Конспект урока по развитию речи на тему Дикие животные. Волк


Конспект урока по развития речи в 1 классе с
применением здоровьесберегающих технологий.
разработан и проведён учителем начальных классов ГБОУ СО
«Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова» Полуэктовой Любовью Михайловной.
Тема: «Дикое животное: волк».
Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о диких животных, о волке.
Задачи.
1. Образовательные:
- уточнить и расширить представления о диких животных на основе знакомства с волком.
- формировать умения составлять рассказ по схеме;
- расширить кругозор и словарь учащихся;
2. Коррекционно - развивающие:
- развивать речь, коммуникативные способности;
- развивать мышление, внимание, воображение;
- развивать у учащихся творческий подход к деятельности;
3. Воспитательные:
- воспитывать толерантность, умение вести себя в коллективе;
- воспитывать мотивацию к учению.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Форма организации: классный урок, урок - путешествие.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные – беседа, рассказ, фронтальный опрос;
наглядные – иллюстрации, презентация, звуковая демонстрация
(аудиозапись);
практические – упражнения для коллективного, индивидуального выполнения,
самостоятельная работа по дифференцированным карточкам.
Здоровьесберегающие технологии:
- игровая технология;
- снятие эмоционального напряжения (звуки весеннего леса, оценка за урок – по количеству одуванчиков);
- музыка на релаксацию;
- дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика;
- физкультминутка (упражнения для снятия мышечного напряжения);
- индивидуальный и дифференцированный подход (используются карточки с разноуровневыми заданиями);
- сочетание различных видов деятельности;
- формирование правильной посадки при письме.
Оборудование: презентация «Дикое животное: волк»; аудиозаписи: «звуки весеннего леса», «Рычанье волка», «Вой волка»; наборы картинок: «Дикие животные», «Домашние животные»; карточки с разноуровневыми заданиями; карточки со словами: логово, добыча, хищник, санитар леса, вожак, волк – «волочить»; карточки - опоры.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начался уже урок
Слушаем, запоминаем.
Ни минутки не теряем.
Актуализация знаний.
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы.
- Назовите признаки весны.
1. Дыхательная гимнастика «Одуванчик».
- В мае появляются цветы. Посмотрите на картинку и скажите, как называются эти цветы? Похожи они на солнышко.
- Когда жёлтый цветок одуванчика превращается в белый воздушный шарик, все ребята стараются на него подуть. Семена – зонтики красиво разлетаются на дальнее расстояние.
- Давайте представим, что мы на полянке с одуванчиками. Каждый пусть сорвёт одуванчик и подует на него.
Вдох через нос, на 1, 2, 3 – задержать дыхание, сложить губы трубочкой, сделать энергичный выдох через рот. (Очищающее дыхание).
Вдох через нос, на 1, 2, 3 – задержать дыхание, сложить губы трубочкой,
сделать три коротких редких выдоха («Фу – фу – фу»). (Энергетизированное дыхание).
2. Артикуляционная гимнастика.
- А теперь мы попадаем в весенний лес. Посмотрите, как он красив! Даже здесь чувствуется свежий, ароматный запах весеннего леса. Закройте глаза и послушайте голоса весеннего леса.
- Внимательно слушайте и чётко повторяйте за мной.
Шо – шо – шо – в лесу хорошо.
Ши – ши – ши – глубоко дыши.
Са – Са – Са – вот бежит лиса.
Ла – Ла – Ра – Ра – на дереве кора.
3. Введение в тему.
- Посмотрите на слайд. Всех ли животных, изображённых на слайде, мы можем встретить в лесу? Почему?
- На какие 2 группы по месту обитания мы делим животных?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Давайте уберём домашних животных из леса, а оставим только диких животных. Назовите их.
- Каких ещё диких животных вы знаете?
- О каком диком животном сегодня пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Сероватый, зубоватый,
Он охотник знаменитый,По полю рыщет, Телят, ягнят ищет.
Работа по новой теме.
1. Название темы, цели и задач урока.
- Тема урока: «Дикое животное: волк».
- Сегодня на уроке мы уточним и расширим представления о диких животных на основе знакомства с волком.
2. Рассказ учителя о волке с опорой на слайды презентации.
- Волк – дикое животное. Размером волк, с крупную собаку, весит около 50 кг. Тело волка вытянутое, покрыто жесткой шерстью. Окраска серовато-бурая с черными концами волос. У него очень сильные, высокие ноги - их четыре. Лапы имеют когти. Лобастая и вместе с тем изящная голова с некрупными ушами. Хвост недлинный свисает почти прямо.
Волк живет в лесу. Имеет пару, т.е. каждый волк живёт со своей волчицей. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает. У пары рождаются детёныши – волчата.
Жилище волков называют логовом. Логовом служат ямы под корнями деревьев, на склонах оврагов. Место выбирают около воды, т.к. волки очень много пьют. Волчье логово – место, где живет волчица с волчатами. Волк – заботливый отец. Он любит своих волчат и заботится о них.
Волки живут стаями. Обычно в волчьей стае бывает 6 - 7, а иногда и 15 животных.  Самый сильный волк в стае становится вожаком, которому все остальные беспрекословно подчиняются. Волки - одни из самых верных животных, они сильно привязываются к товарищам по стае. Свои чувства они выражают мимикой и телодвижениями. "Волчий язык" сплачивает стаю и помогает ей действовать заодно. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами.
