Презентация: «Механизмы коммуникативной речи»


МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ И.Ю. АБЕЛЕВАМОСКОВСКИЙ СЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТФАКУЛЬТЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИПрезентацию подготовила и провела:Широнина Е.К. РЕЧЬ КАК УНИКАЛЬНЕЙШАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Человек, именуемый в научной систематике видом Homo sapiens (существом разумным).Главной силой сцепления людей служит язык.Язык –самое выдающееся проявление человеческого ума.Именно в языке заключается зародыш могущества человека.Практическое употребление языка каждым конкретным человеком есть не что иное, как речь.Язык и речь неотделимы друг от друга: как нет внеречевого языка, так нет безъязычной речи.Речь-это поведение человека, язык таковым не является; речь можно слышать, видеть, осязать, то есть непосредственно воспринимать; с языком ничего подобного сделать нельзя. РЕЧЬ КАК УНИКАЛЬНЕЙШАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Звуковая коммуникация животных-продукт эволюции, продукт естественного отбора с выживанием наиболее приспособленных к условиям среды особей, дающих продолжение роду.Крики-это врождённые инстинкты как направляющее начало поведенческой активности.Крики животных не поднимаются выше первой сигнальной системы, которую природа распределила между животными.У животной коммуникации нет истории.Ценность звуковой коммуникации животных-в её приспособительном характере. Именно такая роль отведена ей природой.Человеческий язык как общественно-исторический продукт в корне отличается от сигнальной системы животных. РЕЧЬ КАК УНИКАЛЬНЕЙШАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Многоуровневая организация языка-в этом её уникальность-позволяет человеку конечным набором языковых средств передавать практически бесконечное множество сообщений.Комбинационные потенции речи, могут удовлетворить все потребности человеческого общения.Слово появляется всегда и как знак, и как значение. Не бывает знака без значения, а значения без знака.Слова социально мотивированны.Слово в роли знака условно, но вот та реальная вещь, чьим названием оно является-безусловна.В силу конвенциальности связь между словом и его значением-произвольная.Возможности образований новых значений у «старых» слов неограниченные, чем обеспечивается высокая эффективность речи. РЕЧЬ КАК УНИКАЛЬНЕЙШАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Головной мозг управляет всеми психофизическими функциями. Самую обширную территорию в коре человеческого, и только человеческого мозга, занимает представительство рта, уха и кисти рук-органов, участвующих в механизмах речевого общения.Головной мозг парный орган. Речевая деятельность-функция центральной нервной системы, реализуется с помощью периферического речевого аппарата. ЗВУКОГОВОРЕНИЕ КАК ВЫДАЧА УСТНОЙ РЕЧИ (ЭКСПРЕСИВНАЯ РЕЧЬ) Человек существо мыслящее, говорящее и обладающее языком. Язык в его историческом первородстве был звуковым, т.е. воплотился в устной речи.Устная речь и сегодня остаётся основным способом общения людей, преобладая среди прочих форм социальной коммуникации.В основе производства устной речи лежит произносительный механизм.Произносительный механизм включает в себя центральный и периферический аппараты.Периферический аппарат устной речи-это сдвоенный ротоглоточный резонатор.Рот обеспечивает статику устной речи, а глотка её динамику.Процесс произнесения называется артикуляцией. ЗВУКОГОВОРЕНИЕ КАК ВЫДАЧА УСТНОЙ РЕЧИ (ЭКСПРЕСИВНАЯ РЕЧЬ) Центральный аппарат произносительного механизма расположен в головном мозге. Его средоточием является задняя треть нижней лобной извилины, или зона Бока-двигательный центр речи.Центральный аппарат моторного механизма устной речи включает в себя два уровня –кору и подкорку.Подкорка, в её ведении находятся органы и их нервно-мышечный тонус, служит энергетическим источником активации коры. Кора возглавляет общее руководство речью-принятие решения и выработку программы.Таким образом, отношения между уровнями центрального аппарата субординационные: подкорка подчиняется коре.Для полноценности речи равно и субординация или подчинение, и координация или согласованность. ЗВУКОГОВОРЕНИЕ КАК ВЫДАЧА УСТНОЙ РЕЧИ (ЭКСПРЕСИВНАЯ РЕЧЬ) Произношение-это практическое использование языкового эталона каждым конкретным человеком в каждой конкретной ситуации.