Урок русского языка на тему Разделительный Ь знак.


государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
"Зерноградский педагогический колледж"
Технологическая карта
урока русского языка,
проведенного 14.04.16 г. во 2 классе
МБОУСОШ № 21 п. Приречный
студенткой ГБПОУ РО "ЗернПК"
Глушковой Евгенией Александровной

Учитель: А. В. Андреева
____________________
(подпись)
2016
Тема урока: Разделительный Ь знак.
Цель: способствовать ознакомлению с правилом употребления ь, формированию умения соотносить произношение слова и его написание.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
проявляет интерес к процессу письма;
обнаруживает настойчивость, терпение;
умение преодолевать трудности.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
учиться задавать вопросы;
умеет организовывать свою работу.
Направленные на достижение предметных результатов:
узнают правило написания разделительного Ь знака;
научатся употреблять разделительный Ь на письме.
Материалы для учителя:
Учебник;
Карточки.
Материалы для учащихся:
Учебник;
Рабочие тетради.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент Организует начало урока. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует запись с доски.
- Здравствуйте.
Проверьте свою готовность к уроку.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. - дети здороваются, присаживаются на места.
- проверяют готовность к уроку. Личностные:
Осознание социальной роли обучающегося.
2.Актуализация знаний и мотивация Организует работу над сложными словами.
- На доске задание:
1.Класс, суббота, русский, деревья.
2. Щавель, воробьи, чулок, машина.
3.Друзья, строчка, млечный, хищный.
4. Ученик, берёза, ученье, хорошо.
- Найдите в каждой группе лишнее слово.
- В какую группу можно включить эти слова?
- Сформулируйте тему урока.
- Верно. Тема нашего урока разделительный Ь знак. - деревья, воробьи, друзья, ученье.
- слова с Ь знаком.
- разделительный Ь знак.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Организует работу над словами.
- Какую роль выполняет мягкий знак?
- А в каких случаях ь знак будет разделительным? Давайте обратимся к примерам (деревья, воробьи, друзья, ученье).
- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет?
- обозначает мягкость согласного, разделяет согласный от гласного звука
- если он стоит в середине слова и разделяет согласный звук от гласного.
- во всех словах в середине пишется ь. Познавательные: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Физминутка - Встаньте, смотрите видео и повторяйте движения. - дети повторяют движения, которые показывает видео. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Организует работу с учебником.
- Откройте учебники на стр. 104.
- Сравните произношение слов в парах на плакате Летучей Мыши.
- В каком слове из двух больше звуков?
- Какой звук появился?
- Как мы на письме передаём то, что звуков стало больше, что появился звук [й']? - дети открывают учебники, рассматривают и читают правило.
- во втором слове каждой пары звуков больше.
- звук й'.
- с помощью разделительного Ь знака. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата.
5.Этап реализации построенного проекта. Организует работу с учебником.
- Посмотрите на второй плакат.
- В какой части слова пишется разделительный Ь?
- Что же обозначают эти буквы, которые идут после разделительного Ь?
- Может ли быть в словах с разделительными Ь приставки?- Продолжите высказывания:
1) Разделительный Ь пишется перед…
2) Разделительный Ь показывает, что после него идут буквы…
3) Разделительный Ь пишется… - рассматривают плакат.
- перед е, ё, ю, я.
- они обозначают два звука. Один из них – всегда звук [й'], а на втором месте стоят звуки [э], [о], [у], [а].
- нет.
- е, ё, ю, я.
- обозначающие два звука: [й' э], [й' о], [й' у], [й' а].
- в корне и после корня. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. Организует работу над упр.116.
- Откройте учебники на стр. 105, упр. 116.
- Произнесите слова. Такие существуют?
- Запишите слова правильно.
- Подчеркните разделительный Ь.
- После какой ещё буквы может писаться разделительный Ь?
- Посмотрите на третий плакат, чем отличается от второго плаката?
- В чём сходство этих двух плакатов?
- Прочитайте правило Летучей Мыши. - открывают учебники, находят упражнение, читают его.
- солови, мурави, вороби. Нет.
- соловьи, муравьи, воробьи.
- подчёркивают Ь.
- разделительный ь пишется перед буквой «и».
- дано 5 букв и 5 слов с разделительным Ь.
- они показывают, в каких случаях используется разделительный Ь: в коре слова перед буквами е, ё, я, ю, и, которые обозначают 2 звука.
- читают правило. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. На карточках дать задание.
- Задание на карточках на повторение:
Карточка № 1
1. Птиц…лов, рыб…лов, звер…лов, кит…лов, снег…пад, звезд…пад, природ…вед, товар…вед, птиц…вод, сад..вод, пеш…ход, пар…ход, мор…ходство, сам…лёт, оруж…носец, скор…варка, сок…варка, пар…варка, земл…тр…сение, брон…ж…лет, лес…полоса, лес…парк, сам…вар.
2. Чёрный + щека - _______________
белый + зуб - ___________________
синий + глаз - __________________
жёлтый + рот - _________________
чёрный + слива - ___________________
лес + завод - ___________________
сорок + ножка - _________________
рыжий + спинка - ________________
Карточка № 2
1. Сен…уборка, др…в…сек, птиц…вод, мяс…рубка, тел…передача, хлеб…пекарня, дом…хозяйка, мыш…ловка, тепло…воз, коф…варка, масл…завод, пеш…ход, камн…дробилка, сад…вод, змее…лов, земл…копалка, ради…передача, стал…вар, бетон…мешалка, пыл…сос, сам…вар, коф…молка, хлеб…завод, лед…кол.
2. броня + жилет-........................................пешком + ходить- .....................................лёд + колоть-..............................................пчёлы + водить- ........................................снег + ходить- .........................................хор + водить -.......................................верх + лазить -..........................................
- Выполнив задание, сдайте карточки на край стола учителя. - выполняют дети, с трудностями в обучении.
- выполняют дети, имеющие отличные оценки по предмету.
- после выполнения работы все сдали карточки на стол учителя. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
8. Этап рефлексии учебной деятельности. Предлагает учащимся оценить свою работу с помощью смайликов. Задает домашнее задание: на карточках.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую роль выполняет Ь в русском языке?
- Какие знаки мы называем разделительными?
- Д/З на карточках, списать в тетрадь текст и выполнить задание к нему, карточку вложить в тетрадь:
Озаглавь текст. Спиши. Подчеркни основу в первом и третьем предложениях. Выпиши подчёркнутое слово в начальной форме. Подбери к нему родственные слова и запиши их. Разбери подчёркнутое слово по составу.
В п…лях в…южит мете[л']. Ноч…ю ещё наступают х…л…да. Прозра[ч'н]ые лужицы покрываются звонким льдом. А под пушистым снежным к…вром трогаются в рост подснежники. Они пустили цепкие корни в мёрзлую землю и тянутся к со[нцу]. - отвечают на вопросы учителя.
- смягчают согласный звук, разделяют согласный и гласный звуки.
- разделительные Ь и Ъ знаки.
- в тетрадь вкладывают карточку, закрывают тетрадь. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.