможно.
Преподаватель:
О качестве инструментов могут говорить только специалисты, которым ежедневно приходится работать с ними. Слово штукатурам.
Штукатур 1 : Существует несколько разновидностей кельм, которые могут использоваться при проведении штукатурных работ. Но наибольшее распространение получили мастерок для накидывания раствора на основание и венецианская кельма (гладилка), которая обычно применяется при использовании декоративных составов. Такие инструменты различаются размером и формой рабочей части, а также качеством используемой стали. Опять же, выбирать подходящую кельму лучше в специализированном строительном магазине.
Штукатур 2:
Без этого простого инструмента не обходятся никакие серьезные штукатурные работы. Правило используется для распределения нанесенной на основании смеси по плоскости, ограниченной маяками. Правила различаются по длине, форме профиля, функциональности. Обычно в продаже имеются изделия длиной 2000, 2500, 3000 мм. В качестве материала используется сплав алюминия, что делает инструмент довольно легким. Это важно, когда приходится длительное время выравнивать стены. Кроме своей прямой функции, правило позволяет определить степень отклонения отделанной поверхности от идеально ровной плоскости. Достаточно приложить инструмент к стене, чтобы увидеть, есть ли между его лезвием и основанием промежутки.
Штукатур 1:
Для подготовки оштукатуренной поверхности к последующим шпаклевочным работам, а иногда и сразу к поклейке обоями, используют терки. Это недорогой расходный инструмент, предназначенный для затирания заметных дефектов покрытия. Поверхность либо смачивают водой, либо на нее дополнительно наносят жидкий штукатурный раствор. Распределяя его по отделываемой плоскости, добиваются нивелирования раковин и бугорков. Терки различаются как размерами, так и применяемыми материалами. Наиболее доступные варианты те, у которых рабочая часть изготовлена из полиуретана. Впрочем, вы можете встретить в продаже резиновые, пластиковые и даже металлические терки.
Штукатур 2:
Шпатели могут использоваться для нанесения выравнивающего слоя штукатурки, но чаще всего их применяют при заглаживании оштукатуренной поверхности, нанесении декоративного раствора или шпатлевки.В продаже имеются различные виды шпателей, но для штукатурных работ подходят инструменты с прямоугольным или трапециевидным лезвием. Оптимальный вариант предполагает наличие рабочей части из прочной нержавеющей стали. Такие лезвия отличаются долговечностью, в достаточной мере стойки к истиранию и, что самое важное, они отличаются упругой деформацией: после нажатия полотно возвращается в исходное положение.
Эксперт
Все инструменты должны соответствовать определенным требованиям:
- инструменты должны быть исправны;
- ручки инструментов должны быть хорошо закреплены;
- деревянные ручки инструментов должны быть хорошо обработаны, прошлифованы4- лезвие шпателя должно быть ровным, хорошо отшлифованным;
- деревянный шпатель должен быть пропитан горячей олифой, чтобы не коробился.
Закрепление нового материала
Преподаватель:
Вот так в ходе ролевой игры, создавая определенные образы, мы с вами познакомились с историей возникновения штукатурных инструментов, их разновидностями и назначением.
А сейчас всем студентам я предлагаю в течении 5 минут решить анаграммы. ( приложение 1)
Студенты:
Решают анаграммы.
Преподаватель:
Давайте вспомним эпиграф нашего урока : «Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - только тогда он может черпать радость в своем труде».
Мало кто знает, что штукатурными инструментами можно творить произведения искусства. В доказательство моих слов – это видео.
Студенты:
Смотрят видеофильм «Картины шпателем»
Подведение итогов.
Преподаватель:
Предлагаю провести рефлексию. Комментирует работу учащихся, выставляет оценки.
Студенты:
Обсуждают урок. Слушают оценки.
Домашнее задание.
Преподаватель:
Сообщает домашнее задание.
Студенты:
Слушают, записывают.
ЛИТЕРАТУРА
Г.Г.Черноус. Технология штукатурных работ: учебник для нач.про.образования/ Г.Г.Черноус.-2-е изд., стр.-М.: Издательский центр «Академия», 2013-240 с.
http://cdelayremont.ru/instrumenty-dlya-shtukaturki-sten
http://www.remotvet.ru/questions/5159-chto-luchshe-kelma-ili-shpatel-dlja-dekorativnoj-otdelki-sten.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Какой инструмент зашифрован?
ЕкьламШуькгооалс швокЬешпалтРоуьневАкётрПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анаграмма (ответы)
1. Кельма
2. ковш Шаульского3.Шпатель
4.Уровень
5.Тёрка
Приложение
Организация учебного пространства
3
3
3
2
1
Доска
Стол преподавателя
Столы учащихся