Произношение-это нейтральное, устное воспроизведение слова. Главным оценочным критерием произношения является правильность-не правильность.Произнесение-это практическое использование языкового эталона каждым конкретным человеком в каждой конкретной ситуации. В силу закономерного расхождения между произношением и произнесением,- а это расхождение всегда содержательно,-устная речь не только членораздельна, но ещё и выразительна.Постоянство звукового строя в рамках конкретного языка, с одной стороны, и многообразия изменчивость звуковой оболочки слов при их реализации,-с другой делают принципиально осуществимым коммуникативное назначение речи. ЗВУКОВОСПРИЯТИЕ КАК ПРИЁМ УСТНОЙ РЕЧИ (ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ УХО-РАЗУМНОЕ УХО. Человеческий слух вобрал в себя два разных по генезису, и по свойствам слуха: тот, которым наделила его природа, и тот, который с изобретением языка выработал и закрепил в себе сам. Есть просто физический слух и есть специфически языковой.Слышит не само ухо, а мозг при посредничестве уха.«Обман» слуха, или слуховые иллюзии,-не сенсорное явление, а умственное, что является научно доказанным фактом.Усвояемый с раннего детства, язык радикально перестраивает физиологию слуха, нацеливая его, прежде всего на речь окружающих.Внедрившись вместе с речью в мозг, язык превращает наше ухо из биологического органа в биосоциальный.Язык-главный «виновник» осмысленности воспринимаемых звуков речи, а затем и остального звучащего мира. ЗВУКОВОСПРИЯТИЕ КАК ПРИЁМ УСТНОЙ РЕЧИ (ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ) Что же представляет собой языковой слух? Всецело детерминированный языком, он выделяет элементы языка, заключённые в устной речи окружающих. Наименьшей единицей языка является фонема.Главной отличительная особенность фонемы состоит в том, что она в одиночку способна изменить всё слово.У фонемы есть свои признаки, по которым она распознается.Фонема принадлежит языку, а язык реализуется в речи.Как единица фонема языка неизменна.Центральной единицей языкоречевой системы является не фонема, а слово.Звучащее слово-это не только неизменный звукокомплекс, обладающий предметным значением. Слово всегда обозначает ту или иную вещь, явление, факт, событие. ЗВУКОВОСПРИЯТИЕ КАК ПРИЁМ УСТНОЙ РЕЧИ (ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ) УСТНАЯ РЕЧЬ.Работа сенсорного механизма устной речи выделяет выделяет два уровня активности-собственное восприятие и собственно понимание. Восприятие анализ и синтез языковых средств, использованных для распознания словесных знаков.Понимание-это дифференциация и интеграция всех наличных слагаемых звучащей речи6 несущих информацию.Без восприятия понимания быть не может. Может быть полноценным восприятие, но нарушенным понимание, как это происходит, в частности , при сенсорной афазии;Нарушено восприятие, но полноценно понимание, как это бывает при тугоухости. Слуховой прём устной речи столь же творческая функция человеческой психики, как и выдача устной речи. Ибо то и другое творимо смыслом. ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК КОММУКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА УСТНОЙ РЕЧИ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ.Речевое общение-абсолютно необходимое условие любой концепции, любого сотрудничества, от самого малого масштаба до всемирного. Речь никогда не есть только то, что произносится, но всегда и то, что понимается. Двусторонняя направленность речи как раз и делает её надёжным каналом социальной связи.С тех пор, ка появилась речь, она существует в форме устного диалога-непосредственного разговора как минимум двух человек.По ходу диалога его участники поочерёдно меняются местами: говорящий становится слушающим, а слушающий- говорящим.Диалог ведётся на принципиально паритетных началах, т.е. на равном положении его участников.Диалог нужно анализировать обстоятельно с обоих концов, и со стороны говорящего и со стороны слушающего. В противном случае картина будет не полной и искажённой. ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК КОММУКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА УСТНОЙ РЕЧИ ФРАЗЫ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ:Потребность в речи, или коммуникативное намерение (мотивационная).Рождение замысла и выбор модуса высказывания во внутренней речи (программирование). Готовность к речи (настроечная).