УРОК-ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С.РАЗИНА
Урок - лабораторное занятие
Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебнику, историческим текстам, художественной литературе.
При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У ребят вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.
В итоге лабораторной работы обязательно в тетради должен быть оформлен определённый результат.
На данном уроке используются: учебник, актовые документы, исторические очерки.
На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание: самостоятельно познакомиться с народными волнениями XVII века.
Перед началом урока класс делится на несколько групп, каждая из которых в начале урока получает задание. Учителю важно позаботиться о том, чтобы в каждой группе был ученик, способный организовать её работу.
Предмет История Отечества
Профессия социальный работник,I курс на базе 9 классов
Урок 53.
Урок - лабораторное занятие( 2 час по 40 мин).
Тема урока :«Восстание под предводительством Степана Разина»Задачи урока: объяснить противоречия развития России в XVII в.,систематизировать знания учащихся о крупнейшем восстании второй половины XVII в., о личности Ст. Разина, развивать умения работатьс документами, учебником, картой; формировать навыки сравнения, анализа.Воспитывать чувство уважения к родной истории.
Тип урока: лабораторное занятие.
Цель урока:выработать у учащихся умения: самостоятельно работать с первоис
точниками ,читать документы,извлекать и анализировать информацию,рассуж-дать,критически оценивать документальные данные и делать логически правиль
ные выводы,составлять таблицы по исследуемому вопросу,уметь выделять необ-
ходимое из прочитанного.
Оборудование урока:карта «Народные восстания в России в XVII в.»,портрет С.Разина,на доске запись определения «крестьянская война»,раздаточные карточ ки с терминами «казаки», «холопы», «стрельцы», «бояре», «помещики», «царь».На доске: портрет СТ. Разина; карта «Народные восстания в России в40 - 70 гг. XVII века». Определение «крестьянская война».Эпиграф: Но свободы русской зарево разгорелося вокруг,
Против силы государевой города восстали вдруг.
Слава Разина победная по Руси пошла теперь...
Н. Кончаловская.
Форма организации: групповая,индивидуальная.
Ход урока :
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент (запись в рапортичке) 2 мин
Доклад старосты об отсутствующих
Прежде чем приступить к изучению новой темы,мы дол-жны повторить материал прошлого урока.
Учащиеся повторяют по конспектам
тему прошлого урока и
2.Проверка знаний учащихся 15 мин
Группа делится на команды по 4 человека и начинает повторение домашнего задания
Каждая команда выбирает командира
Объясняю правила конкурса «Свиток истории» и крите-
рии оценок:на протяжении всего урока команды получа-ют «Грамоты успеха» за ответы(2 карточки-ответ без ошибок,1 карточка-ответ с неточностью),1 карточка за активность в обсуждении вопросов и предложенных проблемных ситуаций,1-за объективность оценок команд-соперников.
Командиры команд отрывают часть
«свитка» с вопросами и вместе с ко-мандой дают ответы.
При необходимости вношу поправки в самостоятельную
деятельность учащихся
Команды отвечают,а «соперни-
ки» оценивают правильность ответа.
Выделяю наиболее активных участников конкурса из чи
сла учащихся.Они получают «Грамоту успеха»
Подводятся итоги проверки знаний,полученных на пре-дыдущем уроке
Команды подсчитывают количество карточек.
3.Изложение нового материала 20 мин
проводится с работой по заполнению таблиц
Актуализация темы: 3 мин
-Почему 17 век назвали бунташным? Какие бунты и вос-
стания произошли в течение столетия? И после кратких ответов учащихся вывешивается схема
БалашовскоеДви
жение 1632-34 гг
Соляной бунт
1648 г
Медный бунт
1662
Причины:тяжкие
поборы и повин
ности народа.
Притеснения и взяточничество
служилыхлюдей.
Выпуск медных денег,приравнен ныхсеребряным
Называю цели урока и ставлю проблемную задачу:
Выступление народа под руководством С.Разина наука
оценивает по- разному: одни учёные считают его восста
нием,другие – крестьянской войной.Изучив документы,
мы должны будем дать этому событию свою оценку:оно
было восстанием или крестьянской войной?
Заслушиваются сообщения по опере
жающему заданию:
1.Об исторических условиях разви-тия России во второй половине 17 в
2.Об усилении противоречий в стра не вследствие укрепления самодер-жавной власти.
3.О влиянии церковного раскола на
внутреннюю ситуацию в России
Учащиеся оценивают сообщения и
задают вопросы выступающим.
План работы групп:
Каждая группа получает документы,вопросы по ним,работает в течение 22 минут.
Результаты работы заносятся в таблицу на доске или на ватмане и вывешиваются на интерактивной доске
1 группа:
по учебнику определяет политические,экономические,
социальные прич
·ины восстания,их закономерность и
предопределённость в крепостнической России
Учащиеся работают с документами:
«Сообщение касательно подробностеймятежа,произведён
ного в Московии Стенькой Разиным» и с «Прелестными грамотами»С.Разина и В.Уса
2 группа :
по первоисточникам исследует требования восставших и отвечает на вопрос :«На кого были рассчитаны прелест-
ные письма» вождей восставших слоев народа?»
