Урок русского языка в 6 классе «Соединительные о и е в сложных словах»


Урок русского языка в 6 классе
«Соединительные о и е в сложных словах»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение написания сложных слов с соединительными гласными о и е, производить анализ слов
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности написания соединительных о и е в сложных словах, условия выбора гласной, понимать важность словообразовательного анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Угадать, о чем сегодня пойдет речь
(слайды, на которых демонстрируются сложные слова)
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
Выполнить словообразовательный разбор слов: верхолаз, ледокол, птицелов, мореход
- чем похожи эти слова?
-каким способом они образованы?
-с помощью чего связаны части основ в этих словах?
2) Запишите тему урока
«Соединительные о и е в сложных словах»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
- Итак, разберемся с темой урока.
-Начнем с последнего термина. Что такое сложные слова? Приведите примеры своих слов, запишите.
-Можете ли вы объяснить, почему в одних словах соединительная гласная о, а в других-е? Предположите, с чем это связано. Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта) 1.Работа с учебником
1) чтение и анализ п.41, выводы
- от чего зависит выбор соединительной гласной?
-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?
2. Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Синтаксический разбор предложения
На огибавшей развалины тропке появился адъютант генерала, который шел от минометчиков.
-построить схему, объяснить орфограммы;
-есть ли слова на изучаемую орфограмму? объяснить выбор соединительной гласной;
- произвести морфемный и словообразовательный разбор слова минометчиков.
2.коллективное выполнение упр. 215 с комментариями (работа по образованию сложных слов)
3. Составление сложных предложений (по материалам упр.215), выделение грамматических основ, схемы
4.Самостоятельная работа
упр.216( отличать сложные слова от остальных)
4. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном
5 Выставление оценок Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.41, упр.217 или составить небольшой диктант (15 слов) с использованием сложных слов (по выбору)