Волк – сильный, выносливый, умный хищный зверь. Волки созданы для охоты самой природой. Зимой волк на снегу оставляет аккуратную цепочку следов - он ставит заднюю лапу точно за передней.  Благодаря такой поступи он может бегать по любой местности и даже по глубокому снегу. Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых 42. Большие клыки и мощные челюсти позволяют волку охотится на крупных животных. Добыча (еда): лось, косуля, олень, кабан, заяц, хорек. Его добычей, как правило, становятся слабые и больные животные. Поэтому его и называют санитаром леса. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса.  Иногда волки прячут часть недоеденной добычи про запас – затаскивают в яму и забрасывают чем-нибудь сверху. В случае неудачной охоты, они вернуться к этому тайнику и выкопают спрятанный обед. Иногда волк может полакомиться ягодами, грибами, плодами ландыша.
- Ребята, а знаете, почему волка назвали волком?
- Волк - от слова «волочить», тащить свою добычу.
Волки издают звуки (рычат, воют), с помощью которых обмениваются информацией о добыче, о появлении других волков, людей.
Кто не боится злого волка? С детства, когда нам читали сказки «Три поросенка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», мы усвоили, что волки злые и страшные.
Они свирепые и опасные. Вероятно, так скажет о волках тот, кто почти ничего о них не знает. На самом деле на людей волки нападают очень редко. Как и все хищники, они охотятся, чтобы прокормиться, и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей.
2. Физкультминутка.
На охоту вышел волк.Кто-то скачет, скок-скок-скок,На зелененький лужок!
Приседает, слушает:Не идет ли волк. Это наш лесной красавец,Трусоватый серый... ЗАЯЦ.Вдруг зубами кто-то: щёлк! —На охоту вышел... ВОЛК.
Испугался волка зайка,Поскакал скорей с лужайки.
И пустился наутек,Волка увидав... ЖУЧОК.Вот бежит иголок ворохИ две пары ножек.
Кто от волка убегает? —Наш колючий... ЕЖИК.
Все зверюшки испугалисьИ с лужайки разбежались.
Раз, два, три, четыре, пять!Волк, попробуй их догнать!
Закрепление.
1. Упражнение «Мозаика».
- Вам нужно сложить картинку волка из разрезанных частей и назвать части тела волка.
2. Работа с опорными картинками.
- По опорным картинкам составить рассказ о волке.
3. Объяснить смысл пословицы.
- Существует такая пословица «Волка ноги кормят». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
4. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Итог урока.
1. Ответы учащихся на вопросы учителя.
- О каком животном шла речь сегодня на уроке?
- Какие возникли вопросы?
- Что особенно понравилось на уроке?
2. Оценка знаний учащихся.
- Возвращаемся из леса и опять попадаем на полянку с одуванчиками.
5 одуванчиков пусть сорвут учащиеся, которые отлично работали на уроке, не допускали ошибок.
4 одуванчика пусть сорвут учащиеся, которые хорошо работали на уроке, но допускали в ответах небольшие неточности.
3 одуванчика пусть сорвут учащиеся, которые неплохо работали на уроке, но допускали ошибки. - Весна.
- Март, апрель, май.
- Тепло, греет солнышко, появляется первая травка и первые цветы. На деревьях распускаются почки…
- Одуванчики.
Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.
Учащиеся с закрытыми глазами слушают голоса весеннего леса.
Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику.
- Не всех.
- На диких и домашних животных.
- Домашние животные живут рядом с человеком. Человек строит им жилище, кормит их, ухаживает за ними и за их детёнышами.
- Дикие животные живут вдали от человека: в лесу, в поле, в воздухе, в воде. Они сами себе обустраивают жилища, находят себе пищу и ухаживают за своими детёнышами.
- Лиса, волк, ёж, заяц, белка, медведь.
Ответы учащихся.
- О волке.
Учащиеся слушают рассказ учителя о волке, рассматривают слайды презентации, отвечают на вопросы учителя по ходу рассказа.
Ответы учащихся.
Прыгают.
Приседают, руки прислонить к уху.
Ходьба, щёлканье зубами.
Бег на месте.
Руки на пояс, наклоны в стороны.
Бег на месте по кругу
.
Левая рука на поясе, правой рукой указательным пальцем учащиеся считают.
Садятся на места.
Учащиеся складывают картинку волка и называют части тела: голова, туловище, ноги, хвост.
Рассказ учащихся о волке с использованием опорных картинок.

Волк сам себе добывает пищу. А так как волк – хищник (питается животными), ему нужно животное выследить и догнать, а потом быстро убежать со своей добычей.
Учащиеся работают по карточкам самостоятельно.
- О волке.
Ответы учащихся.
Учащиеся «срывают» одуванчики, сделанные из бумаги с доски. Весь урок сопровождается показом презентации.
(Слайд №1)
(Слайд №2)
(Слайд №3)
(Слайд №4)
(Слайд №5)
Звучит музыка «Голоса весеннего леса»
(Слайд №6)
(Слайд №7)
(Слайд №8)
(Слайд №9)
(Слайд №10)
(Слайд №11)
(Слайд №12)
(Слайд №13)
(Слайд №14)
(Слайд №15)
Словарь: логово.
(Слайд №16)
(Слайд №17)
Словарь: вожак.
(Слайд №18)
Словарь: хищник.
(Слайд №19)
(Слайд №20)
(Слайд №21)
Словарь: добыча, санитар леса.
Словарь: волк – «волочить».
(Слайд № 22, № 23)
Иллюстрации волка к сказкам.
(Слайд №24)
(Слайд №25)
Задание для учащихся 3 группы
Комплект опорных картинок. Задание для учащихся 1, 2 группы.
(Слайд №26)
Приложение №1, №2.
(Слайд №27)
Дифференциро-
ванная оценка знаний учащихся