Звуковая реализация речи (исполнительная) Мысль, пробиваясь в речь, движется необратимо, только вперёд, её нельзя обратить вспять. ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК КОММУКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА УСТНОЙ РЕЧИ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. МОНОЛОГ.В распоряжении человека имеется ещё одна «единица» коммуникативного поведения, широко используемая в общественной практике. Это-монолог.Монологическая речь как правило публична. Чаще всего произносится при большом скоплении людей.Монолог-это в сущности тот же диалог, только намного совершеннее и по форме, и по содержанию, и протекающий в более сложных для обеих сторон социально психологических условиях.Диалог и монолог взаимополезны для обеих сторон. Ставя какую-то жизненную проблему и разрешая её, они не оставляют никого из участников такими же, какими они были до этих коммуникативных актов.От диалога к монологу, и наоборот, человек становится разумней и мудрее. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ КАК ИНВАРИАНТ ЖИЗНИ ЯЗЫКА ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ. Возникновение письменности знаменовало собой новую гигантскую веху на пути раскрепощения разума. Она произвела подлинную революцию в судьбе рода человеческого, радикально изменив принципы, которыми человек руководствовался в дописьменную пору.Благодаря письменности, все достижения предшествующих эпох передаются в целости и невредимости последующим эпохам.Подключение к устной речи письменной колоссально расширило пропускную способность коммуникативной системы человека и увеличило её информационную ёмкость.Письменная речь выросла из недр устной речи как производная от неё форма бытия языка.Современный человек –двоякоговорящий: устно и письменно. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ПОСРЕДНИК МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ, ЯЗЫКОМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВО-ГОВОРЯЩЕЕ. ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВО-МЫСЛЯЩЕЕ. Самая что ни на есть человеческая особенность речи-осмысленность, активное в ней мышление.Телесный орган, вырабатывающий мышление,-головной мозг.Будучи главным орудием мышления, язык не есть мышление как функция головного мозга. Надо чётко понять, что относится к языку, а что-к мышлению. Язык как система знаков имеет в своём распоряжении только и только значения, ничего кроме. Их он и доставляет мышлению. Снабдившись значениями, мышление передаёт их на хранение в блок памяти, а само «освобождается» от языка и вырабатывает собственную систему единиц, каких в языке нет. Это-понятия. Именно понятиями оперирует человек в своих умозаключениях и о действительности. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ПОСРЕДНИК МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ, ЯЗЫКОМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮ ПОНЯТИЕ.Понятие-сугубо отвлечённый предмет, не существующий как нечто материальное и в то же самое время наличествующий в каждой единичной вещи целого класса однородных вещей как их неизменное, инвариантное свойство.С вещью слово связано ассоциативно, с понятием-концептуально.Если рассматривать состав мышления, т.е. имеющиеся в нём понятия, то оно, естественно, у всех людей разное.Связь понятий при умозаключениях подчинена законам логики, тогда как слова соединяются в речи по законам грамматики.В процессе общения, начинающегося с самого рождения, человек узнаёт из речи окружающих не только имена вещей как условные обозначения, а заодно с ними постепенно усваивает сущность самих вещей-поставщиков наглядного материала для мышления, то есть, овладевая словами, он приобретает понятия. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ПОСРЕДНИК МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ, ЯЗЫКОМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ.«Мне кажется, что истину я знаю и только для неё не знаю слов». Зинаида Гиппиус.У каждого человека, будь он монолингв, биглот или полиглот, есть две речи как органические составляющие разумности: речь внешняя (экзофазия) и речь внутренняя (эндофазия).Взаимообуславливающие друг друга и никогда одна без другой не возникающие, они делят между собой оборотные стороны языка.Внешняя речь, предназначенная для других и используемая при общении с ними,-это открытое поведение, наблюдаемое со стороны. Нацеленная на других, она всегда сообщается, всегда адресуется вовне и предполагает непосредственное её восприятие другими, чтобы быть понятой.