Мы — творцы творческий проект длиною в 20 с лишним лет
Паспорт
«Мы - творцы» проект длиною в 20 с лишним лет.
Раздел: изобразительное искусство
Учебный год: 2015 /2016
Выполнила: Карпова Полина, ученица 8 класса МБОУ СОШ д. Ручьи
Руководитель: Пучкова Ирина Николаевна, учитель изобразительного искусства
Описание работы: Данной работой автор пытается показать важность преемственности поколений в школе, сохранение её традиций, а на современном этапе «оптимизации» обратить внимание администрации района на важность влияния местной школы на социум в масштабах 1-го среднего сельского поселения.
Форма работы: долгосрочный творческий проект (23 года).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Ручьи
Районный конкурс исследовательских работ и проектов
Долгосрочный творческий проект на тему:
(продолжительность 23 года)
«Мы - творцы…»
Работу выполнила:
ученица 8 класса:
Карпова Полина
Руководитель: Пучкова И. Н.
учитель изобразительного искусства
2016
Содержание
Введение 1. Пояснительная записка 1.1. Область и объект творческой работы.
1.2.Актуальность темы.
1.3. Формулировка цели и задач исследования. 1.4. Этапы работы реализации проекта.
2. Теоретические исследования
3. Практическая работа. 3.1. Предполагаемый результат.
4. Продукт проектной деятельности.
4.1. Презентация проекта.
5. Выводы.
6. Информационные ресурсы и обеспечение.
7.Приложения.
Введение
Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.
Только представьте долгосрочный проект в 20 с лишним лет! И как замечательно, когда виновниками и исполнителями становятся непосредственно сами дети. Это не просто дети и ученики. Они те, кто вложил свой труд, умения и частичку своей детской творческой души (в буквальном смысле) в стены своей школы. Ведь будущим поколениям новых учеников, которые придут в нашу школу за своими братьями и сестрами, папами и мамами будет теплее и уютнее. Школа для них станет, можно сказать, домом, где они – мальчики и девочки проведут большую часть их детского времени.
Вот они наши первые ласточки – начало изостудии «Ручеек» и первого большого школьного проекта - 1993 год.
Не будем к ним строги. Это было только начало, но как «горели» тогда эти дети, а теперь уже – наши родители или сестры и братья, излучая свою фантазию и надежду!
1. Пояснительная записка
1.1. Область творческой работы – дизайн и оформление.
Объект творческой работы – интерьеры школы.
1.2. Актуальность: Сначала в 1993 году в школе были обыкновенные занятия школьного кружка изобразительного искусства: изучение жанров и видов изобразительного искусства, их представителей и их произведения. Студийцы не только учились рисовать , писать акварелью и маслом, но изучали и практиковались в декоративных видах изобразительного творчества таких как глиняная игрушка, роспись по дереву, металлу и фаянсу, батик. У многих учеников изостудии сложилась устойчивая потребность практики в изобразительном искусстве. Требовалось расширить области их творчества.
К тому времени, в результате деятельности изостудии, образовался хороший сплоченный творческий коллектив старшеклассников, которые могли не только выполнять творческие отдельные работы, а работать сплоченно, выполняя коллективные работы по оформлению декораций школьных вечеров. Это были большие полотна, расписанные маслом для различных праздников.
Работы по декорации выполнялись быстро. Каждый выполнял свою часть работы над полотном, доверенную ему коллективом.
В то время школьные длинные коридоры имели далеко не привлекательный вид. Они были покрашены по всей поверхности синей масляной краской, вызывая не самые хорошие чувства у учащихся школы, если учесть, что школьники проводят в этом здании, практически, целый день.
Принимая во внимание полученный учениками в декорациях школьных вечеров опыт, а так же профессиональное образование руководителя изостудии (архитектор), решение администрации школы в росписи стен пришло на третий год работы изостудии.
1.3. Цели проекта:
показать важность преемственности поколений в школе, сохранение её традиций;
на современном этапе «оптимизации» обратить внимание администрации района на важность влияния местной школы на социум в масштабах 1-го среднего сельского поселения.
Гипотеза: уровень творческого потенциала, моральные ценности подростков, их отношение к окружающему социуму существенно повысятся, если их творчество станет реальным и ценным для будущих поколений.
Задачи проекта:
сформировать и развивать у учащихся потребность к искусству в общем, как основополагающего фактора личностной культуры;
сформировать и развивать у учащихся потребность к изобразительному искусству, не только как развивающего и воспитательного элемента личности ученика, но и с учетом выбора будущей профессии;
сформировать единый разновозрастной коллектив изостудии школы, где старшие являются наставниками для младших;
сформировать группу учеников старших классов для оформления интерьеров школы, обучить их технике и мастерству росписи маслом;
сформированной группе выполнить поисковую работу по выбору стиля и тем росписи стен;
начать долгосрочный проект и поддерживать его со временем;
проводить последующие занятия изостудии с учетом преемственности поколений старшеклассников;
сформировать гражданское отношение личности ученика школы к окружающему его социуму;
сформировать ценностное отношение учеников к истории и традициям своего края и школы.
