Технологическая карта организованной учебной деятельности во второй младшей группе Чтение рассказа В.Г.Сутеева «Дядя Миша».

Технологическая карта управления познавательно – исследовательской деятельностью детей
ТаKырып: Чтение рассказа В.Г.Сутеева «Дядя Миша».
Образовательные области: «Коммуникация», «Социум», «Познание».
Разделы программы: «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим».
МаKсат: погружение в текст, формирование читательского восприятия, эмоциональной отзывчивости, сопереживания ситуациям и эмоциям героев путем медленного чтения текста с остановками, комментированием отдельных его частей.
Информационная среда: оформить выставку: портрет В.В.Сутеева, книга В.В.Сутеева «Дядя Миша», иллюстрации медведя, зайца, ежика, белки, лисы; схемы для самостоятельного речевого развития детей.
Словарная работа: автор, бурый, псы, деревня.

Этапы
деятельности
Управленческие действия воспитателя
Познавательная деятельность детей



Мотивационно-
побудительный
Введение в ситуацию.
Организация детей: дети стоят полукругом
Обращаю внимание на портрет В.Г Сутеева..
- Приглашаю Вас на выставку. Хотите!?
- Я вижу портрет. Интересно кто это? Давайте узнаем. Ребята я прочитала, что это портрет В.Г. Сутеева. О ком он пишет рассказы, вам хотелось бы узнать?
- И мне тоже.
- А поможет нам ответить на этот вопрос загадка.
Введение в проблему.
Загадываю загадку.
1.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это?
- Лиса в загадке, какая?
- Лиса это кто?
- Лиса живет в лесу.
- А вот и следующая загадка, послушайте

2.Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А еще он любит мед,
Кто сластену назовет?
Кто это?
- Как узнали, что это медведь?
- А вот и он! (показываю игрушку).
- Ребята, а медведь по цвету какой?


- А Медведь где живет?
- И Лиса и Медведь живут в лесу, значит они, какие звери?
- Может о таких лесных зверях пишет В.Г.Сутеев? Узнаем тогда?
- Я приглашаю Вас занять места в литературной гостиной.
- Рассказ называется «Дядя Миша», послушаем?



Дети внимательно слушают, соглашаются отправиться на выставку.



Да интересно.
Да, хотелось







Ответы детей.


Ответы детей
Зверь.



Слушают.



Отвечают он любит мед и тд.
Рассматривают медведя.
Называют медведь по цвету, бурый.
В лесу

Лесные звери.

Да.
Да, хотим.
Занимают места.

Послушаем


Проблемно -поисковый
Медленное чтение (фрагмент 1.)
(чтение текста с выделением ключевых слов. Делаю остановки для эмоциональной отзывчивости.
- Читаю рассказ: Зашел как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:
-Как дела, косой?
-Да вот, морковку дергаю, дядя Миша.
-А хороша морковка-то?
-Хороша, дядя Миша, да только сидит далеко.
-Мне, пожалуй, тоже морковка нужна, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму
-На здоровье, дядя Миша! Бери, сколько хочешь!
Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковку дергать, да так, что она во все стороны полетела

- Кому зашел медведь в гости?
- И он у нас в гостях.
- Послушаем, что было дальше?

Как раз мимо Ежик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.
- Безобразие, какое! – зашипел Ежик.- Что это тут делается?
- Морковку дергаем! – рявкнул Медведь.- А ты куда собрался, Колючая Голова?
- В лес иду. За груздями, за белыми грибами!
- Вот грибы - это дело!- обрадовался Медведь. – Мне запас на зиму нужен. Идем за груздями, белыми грибами!
- Дядя Миша, - пискнул Заяц – а как же морковка?
-«Морковка, морковка»- рассердился Медведь. – Сам ее кушай, а я грибы больше люблю!
И пошел за Ежиком в лес.
Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.

- Ребята, кто мимо огорода проходил?
- Может быть еще о чем то в рассказе говорится? Узнаем?

