Урок Пресноводная гидра 7 класс

Тема: Пресноводная гидра
Цель: изучить особенности внешнего строения и образа жизни кишечнополостных в связи со средой
их обитания.

Задачи:
образовательные: обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности гидры, её приспособлениями к среде, об индивидуальном развитии гидры;
воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях гидры со средой, об её родстве с одноклеточными;
развивающие: продолжать обучение учащихся умениям распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.

Оборудование: таблицы «Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра», «Строение гидры».
У каждого учащегося – пустые пеналы от фотопленки с заранее сделанными продольными разрезами; пластилин двух цветов (например, коричневый и зелёный); набор из шести картонок белого цвета (размер 6Ч4 см); цветные карандаши; ножницы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: урок – практикум

Комплекс использованных методов и приемов: объяснительно – иллюстративные: словестные (беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся с учебником); словестно – наглядные: изложение с демонстрацией средств наглядностей.

Использованные ЭОР:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Действия учащихся: на одной из белых картонок цветными карандашами рисуют кожно-мускульную клетку. Вырезают ножницами по контуру, подписывают свою фамилию карандашом на обратной стороне модели и прикрепляют каждый свою клетку на магнитную доску (в соответствии с контуром гидры, заранее сделанным учителем.

В наружном слое расположены и нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т.к. снабжены длинными отростками. Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой, образуя нервное сплетение, охватывающее все тело гидры. Часть отростков подходит к кожно-мускульным клеткам.

Ученики таким же образом изготавливают модель нервной клетки (пользуясь рисунком учебника), подписывают и прикрепляют к общему контуру на магнитной доске.

Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворённых веществ и другие раздражения.
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передаётся по отросткам другим нервным клеткам, а от них – к кожно-мускульным клеткам. Это вызывает сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в комочек.
Такая ответная реакция организма на изменение внешней среды называется рефлексом.
Рисунок в учебнике стр. 58 рис.40
Рефлекс состоит из трёх последовательных этапов: восприятия раздражения, передачи возбуждения от этого раздражения по нервным клеткам и ответной реакции организма каким-либо действием.

Ученики записывают в тетрадь термин рефлекс.

Почему многие рыбы, захватив гидру ртом, выбрасывают её?
Всё тело, особенно щупальца, усажено большим количеством стрекательных клеток.
- Каковы особенности строения стрекательных клеток гидры?
Прочитайте текст в учебнике с.58 и рассмотрите рис.41.

Ученики изготавливают модель стрекательной клетки в соответствии с описанием, данным в учебнике, подписав и прикрепляют её на общий контур.

Теперь обратимся к внутреннему слою клеток тела гидры – энтодерме. Прочитайте текст в учебнике на стр. 59 и рассмотрите рис.39.
- Каковы особенности строения пищеварительных клеток?
- В чём сходство пищеварительных клеток гидры и амёбы обыкновенной? О чём это может свидетельствовать?
Клетки способны выпускать ложноножки (как у амёбы) и захватывать ими пищу. Дальнейшее пищеварение происходит внутри клетки, в вакуолях (как у простейших). Это свидетельствует об общности происхождения.
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/

Ученики изготавливают модель пищеварительной клетки, пользуясь текстом и рисунком учебника. Прикрепляют на общий контур.

Гидра дышит растворённым в воде кислородом. Органов дыхания у неё нет, и она поглощает кислород всей поверхностью тела. Продукты обмена выделяются в воду клетками энтодермы и эктодермы.

Наблюдая гидр, Трамбле увидел полипа, «который начинал производить детёныша». Исследователь с восхищением наблюдал, как маленький выступ на теле животного растёт, обретает щупальца и отделяется став уменьшенной копией «матери»

Пользуясь рисунком 42 на стр. 60 расскажите о почковании гидры. Какие организмы размножаются подобным образом?
Внешне почкование напоминает развитие из почки. Это наводит на мысль, что растения и животные в далёком прошлом имели общих предков.

На объёмной модели гидры ученики из пластилина моделируют почкование гидры.

Осенью, с приближением холодов, гидры начинают размножаться половым путем. Каковы особенности полового размножения гидры? Посмотрите фрагмент о половом размножении гидры и ответьте на вопросы.
- Какова продолжительность жизни гидры?
- Какие клетки развиваются в теле гидры перед гибелью?
- С какими простейшими сходны по строению половые клетки гидры? Какой вывод можно сделать на основании этого?
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Половые клетки гидры похожи на клетки простейших, в частности жгутиковых. Это один из признаков родства простейших кишечнополостных, которые в процессе эволюции произошли от колониальных одноклеточных организмов.

Ученики изготавливают модели половых клеток. К контуру гидры прикрепляют одну модель яйцеклетки.

А сейчас, мы узнаем об одной из удивительных загадок природы, свойством, которым владеют некоторые виды животных и гидра. http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
Ученики записывают в тетрадь термин регенерация.

Регенерация – это процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.

Закрепление знаний.
Рассмотрите свои пластилиновые модели гидры и картонную модель, созданную общими усилиями на магнитной доске.
- Какие понятия и явления отображены в идеограммах.

Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование оценок

Домашнее задание.
§13 стр. 55-62
15