1.4. Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Сформировать группу из учеников старших классов для работы над проектом;
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
1-я часть проекта:
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- Создание эскизов орнамента и эскизов стен 1-го этажа;
- Подготовка необходимых материалов для практической работы;
- Закупка материалов для практики;
-Усвоение знаний по т/б работы с лакокрасочными материалами;
- Оформление стен первого этажа;
- На протяжении выполнения 1-й части проекта – подготовить следующую группу учеников для практической работы над 2-й частью проекта.
2-я часть проекта (завершающая основной цикл росписи стен школы):
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности для 2-й части проекта;
- Создание эскизов орнамента и эскизов стен 2-го этажа;
- Подготовка необходимых материалов для практической работы;
- Закупка материалов для практики;
-Усвоение знаний по т/б работы с лакокрасочными материалами с новыми участниками проекта;
- Оформление стен 2-го этажа;
- На протяжении выполнения 2-й части проекта – подготовить следующую группу учеников для практической работы над 3-й частью проекта.
3-я часть проекта (реставрация и оформление новых интекрьеров школы):
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности для 3-й части проекта по мере необходимости и развития проекта;
- Создание эскизов росписи стен интерьеров;
- Подготовка необходимых материалов для практической работы;
- Закупка материалов для практики;
-Усвоение знаний по т/б работы с лакокрасочными материалами с новыми участниками проекта;
- Оформление стен интерьеров, реставрация прежних росписей;
- На протяжении выполнения 3-й части проекта – подготовить следующую группу учеников для практической работы над следующей частью проекта.
Продолжительность проекта: 23 + лет
Участники: ученики 5-8 классов, учитель изобразительного искусства (руководитель изостудии при МБОУ СОШ д.Ручьи). Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
2. Теоретические исследования для эскизов орнамента и интерьеров школы.
Перед учениками возник ряд вопросов и проблем:
Как в общем будет выглядеть это замечательное место?
Какой стиль росписи лучше подойдет для нашей школы?
Какие герои и темы будут отражены на стенах и в интерьерах?
И началась изыскательская и аналитическая работа: просмотр литературы по дизайну школ и университетов, возможных вариантов оформления интерьеров, выбор основного направления дизайна оформления. Работу начала группа старшеклассников, позже было принято решение о преемственности - в течении 2-х последних в школе лет старшие ученики обучали учеников средних классов, готовя себе замену.
Стиль росписи стен подсказали формы рекреаций - узкие длинные коридоры, большие прямоугольные проёмы окон. Были изучены несколько вариантов орнамента и сюжетов, подходящих для них. После небольших дискуссий было решение. Старшеклассниками студии было выбрано три варианта орнамента: римский, греческий и русский. Также была выбрана тематика из мифов Древней Греции. Стилизованный учениками орнамент подходил к сюжетам, которые были опорными сигналами для каждого кабинета в виде определенного тематического рисунка. Также было решено, что роспись необходимо было выполнять масляной краской для долговечности.
3. Практическая работа выполнялась по этапам реализации проекта.
В течении нескольких лет шел процесс обучения и преемственности мастерства оформительских работ, где старшие служили примером и были учителями для младших. Ведь каждому ученику хотелось оставить свой труд на память в школе.
Каждый красочный мазок цветного полотна или завитушки орнамента напоминают новым учащимся (приходящим в нашу школу) о тех, кто хотел изменить окружающее нас пространство, превращая его в красочный мир образов.
Насколько сложно, но интересно было осуществить этот замысел, могли бы рассказать наши папы и мамы, сестры и братья, те, кто были первыми в проекте.
По их словам и рассказу руководителя проекта сложность заключалась в том, что стены здания школы очень высокие, а ученики 7-9 классов не слишком. Поэтому для выполнения этих работ ученикам приходилось ставить стул на парту, и только так можно было нанести разметку верхних линий орнамента, перед этим протянув нить между крайними точками (учениками, которые её держали). Ученики, стоящие на партах посередине, постепенно продвигались, переставляя парты, и при помощи линейки и карандаша размечали орнамент. Такая работа отнимала большую часть практического времени из-за сложности её выполнения. После того как орнамент был нанесен в карандаше, он выполнялся масляной краской одного тона. Эта часть работы была не менее сложна, чем первая, т.к. работу маслом приходилось выполнять стоя на партах, высоко вытянув руки с кистью для нанесения орнамента масляной краской. Кто работал малярными красками, знает о сложности этого далеко не легкого процесса: необходимые предосторожности для рук и лица, промывка и хранение кистей и красок, смывка подтеков с линии орнамента, специальные растворители и их запах. Не менее сложно было стоять на корточках и выписывать нижний орнамент.
Все можно преодолеть, если единая цель, если интересно и здорово, а ещё есть опытный руководитель процесса. И даже если на тебя падала банка с краской или случайно вымазал футболку, брюки, которые каким-то образом высунулись из под рабочей одежды, то отмывшись и попив чаю с такими же измазанными друзьями, понимал, как здорово быть вместе и делать одно доброе и замечательное дело.
