Урок русского языка на тему: Соединительные буквы о и е в сложных словах(3 класс)
Русский язык 3 класс
Старченко Т.В. учитель начальных классов
Дата проведения: 19.11.2015г.
Тема: Соединительные буквы о и е в сложных словах.
Цель:
– путём наблюдения выявлять характер букв соединительных гласных в сложных словах;
– развитие умений писать сложные слова с орфограммой-буквой соединительного гласного, объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")
- Доброе утро всем мальчикам!...
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет знать, ...
– Открываем тетрадь записываем число.
На доске представлены слова:
Молоковоз, землекоп, чемоданчик, водопад.
– Что это за слова? Назовите только сложные слова. Какие у них корни? Запишите только сложные слова, устно подберите однокоренное слово к каждому корню. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (ставить цель).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Как вы думаете, достаточно ли взять два корня, соединить их, чтобы появилось сложное слово? (Ответы детей.)
– Я возьму корень лед- и корень руб-. Получилось ли у меня новое слово? (Нет.)
– Что же нужно сделать? Какие есть предложения? (Вставить букву между ними.)
– Какую?
– Сформулируйте тему урока. (Соединительные буквы в сложных словах.)
– Ставим цель урока.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
III. Поиск решения. Наблюдение на материале учебника.
С. 106, упр. 125 – развивается умение находить букву соединительного гласного, объяснять характер звука для выбора нужной буквы.
– Почему слова записаны в два столбика?
– Сделайте предположение, почему в 1-м столбике – буква гласного о, а во 2-м – буква гласного е. (Подсказка: определи характер предшествующего согласного.)
– Как можно назвать букву между двумя корнями, которая их соединяет?
– Сделайте вывод, как соединяются корни сложных слов и от чего зависит выбор соединительной буквы.
2. Работа над определением.
а) Чтение определения в учебнике (с. 106).
б) Ответ на вопрос после определения.
в) Сравнение с выводом, который звучал ранее на уроке: подтвердились ли предположения?
– Что нового вы узнали из определения?
-Какие орфограммы в сложных словах?
А теперь послушайте стихотворение о написании соединительных гласных О и Е при сложении слов:
Этих гласных только две:Буква О и буква Е. Коли твёрд согласный звук,Буква О подходит тут. Если мягок этот звук, Букву Е пишите тут.
г) Попробуйте составить алгоритм по схемам: что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании сложного слова.
-Сравните свою инструкцию с учебником стр. 107.
- Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?
Игра «Сложные слова и соединительные буквы»
Учащиеся выходят с карточками и выбирают соединительную букву.
ΙV. Развитие умений – применение знания. Работа в учебнике.
1. Упр. 126 – развивается умение выбирать букву соединительного гласного по алгоритму. Запись с комментированием.
– Например: водолаз. В слове два корня: вод- и лаз-, однокоренные слова: вода, водичка и лаз, лазить. Первый корень оканчивается на [д], это твёрдый согласный, значит, надо писать соединительную букву гласного о. Пишу слово, выделяю корни, подчёркиваю орфограмму.
2. Упр. 127 – развивается умение писать букву соединительного гласного, подбирать сложные слова к одному из заданных корней.
– Чем отличаются слова с корнем вод- в разных столбиках? (Местом и значением.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. (Спидометр успеха.)
Физминутка.
Давайте немного отдохнём, наберёмся сил и хорошего настроения.
- Отложите-ка, тетрадку!
- Раз, два!
- Становитесь на зарядку!
- Раз, два!
- Сладко, сладко потянулись,
И прогнулись и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?
- Да!
- Ваши губы улыбнулись?
- Да!
- Пальчики к письму готовы?
- Да!
- Мы работать будем снова?
- Да?!
Найдите и обведите кружком номера всех сложных слов.
1. тихоня 1. птичница 1. мореход
2. тихоходный 2. птицелов 2. камнепад
3. чемоданчик 3. пешеход 3. пылесос
4. звездочёт 4. мышеловка 4. вездеход
5. самолёт 5. командующий 5.походный.
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее задание.
1) Упр. 1 и упр. 2, с. 115.
2) Выучить определение на с. 106.