Учащиеся работают с документами:«Прелестными грамотами»С.Разина и В.Уса ,других вождей восставших
3 группа:
по учебнику и документам определяет социальный и на-
циональный состав участиков движения
Учащиеся работают с
документами:1)от 1670 г,3 октября –«Расспросные
речи в Тамбовской приказной избе сына боярского С.Невежина и крестьянина В.Шелудяка о действиях восставших в Ломовском уезде.
2)1670 г,октябрь, «Расспросные речи в полковом стане воеводы князя Ю.Долгорукого пленных участников
движения
4 группа:
по документам Судного Приказа и докладам бояр царю исследует вопрос о степени организации восставших их вооружении,организованности,сплочённости.
1)документ 1670,29 сентября «Рассп-росные речи казака Н.Самбуленко о начале похода С.Разина с Дона на Во лгу,о взятии им Царицына,Чёрного Яра и Астрахани.
2) документ 1670,20 октября «Из от-писок полкового воеводы князя Ю.Долгорукого в Приказ Казанского
дворца.
5 группа :
по документам современников С.Разина – мемуарам не-известного английского купца и немецкого наёмного офицера Людвига Фабрициуса,служившего в русской ар
мии.а также сочинениям В.Сиповского «Родная старина
о степени противоборства,жестокости и насилии с обеих сторон.
1) «Сообщение касательно подробностей мятежа,произведённого в Мос-
ковии Стенькой Разиным»-автор неизвестен.
2) «Русские записки»
Л.Фабрициуса
3) «Родная старина»
В.Сиповского
4.Закрепление в виде беседы по вопросам: 10 мин.
Предлагается проверить свои ответы по таблице.
Причины
движения
Требования
восставших
Состав
восставших
Степень
организо
ванности
Охват
террито
рии
Дейст
Вия вос
Ставши
В горо
дах
Команды получают закрепительные
Задания в виде таблицы,исправляют ошибки и сдают ответы,устно обос-новывая тх и проверяют ответы сопе рников.
1.Рост на
логов.
2.Сыск беглых
3.Голод в
городах
4.Ухуд-шение
положе
ния слу-
жилых
5.Эпиде-
мии.
1.Отсутст-вие чётких
требований
в«Прелестн.
письмах призывы
Избавлять-
Ся от бояр
1.Казаки,
крестьяне,
работные
люди.
2.Русские
украинцы,
мордва,
чуваши,
татары,
марийцы.
1.Количес
тво:до 10
тысяч
плохо воо ружённых войск.
Пехота,ко
нница
Дон,По-волжье,
Северо-
Восток Украин
Северн.
районы
1.Жесто
кость насилие над бояр
ством и дворяна
ми.Орга низация
управле
ния: ка-
зачий круг,
выборы
атамана
Учащимся даётся указание проверить заполненную таблицу и сверить её с вариантами правильных ответов на
Доске.Потом предлагается ответить на ряд вопросов:
1.Какие документы вы использовали?Дайте им характе-ристику.2.Какие из них заслуживают наибольшего доверия и почему?
-расспросные речи(протоколы допросов)
- «прелестные грамоты»(письма вождей движения;
-«отписки» воевод(донесения царскому правительству
-мемуары очевидцев(Л.Фабрициуса,неизвестного англич
Надо отметить,что из приведённых источников,наиболее достоверны воспоминания и мемуары очевидцев и совре
менников,как наименее заинтересованных в восстании лиц.
2,Учащимся объясняю условия конкурса «Свиток» в ко тором предлагается найти правильный ответ на «перепу
танные» вопросы.Оцениваю правильность ответов каждой команды и при необходимости вношу поправки в оценку деятельности каждой команды.По результатам совместной оценки раздаю «Грамоты успеха».
5.Подведение итогов урока 5 мин
Выводы:
Итак,по результатам сделаной работы можно согласиться с мнением,что движение под руководством С.Разина было крестьянской войной,жестоким противоборством низов и боярства,царской власти на огромной территории России.Вы познакомились с проблемой крестьянских вой и восстаний,можете высказать мысли о их различиях,научились определять их ха
рактер,факторы возникновения и борьбы народа за свои пра-ва.Узнали о политике царского правительства и проблемах развития России во 2-й половине 17 в.Можно сказать,что
1)причинами поражения восстания были наивный монархизм
стихийность выступления,локальность,слабая организованно
сть,плохое вооружение,отсутствие единого руководства,и еди нства действий.Значение восстания было в том.что оно заста-
вило царское правительство смягчить режим управления.
По итогам совместной оценки за урок учащимися и препода-вателями выставляются оценки в журнал теоретического обу чения
Заслушиваются ответы учащих-ся из каждой группы(по 1 мин)
По поставленному вопросу пе-ред уроком и каждая группа де-лает вывод.
6.Домашнее задание. 5 мин.
Конспект урока,§ 34 учебника,ответы на вопросы к нему
Запись домашнего задания.
Используемая учебная литература:
1.Учебник Истории России. А.Н.Сахаров,В.И.Буганов Ч.1
2.Книга для чтения по истории Отечества Л,Б.Яковер.
3.Мир русской истории.Под ред.А.Н.Мячина
4.Медиаприложение «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
15