Технологическая карта урока истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме
Технологическая карта урока Ф.И.О. Гадельшин Ринат ЗакарияевичПредмет: история Древнего мираКласс: 5 классТип урока: изучения нового материала
Тема Рабство в Древнем Риме
Цель Углубить и закрепить понятие о рабстве через выявление особенностей рабовладения в Риме.
Задачи Образовательные: создать условия для представления о причинах появления в Древнем Риме большого числа рабов; важнейших особенностях рабовладения; познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов, умения давать характеристику событиям и их участникам.
Развивающие: создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в парах. группах; развития творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков: умению сравнивать и делать выводыВоспитательные: создать условия для воспитания отрицательного отношения к рабскому положению людей; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
УУД Личностные УУД: Развитие:
- умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умения выделять нравственный аспект поведения
Регулятивные УУД: Формирование умения:
- ставить учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- планировать;
- прогнозировать;
- контролировать (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
- корректировать;
- оценивать.
Коммуникативные УУД: Формирование:
- умения сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности);
Познавательные УУД: Развитие:
-умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-структурировать знания; умения работать с текстом умения участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрироваться в группу сверстников;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Планируемые результаты Предметные: развитие умений работать с учебником, словарями, историческими источниками; овладение понятиями: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр, гладиаторспособность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, группах воспитание интереса к истории как науки, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; систематизировать учебную информацию; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности и целенаправленности при поиске нужной информации с различными историческими источниками.
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (презентация,.);готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Основные понятия Раб - это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов
Имение – земельное владение богатого человека;
Гладиатор – сильный раб, наученный владеть оружием
Амфитеатр – сооружение для гладиаторских игр
Межпредметные связи География, обществознание, литература
Ресурсы:
компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме», учебник для 5 класса автора Вигасина, индивидуальные технологические карты урока, рабочие листы для учащихся, словарь Ожегова, энциклопедический словарь по истории Древнего мира.
Формы урока Исследовательская, индивидуальная, коллективная, работа в парах
Технология Технология коллективного взаимообучения с использованием ИКТ
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучителя Деятельностьучеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные
Организационный моментВремя:2 мин. Учитель приветствует обучающихся. Готовятся воспринимать информацию, приветствуют учителя, друг друга и гостей Как настроение? Покажите жестом…а в Др.Риме этот жест мог спасти человека. Создание комфортной психологической атмосферы на уроке
Проверка домашнего задания.
Актуализация знанийВремя Вспомним о зарождении рабства в Греции
Заполняют первую колонку - «Знаем»
Работая с таблицей вспомнить, что мы уже знаем о рабстве и чтобы мы еще хотели узнать -
Изучение нового материалаВремя:28 мин.Этапы:
1.Обоснование и формулирование новой темы
2.Активизация знаний и целеполагание. Создает игровую ситуацию неожиданности. «Посылка из Древнего Рима»
Организует фронтальную беседу по пройденному тематическому материалу.
Организует работу с дополнительными источниками исторических знаний. см. Приложение 6
Организует работу учащихся направленную на систематизацию и углубление знаний для формирования цели и задач урока Открывают посылку, читают письмо Мудреца.
Отвечают на вопросы учителя;
Работа со словарями; сравнивают определение раба, рабовладельца, гладиатора.
Работают с таблицей «рабство в Древнем Риме
(2 колонка) в технологической карте ученика Решают проблему: кому могли в Риме принадлежать данные вещи: плетка, цепь, ошейник.
Отвечают на вопрос о том, кто такой раб, рабовладелец, где они уже встречались с этим понятием. Найти в словарях определение понятия раб, сравнить его, найти универсальное определение этого понятия.
Работая с таблицей (2 колонка) в технологической карте ученика Самостоятельно формулируют тему урока: «Рабство в Древнем Риме». Записывают в индивидуальных картах урока.
Обобщение знаний о рабстве, формирование цели и задач урока
3.Открытие нового знания.
А. Источники рабства в Древнем Риме Организует работу в парах с дополнительными историческими источниками для составление кластера (Приложение 5) Работают с историческими источниками по вопросу в карточке, составляют кластер. Составить кластер «Источники рабства в древнем Риме», сравнить его с ранее имеющимися знаниями
( опора на таблицу) выделить особенность рабства в Древнем Риме. Выделяют источники рабства: плен, долги, работорговля, по приговору суда, рабство по рождению, пиратство.
Особенность: основной источник рабства - война, но появились и новые – пиратство и преступники. Записывают в индивидуальных картах урока. Б. Отношение к рабам в Древнем Риме (столкновение с проблемой) Организует коллективную работу по слайду презентации. Прием «Оживи картину» (Приложение 9) Инсценируют картину «Рабы в имении». Решают поставленную проблему. На основе инсценировки, высказать свое мнение: раб – это человек или говорящее орудие труда. Справедливо ли рабство на ваш взгляд? Выделают особенность рабства в Древнем Риме: рабы - это говорящие орудия труда. Записывают в индивидуальных картах урока. В. Использование труда рабов. Организует работу с иллюстрациями учебника и соответствующей схемой в технологической карте ученика.
Дает алгоритм работы по составлению устной тематической презентации, организуя работу в группах. (Приложение 1,7,8) Работают с иллюстрациями учебника параграфа 49, составляют схему «Рынок рабов» в технологической карте ученика, работают по алгоритму с учебником и готовят устную тематическую презентацию Рассмотреть иллюстрации параграфа 49 и составить схему «Рынок рабов»
Изучив алгоритм составления публичной презентации , подготовить тематическую устную презентацию по плану. Схема «Рынок рабов»
Использовались с с/х, на рудниках, как гладиаторы, в ремесленном производстве. Как прислуга в богатых домах. Записывают в индивидуальных картах урока.
Составление устных презентаций по темам:
Рабство в имении.
Рабство в богатом доме.
Гладиаторские бои.
Выделение особенностей рабства в Древнем Риме:
А) массовое использование рабов в сельском хозяйстве.
Б) использование рабов в качестве домашней прислуги. рабы – парикмахеры; рабы – музыканты и певцы; рабы – врачи, библиотекари, секретари, управляющие.
В) Рабы – гладиаторы, кровавые зрелища.
Записывают в индивидуальных картах урока Закрепление нового материала Время:5мин. Подведение итогов-источники рабства, использование труда рабов, особенности рабовладения. Отвечают с составленных рабочих листов.
Рефлексия Время:5мин. Заполните задание в рабочем листе –
«Оцени себя сам». Оценивают по 10-ти бальной шкале работу на занятии.
.