А в это время Белка ему с дерева кричит:
- Что это ты, дядя Миша, все кланяешься?
- Да вот, грибы собираю - себе запас на зиму делаю,- отвечает Ме
·дведь.
- Ну что твои грибы,- пищит Белка, - ты лучше орешков попробуй!
Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились.
- Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так!

- А сейчас о ком мы прочитали?
(Если затрудняются ответить, обратиться в текст.)
- Белка, где живет?
- Ребята, в рассказе В.Г.Сутеева медведь встретил еще одного зверя, узнаем кто это?

Навстречу Медведю Лиса,тут как тут. Подошла к Медведю и говорит:
- Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.
- Как это пустяками?- обиделся Медведь,- Мне спелые орехи в запас на зиму нужны.
- Какая радость целую зиму орехи жевать?- говорит Лиса.- Я лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь.
- Что за дело?- спросил Медведь.

- Ребята, но прежде чем узнать, что предложила лиса, давайте представим себя медведями. В рассказе говорится, что медведь неуклюжий, но он очень быстро умел лазить по деревьям. А теперь мы лисички, а лиса хитраяА теперь Вы не зверята, а ребята.


- И что же было дальше? Узнаем?

Продолжение чтения рассказа (фрагмент 2).
- И пригласила Лиса Медведя в деревню, кур, уток таскать.
- Кто пригласил Медведя в деревню?
- Медведь обрадовался, бросил орехи и побежал за лисой.
-Дядя Миша, а как же твои орехи?- кричит белка.
-Да что орехи ..


Активизация базы познания.

Вопросы на понимание содержания:
- Мне очень понравился рассказ В.Г.Сутеева, а Вам?
- О ком этот рассказ?
- Где живут все эти звери?


Обобщение:
- Значит, В.Г.Сутеев, пишет о ком рассказы?
- И не только, он пишет еще о других животных.

Вопросы на эмоциональное отношение детей к героям рассказа.
- Кто Вам понравился в рассказе больше всех? Почему?
- Обманула Лиса медведя, правильно она сделала? Но, иногда смекалка нужна.
- Еще кто понравился? За что Заяц понравился? А в рассказе говорится, что медведь пришел к Зайцу в огород, а Заяц дергал морковку, он сам ее посадил, значит, он был трудолюбивый.
- Еще кто понравился? В рассказе Белка предложила Медведю попробовать орехи: она добрая, не жадная.
- А Ежик кому понравился? В рассказе Ежик позвал сам Медведя грибы собирать, он умеет дружить.
- А мне понравился в рассказе Медведь, хотите узнать почему?
- За то, что он дружелюбный, хотел со всеми общаться; любознательный
хотел много знать. Лиса обманула его, а он на нее не обиделся.

- Давайте ребята представим, что мы звери из этой сказки.
-В рассказе Заяц дергал морковку. Давайте представим, как он дергал, вот так. Что делал Заяц?
- А теперь Вы не Зайчики, а Ежики.
Ежик в рассказе накалывал грибы на колючки. Представьте, Вы Ежики, на ваших колючках грибы. Вы кто? Что у Вас на колючках?
- А теперь Вы Белочки из рассказа. А в рассказе Белочка прыгала с ветки на ветку, давайте попрыгаем.
- А теперь кто хочет быть Лисичкой из рассказа, а кто Мишкой. А я посмотрю, постараюсь отгадать.






Слушают рассказ.









К зайцу в гости.
Да















Да хотим. Занимают места.


Ежик
Да, узнаем.














О Белке.

В лесу
















Показывают медведя, лису.





























Да, понравился.
О зверях.



О лесных животных.



Лиса.

Нет
Заяц



Белка.




Да.





Дергал морковку.

Превращаются в лесных зверях.


Рефлексивно - корригирующий
- Ребята, Вам понравилось быть героями рассказа?
- И мне понравилось.
- Наверно В.Г.Сутееву очень нравилось наблюдать за лесными зверями в лесу, вот поэтому он и написал такой интересный рассказ.
Да, понравилось.