Авторская программа по внеурочной деятельности Юный Пифагор

Root EntryМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Князевская средняя общеобразовательная школа»











Согласовано с рук. МО Утверждаю:
_________ Директор школы:
«____»_________2014 г ___________
«_____» _________2014 г












Образовательная программа
по внеурочной деятельности

«Юный Пифагор»

Срок реализации:
1 год

Возраст детей:
7-8 лет


Составила:
НовиковаЛ.Н.
учитель начальных классов.
I. Пояснительная записка
Программа «Юный Пифагор» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы обусловлена тем, что младших школьников на сегодняшний день, в компьютерный век, необходимо мотивировать к обучению математики, к стремлению развивать свои интеллектуальные возможности и математические способности.
Программа «Юный Пифагор» разработана таким образом, что учащиеся в игровой и интерактивной форме с помощью мобильного класса, могут ознакомиться со многими вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о специфики данной науки.  Мобильный класс прошел, тесты на эффективность в реальных образовательных средах и многие школы на практике высоко оценили преимущества этого комплексного решения, эффективно поддерживающего методики преподавания и электронного обучения, которые нужны для приобретения навыков, необходимых в 21 веке». Решение математических задач, связанных с логическим, образным мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно принимать решения, думать, решать актуальные вопросы, а также научит ребят отстаивать свою точку зрения по конкретным математическим вопросам.
Содержание программы соответствует возможностям младших школьников и позволяет применять навыки, полученные во внеурочной деятельности, в обучающейся среде. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики в игровой форме для первоклассников, а также расширенный, углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны способствовать развитию у детей математического образа мышления. Дети научаться с легкостью апеллировать математическими терминами, применять навыки решения задач, полученные во время занятий кружка. Творческие работы, интерактивные проекты и другие технологии, используемые в работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть мыслительными навыками, что поможет им достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Для эффективности работы кружка, внеурочная деятельность будет проводиться в малых группах с акцентом на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Мультимедийная среда обучения в мобильном классе предоставляет прекрасные возможности для развития способностей ребенка. Интерактивность позволяет ребенку осваивать предмет, в то же время, повышая интерес к еще более глубокому его изучению. Эта интерактивность проявляется и в самостоятельной работе ребенка, и проверке его знаний, и возможности создавать свои проекты. Мультимедийность здесь является средством, позволяющим заинтересовать учащегося.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2014 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель: - развивать математико-логический образ мышления.
Задачи: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -способствовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения комбинаторного мышления;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 7-8 летнего возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важное значение имеют игровые формы при выполнении заданий.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Юный Пифагор» рассчитана на год обучения, 33 учебных часа.

Принципы программы:
1.Актуальность: Создание условий для повышения стимула к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные и логические способности  учащихся. 2.Научность: Математика – учебная дисциплина, способствующая развитию умения логически мыслить, делать выводы, обобщать информацию. 3.Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров и задач) к общим (решение математических вопросов, при помощи интеллектуальных интерактивных игр).
4.Практическая направленность:
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, с использованием возможностей мобильного класса, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение увлекательных задач, которые впоследствии помогут школьникам принимать участие в олимпиадах и других играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации:
развитие интереса к математике как науке научно-прикладного направления,
успешное усвоение учебного материала на уроках, самоуверенность в себе и вера в свои силы самостоятельно решать сложные логические задачи. 6.Реалистичность: Программа рассчитана на 33 занятия, для более успешного усвоения материала.
7.Курс ориентационный:
Осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, позволяет выявить интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, увеличивает знания в математики, как учебной дисциплины.

Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 30-35 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
интерактивные игры в мобильном классе;
тематические праздники, конкурсы, викторины;
хитрости счета в математике.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на небольшие группы для выполнения заданий);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам, викторинам, олимпиадам).

Основные виды деятельности учащихся: - решение занимательных задач;
- интерактивные математические игры;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; «Полиатлон», «Турнир первоклассника»; - знакомство с источниками литературой, связанной с математикой; - проектная деятельность (разработка игр, тематических викторин); - самостоятельная работа; - работа в парах, в малых мобильных группах; - творческие работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Выдвигать и отстаивать свою точку зрения.
- Самостоятельно принимать решения.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, деловые качества ученика) используется:
простое наблюдение,
проведение математических игр,
тестирование,
анкетирование,
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения изменений целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-игры на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
презентация работ (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
интерактивные игры в мобильном классе,
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимся в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
ответсвенность,
аккуратность,
системный подход к знаниям,
степень самостоятельности в решении и выполнении заданий.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
-создавать условия, способствующие полному раскрытию потенциала ребенка.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, тематические игры, эстафеты и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
тестирования,
проведения математических лото, турниров.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную деятельность. Работа построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и более увлекательной, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и решение могут стать опорой и фундаментом в развитии личности ребёнка. Занятия в кружке предлагают ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Программа будет полезна как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями. Кружок содержит уроки и тесты, каждый из которых представляет маленький интерактивный мультфильм.

Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль: определение учеником уровня своих знаний, потенциальных возможностей, а также выявления трудных для понимания областей, которые ещё предстоит решить в ходе внеурочной деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуального роста знаний и усвоения дисциплины учеником, без сравнительного анализа с другими учащимися.
Результаты проверки отображаются в зачётном листе учителя.

Учебно-тематический план, 1 класс
Наименование тем курса
Всего ча
Сов
Виды деятельности
Форма контроля

1. Как люди научились считать.
1
Определение интересов, склонностей учащихся.
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
конкурс на лучший коллаж

2.Числа от 1 до 10.
1



3.Кубики.
1
устный счёт
математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.
1
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
Тестирование

5. Упражнения с числами
1
работа с алгоритмами
Тестирование

6.Состав числа.
1
работа с числами
Игры

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
решение теста - кроссворда
проверочный тест

8. Поле чудес
1
работа с алгоритмом
контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1
самостоятельная работа
мини-олимпиада

10. Сколько?
1
составление схем, диаграмм
Тестирование

11. Загадки- смекалки.
1
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Математический экзамен.
1
работа с таблицей разрядов
Тест

13. Пасьянс

1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».
1
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование

15.Укажи картинку.

1
инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».
1
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету

17.Найди пары.
1
решение задач на установление причинно-следственных отношений
Тестирование

18.Решение олимпиадных задач.
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

21. Тесты.
1
работа над ошибками олимпиадных заданий
Тестирование

22.Математические горки.
1
решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»

23.Кроссворд.
1
работа в группах: инсценирование
Тестирование

24.Решение логических задач.
1
схематическое изображение задач
Тестирование

25.Разбей на группы.
1
творческая работа
Тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!
1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Составьте картинки.
1
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
Презентация

28.Знакомьтесь: Пифагор!
1
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
Викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.
1
Работа в парах по решению задач
школьная олимпиада

30.Секретные материалы.
1
составление знаковых систем
Тест

31.Запомни.
1
индивидуальная работа
Тестирование

32.Математический КВН
1
работа в группах
школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги»
1
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
Анкетирование
























Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. – М., 1999.
Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. – Тамбов, 1999.
Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. – М., 1995.
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой – М., 1996.
Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 1975.
Занимательная геометрия: пропись-раскраска. / Сост. О. Н. Левин. – Краснодар, 1995. Тетрадь № 1, № 2.
Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. – М., 1990.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата – М., 2001.
Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Обруч – М.: Сентябрь, 1996.