Внутренняя речь, предназначена для себя и используемая для обработки поиска информации,-это закрытое поведение, протекающее интроспективно и не рассчитанное на посторонних. Прямого доступа другим к ней нет. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ КАК САМОНАУЧЕНИЕ ЯЗЫКУЕстественной предпосылкой для превращения новорождённого из существа неговорящего в существо говорящее является, прежде всего , головной мозг, чья морфологическая структура в ходе эмбрионального развития достигает определённой зрелости.Генетическая программа, заложенная в мозге ребёнка, доставляет только сырой строительный материал, принципиально годный для обработки.Словом, наследственность с рождением не заканчивается, а только-только начинается.Фундаментальным с психологической точки зрения является тот факт, что бессловесное дитя, покинув материнское чрево, начинает своё бытие в говорящей среде, где речь столь же неотъемлемая часть жизни, как жилище, пища, одежда.Онтогенез речи, как психики в целом, носит стадийный характер. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ КАК САМОНАУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ. СТАДИИ.Ребёнок «возвещает» о своём появлении на свет резким криком. Приблизительно к 2-2.5 месяцам наступает предречевая стадия, охватывающая почти весь период младенчества, который длится до 1 года. Начинается она с гуления.На смену гулению, месяца в три , приходит лепет, чьи звуки уже более расчленённые, чем звуки гуления.Гуление и лепет детерминированы и биологически, и универсальны для младенцев всего мира.Поздние лепетные звуки-это прообразы речевых звуков усвояемого языка.Заключительный этап лепета-прямой предвестник детской речи. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ КАК САМОНАУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ РЕБЁНОК ЗАГОВОРИЛ!Ребёнок учится языку с помощью многократных попыток воспроизвести услышанное и наблюдения за произведённым на окружающих эффектом.Учась первым словам, ребёнок делает первые шаги по пути к абстракции.Принято считать, что первые самостоятельные слова ребёнка функционально эквивалентны предложению.Почти весь дошкольный период идёт интенсивная реализация грамматических возможностей.С возникновением речи появляются условия для усвоения знаний.Основное содержание жизнедеятельности в ранние годы составляет игра, самым непосредственным образом связанная с речевой коммуникацией.В 5-6 лет лексико-грамматическое формирование детской речи можно считать состоявшимся.Таким образом, к концу дошкольного возраста ребёнок практически уже научается всему тому, что предстоит изучать в школе. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧИ КАК СОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА Мерилом могущества человека служат знания: больше знать-больше мочь, лучше уметь, дальше предвидеть, вернее действовать, достойней жить.Знания-суть, результат общественно-исторического познания действительности.Процесс познания безостановочен, как сама действительность.Как род человеческий, так и каждый отдельный его представитель приобретают знания исключительно благодаря языку.Ибо знания попадают на язык, закрепляются в языке и с языком же отдают себя в распоряжение человека.Без языка путь к знаниям закрыт. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧИ КАК СОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКАШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ-ЭТО ПЕРЕХОД ОТ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ РЕЧИ К РАЗВИТОЙ.Знание языка-пропедевтика всей прочих знаний, начало начал всякого образования.С поступлением в школу самонаучение языку уступает место сознательному изучению языка.При восхождении на вершину речевого Олимпа ученик сделает для себя уйму открытий.Язык выявляет познающему его всё новые грани своего невообразимого многообразия. Накопление языковых знаний-пробный камень для дальнейшего развития речи.Высшей ступенью совершенства является речь на литературном языке, представляющем собой образцовую, исторически обработанную и закреплённую общественной коммуникативной практикой форму. КОНЕЦ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи: учеб.-моногр. пособие; подг. к изд. и ред. В.И. Селеверстова.-М.:ПАРАДИГМА, 2012.-228С.:ил., табл. (Специальная коррекционная педагогика)