Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи «Как Цыплёнок маму искал» (развитие связной речи по лексической теме «Домашние птицы»)


ГБОУ гимназия № 1599
дошкольное отделение «Речецветик»
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

(на материале лексической темы «Домашние птицы»)

«КАК ЦЫПЛЁНОК
МАМУ ИСКАЛ»
Автор: Н.А. Сладковская- учитель-логопед
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:
Эта непосредственно образовательная деятельность рассчитана на старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Формой проведения выбрана игра – путешествие с элементами ТРИЗ. Дети сами сформулировали цель и являлись основными участниками на протяжении всего времени. На каждом этапе были созданы различные проблемные ситуации, разрешение которых способствовало развитию просодической стороны речи , построению антонимических отношений, развитию грамматического строя речи. Непосредственно образовательная деятельность построена с учётом принципа «от простого к сложному». Основная цель- развитие связной речи- была достигнута посредством использования различного наглядного и раздаточного материала. Интерес поддерживался сменой видов деятельности и даже места (на ковре, за столами, у телевизора) и использованием «сюрпризных» моментов. Была проведена большая подготовительная работа: использованы иллюстрации к сказке Сутеева «Цыплёнок и Утёнок», созданные детьми.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи «Как Цыплёнок маму искал» (развитие связной речи по лексической теме «Домашние птицы»)Цель: развитие связной речи детей посредством погружения в мультипликационную сказку, созданную самими детьми
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
развитие слухового внимания;
развитие фонематических процессов;
развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Познавательные:
создание игровых ситуаций для творческого воображения и мышления;
развитие воображения, логического мышления: игра «Третий лишний»
Воспитательные:
воспитание любви к братьям нашим меньшим
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование - телевизор, ноутбук, программное обеспечение.
Карточки-задания
Серия сюжетных картинок «Как цыплёнок маму искал»
Мультипликационный фильм «Цыплёнок и утёнок», созданный из детских рисунков, озвученный детьми.
Дети входят в группу, встают на ковре.
Учитель-логопед:
Послушайте звуки и определите, куда мы попали.
Гогочет гусь или гусыня, крякает утка или селезень, бормочет индюк или индюшка, кукарекает петух, кудахчет курица.

Учитель-логопед: Куда же мы попали?
Дети: На птичий двор.
Учитель-логопед: Посмотрите, что это? ( Яйцо, из яйца появляется Цыплёнок)
Учитель-логопед: Кто это?
Дети: Цыплёнок.
Учитель-логопед: Он совсем маленький и не знает, кто он и кто его мама.
Послушайте: не мама ли зовёт своего птенчика?
(Слышится мяуканье кошки)
Нет, это мяукает кошка.
Учитель-логопед: А кошка не может быть мамой цыплёнка? Почему?
Дети: Кошка - это домашнее животное, а цыплёнок- птенец, будет птицей. У него клюв, 2 крыла, 2 лапы, хвостик. Тело покрыто перьями. А у кошки 4 лапы, длинный хвост, тело покрыто шерстью. У кошки котёнок, котята.
Учитель-логопед: Хорошо, пусть не мама, но давайте поиграем. Вот кошачьи уши. Я надеваю их на одного из вас и даю задание, как надо мяукнуть. А вы все постараетесь угадать, как надо было мяукнуть.
Задания: мяукнуть громко, а наоборот? все вместе – тихо; ласково- грубо, далеко- близко, высоко- низко, зло- по-доброму, плавно- отрывисто.
Учитель-логопед: Вот мы и поиграли с кошкой. Но надо искать маму Цыплёнка. Среди кого же мы будем её искать?
Дети: Среди птиц.
III.Учитель-логопед: Хорошо. Тогда пройдите на свои места и посмотрите: у вас у всех на листах изображения птиц.


(Использованы фотографии с сайта «Yandex. фото»)
На какие 2 группы их всех можно разделить?
Дети: Перелётные и домашние.
Учитель-логопед: Возьмите карандаши: синим обведите перелётных птиц, а красным – домашних.
Назовите перелётных птиц.
Назовите домашних птиц.
Учитель-логопед: Среди каких птиц должна быть мама Цыплёнка?
Дети: Среди домашних.
Учитель-логопед: Есть она тут?
Дети: Нет. Тут индюк! И гусь!
Учитель-логопед: Нет, ребята, внимательно посмотрите и послушайте: мамы. Значит,….гусыня и индюшка. Они чьи мамы?
Дети: У индюшки индюшата, а у гусыни- гусята.
Учитель-логопед: Нет мамы Цыплёнка и здесь. Зато есть задание.
Какое интересное. Какие-то предметы нарисованы, даже не птицы. От кого оно?
Узнаем, если сделаем так: надо произнести названия предметов, узнать первый звук в названии и из первых звуков всех слов составить название птицы, которая нас зовёт.
Индивидуальные задания на листах:
УдочкаТанкКотАпельсин
УтюгТортКактусАист
УлейТуфлиКонфетаАзбука


У всех получается слово: УТКА.
Учитель-логопед: Для начала она нас всех зовёт на весёлый танец маленьких утят….
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ (музыка Томаса Вернера)
Учитель-логопед: Как же весело! Ведь утка - мама цыплёнка.
Дети: Нет, у утки перепонки на лапках, а у цыплёнка- коготки, у утки клюв длинный и тупой, а у цыплёнка- маленький и острый. Утка умеет плавать, а цыплёнок-нет. У утки утята.
Учитель-логопед: А вот как раз об этом наша история.
Причём, мы сами её нарисовали.
Внимание на экран.
Давайте теперь расскажем, что же приключилось.
Появляются кадры по очереди. Дети рассказывают сначала по цепочке, а затем 2-3 человека целиком от 3-го лица.
Примерный рассказ: Утёнок вылупился из яйца, а потом вылупился цыплёнок. Утёнок пошёл гулять, за ним пошёл цыплёнок. Утёнок нашёл червяка, этого же червяка нашёл цыплёнок. Они стали тянуть его. Потом утёнок поймал бабочку. И цыплёнок тоже её поймал. Утёнок увидел лягушку и испугался, цыплёнок даже за него спрятался, ему очень страшно. Утёнок пошёл купаться и цыплёнок за ним. Утёнок-то плавает, а цыплёнок чуть не утонул. Пришлось утёнку его доставать – спасать. Пошёл утёнок опять плавать, а цыплёнок- нет, больше не пошёл.
Давайте же посмотрим, что приключилось на самом деле и что решил Цыплёнок.
Учитель-логопед:Услышала его мама … ?
- Дети: КУРИЦА.
А вот и она. Давайте мы их теперь рядышком посадим и оставим, а сами пойдём на музыкальное занятие.