Правда на утро, явившись в школу, иногда, были и жалобы – попало от мамы. Но родители тоже понимали, чем занимаются их дети, всячески стараясь поощрить своих художников: мамы готовили что-нибудь вкусненькое для чаепитий во время отдыха на изостудии, а папы иногда вывозили студийцев на пленер или отдых на Сестру.
По просьбе руководителя изостудии, при помощи администрации деревни Ручьи и директора школы была организована великолепная недельная поездка в Санкт-Петербург для оформляющих стены школы студийцев бесплатно! Это была великолепная награда за труд учеников.
Поездка была замечательной и незабываемой. Вернувшись назад, побывавшие в Петербурге ученики рассказали своим друзьям и одноклассникам о красоте этого города, его памятниках, архитектуре, замечательных людях. После чего поехать в Санкт-Петербург на выпускной стало своеобразной традицией для выпускников нашей школы.
И уже в наши дни дочки или сыновья первых выпускников изостудии помогают сохранять традиции школы, беречь её красоту и теплоту интерьеров, реставрируя росписи стен, оформляя новые интерьеры для будущих поколений.
3.1. Предполагаемый результат:
- Развитие устойчивого интереса к искусству и к изобразительному творчеству в частности;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
- Создание единого развивающегося коллектива, где старшие становятся наставниками и друзьями для младших;
-Развитие у учеников чувства гражданской ответственности перед будущими поколениями и окружающим их социумом;
-Сформировать у участников проекта потребность творчества для выбора будущей профессии.
4.Продукт проектной деятельности - оформленные интерьеры школы.
5. Выводы:
Сейчас можно с гордостью констатировать, что изостудия нашей школы занимает свое место среди внешкольных образовательных учреждений не последнее место. Но не это главное. Самое главное то, что получили ученики ранее и сейчас получают сыграло и сыграет не маловажную роль в становлении их личности. Кем они стали и кем станет наше будущее поколение?
Не обязательно быть профессиональным художником, не обязательно писать картины, чтобы они стали классикой. Этого и так достаточно в мире на сегодняшний день. Но самое главное - научиться проявлять свои чувства и доброту по отношению к окружающему тебя миру, видеть и ощущать прекрасное каждой клеточкой твоей детской души и тогда – НАША ПЛАНЕТА БУДЕТ ВПОРЯДКЕ!
Но сегодня есть такое слово «оптимизация». Оно нас пугает. Это что? Мы понимаем, если нас мало, нас нужно объединить. Может это и правильно?
Мы - маленькая школа, как и большинство деревенских школ, нас мало , но численность нашего поселения растет.
Может стоит подумать и принять во внимание слова нашего президента о том, что к этому делу необходимо отнестись с особым вниманием и осторожностью, то…
Стоит ли уничтожать то, что заняло такой большой творческий и жизненный (школьный) путь для нескольких поколений выпускников одной школы?
Если наша школа попадет под оптимизацию, то чем будет здание нашей школы, куда дети вложили свой труд и частичку своей детской души? Как объяснят взрослые папы и мамы, а так же учителя, что на месте, где они жили и творили, будет или общежитие для гастербайтеров или новый никому не нужный в деревне супермаркет ( на данное время их уже 3) или сауна для проезжих или ночной клуб. Тот, у кого есть деньги, решит эту проблему быстро.
Что делать с детским доверием и надеждой на светлое будущее и веру во взрослых людей? Почему так необходимо, имея в своей школе свой собственный транспорт и прекрасное (но немного требующее ремонта) здания школы, возить детей в другое поселение, поднимая их в 6 часов утра, тем более, что на данный момент население нашего сельского поселения растет? Зачем и кому все это нужно?
Мы – всего лишь дети, но мы – ваше будущее и будущее нашей страны. Мы хотим жить на своей родной земле и, чтобы и наши дети учились там, где мы оставляем тепло наших рук и сердец – это наша школа. Не стоит разрывать нити целый поколений, тем более, что «Ломать – не строить».
6. Информационные ресурсы и обеспечение:
1. https://yandex.ru/images/search?text=древнегреческий%20орнамент2. https://yandex.ru/images/search?text=римский%20орнамент%20википедия3. http://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta/4.https://www.yandex.ru/search/?text=шедевры%20мирового%20искусства%20архитектура
5. Библиотека шедевров мировой классической музыки и изобразительного искусства.
6. Методическая литература.
6.http://eka-mama.ru/matter/children/333618.html
Приложение – презентация «Мы – творцы» - проект длиной в 20 с лишним лет
1-й слайд – название презентации
2-й слайд – цитата – стена с нанесенными на неё отпечатками рук участников долгосрочного проекта;
3-й слайд – введение;
4-5 слайды – начало и задачи проекта;
6-й слайд – актуальность проекта;
7-14 слайды – реализация и многосторонность проекта;
15-16 слайды – новое современное поколение в проекте;
17-18 слайды – разработка музея изостудии как сбора информации о результатах и преемственности поколений проекта;
19-23 слайды – выводы.