Презентация по МХК: «Дмитриевский собор во Владимире»
Дмитриевский соборво ВладимиреРабота по мировой художественной культуре Петрова Александра,ученика 9 в классагимназии № 405Преподаватель:Дудкина Наталия ВсеволодовнаСанкт-Петербург, 2010
Став князем Владимиро-суздальской земли, Всеволод Большое Гнездо устроил княжеский двор неподалеку от Успенского собора и возвел в нем Дмитриевский собор (1194 – 1197). Храм был назван в честь святого Дмитрия Солунского (Всеволод при крещении получил имя Дмитрий).Дмитриевский собор
По своей архитектуре Дмитриевский собор – одноглавый храм, крестово-купольный, четырехстолпный. Стройный и величавый, он производит впечатление мощи и могущества. Богатейшая резьба собора подчинена медленному, спокойному ритму. Ажурная вязь занимает больше половины его стен, вьется по колонкам арочного пояса, восходит к барабану.
В основе плоского каменного рельефа – древнейшие традиции русской деревянной резьбы. Причудливый узор образуют сказочные звери и птицы: львы, драконы и барсы, олени и зайцы, павлины, орлы и грифоны.
Резьба старого фриза на северном фасаде Дмитриевского собора во Владимире
Полет Александра Македонского на небо.Рельеф на южном фасаде Дмитриевского собора во Владимире.
Фасады здания разделены на три яруса. Нижний ярус почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы.
Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом.
Верхний ярус собора, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола.
Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен древний, ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.
Детали резьбы на стенах
Львы из Дмитриевского собора во Владимире
Нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, но это не является художественным приемом – дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.
Скульптурное убранство собора создано владимирскими резчиками, использовавшими в качестве образцов для резьбы многообразные произведения русского и зарубежного прикладного искусства. В резьбе сказываются две манеры: одна, более плоскостная, говорит о еще живых навыках деревянной резьбы, другая свидетельствует об овладении новым материалом – камнем – и об умении создавать высокий округлый рельеф. В отличие от скульптурного убранства романских соборов, скульптурное убранство Дмитриевского собора характеризуется ясностью и целостностью композиции, сказочной декоративностью.
Дмитриевский собор – высшее достижение владимиро-суздальского строительного искусства. Это гимн, прославляющий цветущую и праведную землю, её святых покровителей и мудрых правителей.
На западной стене собора сохранились фрагменты фресок: судьи-апостолы, ангелы, Богоматерь на троне в райском саду, шествие праведников в рай.Фрески Дмитриевского собора: апостол Петр, шествие праведников в рай.
Источникиhttp://www.hnum.ru/sculpture/katalog_slavhttp://www.vidania.ru/dmitrievskysoborvovladimire.htmhttp://www.ruschudo.ru/miracles/896http://chram.beon.ru/41106-513-rossiiskie-svjatyni-dmitrievskii-sobor-vo-vladimire.zhtml
Работа по мировой художественной культуре ученика 9 в классагимназии № 405 Александра Петровав обработке и с дополнениямипреподавателя МХКНаталии Всеволодовны Дудкиной