Разработка урока русского языка в 6 классе: Соединительные о и е в сложных словах








Урок
русского языка
в 6 классе
Тема урока:
Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Учитель первой
квалификационной категории
Акьюлова Раушания Ураловна



Исянгулово-2016г.
Тема: Соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Тип урока: закрепление изученного материала
Знать: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.
Уметь: верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Ход урока
Эпиграф к уроку: Ищешь помощи сам помогай.
1. Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся началу нового дня и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок на уроке.
Урок наш я хочу начать с девиза. Прочитай,
-Как вы понимаете? (всегда надо помогать друг другу, если ты не будешь помогать, и тебе не помогут)
- А вы будете друг другу помогать на уроке?
2. Мотивация к учебной деятельности
- Скажите, какие гости были у нас на прошлом уроке?
Так они и сегодня пришли к нам. Не хотят они уходить от вас, очень вы им понравились.
-Значит, какая тема нашего урока? (Соединительные гласные о и е в сложных словах)
Если мы уже познакомились с этими гласными, цель сегодняшнего урока какая?
(закрепить знания о соединительных гласных о и е в сложных словах)
-А еще они принесли вам одно слово, но какое, я вам пока не буду показывать. А вам конечно не терпится узнать, что за слово спрятано. Но я уверена, что вы и сами разгадаете это слово. Только чуть попозже.
-Чем вы сегодня порадуете наших гостей? (своими знаниями)
3. Актуализация знаний
-А что такое сложные слова?
-Как они образуются? (из основ исходных слов при помощи соединительных гласных о и е)
-Например, ..
4. Закрепление изученного материала
1. Работа по группам Даны слова с пропущенными гласными.
Выписать слова, обозначающие
1 группа -профессии людей и предметы домашнего обихода
2 группа- природные явления и черты, характеризующие человека
Вставьте пропущенные буквы

1 группа
Пыл.сос, земл.мер, стал.вар, мясорубка, лес.руб, олен.вод, огн.тушитель, экскурс.вод, овощ.резка, мыш.ловка


2 группа
Сладк.ежка, вод.пад, труд.любие, земл.трясение, солнц.пек, пуст.меля, книог.люб, гол.лед, звезд.пад, сух.вей
2 Взаимопроверка
Теперь каждая группа прочитает, остальные проверяют
Обменяйтесь и проверьте, правильно ли расставлены гласные
Теперь пишем число, классная работа и слова, в которых допустили ошибки, чтобы больше не повторять этих ошибок
Подчеркните слова и объясните написание гласной о или е
Ответы
1 группа
Пыл.сос, земл.мер, стал.вар, мяс.рубка, лес.руб, олен.вод, огн.тушитель, экскурс.вод, овощ.резка, мыш.ловка
профессии людей
предметы домашнего обихода

земл.мер, стал.вар, лес.руб, олен.вод экскурс.вод,
пыл.сос, мяс.рубка
огн.тушитель, овощ.резка, мыш.ловка


2 группа
Сладк.ежка, вод.пад, труд.любие, земл.трясение, солнц.пек, пуст.меля, книог.люб, гол.лед, звезд.пад, сух.вей
природные явления
черты, характеризующие человека

вод.пад, земл.трясение, солнц.пек, гол.лед, звезд.пад, сух.вей
сладк.ежка, труд.любие, пуст.меля,
книог.люб


3. Словарная работа
-Какие слова вам были непонятны?
Сухове
·й - ветер, достигающий иногда значительной скорости (более 10 м/с), с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха.
Пустомеля –болтун, человек, любящий говорить, молоть пустое
Солнцепек-место, где сильно печет солнце

4. Творческий диктант.
- А вы сами можете образовать сложные слова?
2 уровень
Задание: заменить слова одним сложным словом.
Пить чай
          
(чаепитие)

помогать взаимно
 
(взаимопомощь)

любить труд
 
(трудолюбие)

люди одной фамилии
 
(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком
 
(пешеход)

старший класс
 
(старшеклассник)

Выполнение заданий дифференцированного характера.
1 уровень
1. Отгадать загадки Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (САМОЛЁТ)
Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль, и сор. (ПЫЛЕСОС)
Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах (ПЕШЕХОД)
Самопроверка
5. Физминутка
Игра «Сложное слово?»
Если я буду называть сложное слово, хлопаете, если не сложное, топаете
Школа
Лесостепь
Снегоочиститель
Портфель
Новостройка
Телефон
Короед
Строитель
Картофель
Хлебопечь
Картофелечистка
Домохозяйка
Природа
Головокружение
6. Игра «Помоги другу»
А теперь на подоконниках лежат одинокие половины сложных слов. Каждый возьмите по одному и найдите вторую половину сложного слова.
Огонь луна
Овощ тушить
Полная хранить
Вы вместе помогли объединить слово огнетушитель, овощехранилище, полнолуние
7. Работа с текстом
- А теперь давайте прочитаем сказку
Жил-был ёж. Решил он новый дом построить. Старый-то совсем развалился.
За строительство ёж принялся один. Но всё делать в одиночку оказалось трудно. Вот решил он прогуляться. Идёт по тропинке, видит, маленький сынок дятла выпал из дупла. Доброжелательный еж попросил добросовестную синицу слетать к дятлу, который был на работе, и рассказать ему о происшествии. Вскоре малыш был возвращён в дупло. А ёж отправился дальше.
-По пути он помог трудолюбивому бобру, тот строил плотину, и барсуку, у которого продырявилась крыша.
К вечеру ёж пришёл к своему старому дому. На душе было тяжело. Когда он ещё построит свой новый дом!?
Проснулся еж рано утром. Смотрит: добродушные бобр и барсук идут к его дому. Туда же летел и добросердечный дятел.
Мы пришли помочь тебе построить дом.
Ты помог всем нам, а теперь мы поможем тебе.
Как это здорово строить новый дом вместе, делать одно общее полезное дело!
-Понравилась сказка? Чем же? (еж помог барсуку, дятлу, бобру, а потом все они пришли к нему помогать)
8. Беседа о взаимопомощи.
-Как же называется одним словом помощь друг другу? ()
Я заметила, как вы сегодня помогали друг другу и девиз у нас о взаимопомощи. И какое же слово здесь? (взаимопомощь)
-А если друг друга поддерживают, как называется, друг друга понимают, друг друга выручают (взаимоподдержка, взаимопонимание, взаимовыручка)
Как же много этих нужных нам слов!
А еще в тексте вы на какие слова обратили внимание?
(доброжелательные, добросовестный, трудолюбивый, добродушный, добросердечный)
-Это тоже какие качества характера? (положительные)
-Давайте запишем эти слова, не все, 3-4 слова
6. Домашнее задание
Карточки
Параграф 41, кроссворд (карточки)
2) задания, в которых нужно заменить словосочетания одним сложным словом (карточки)
3) задание творческого характера: написать случай из жизни о взаимопомощи(когда вам кто-то помогал
7. Рефлексия
-Итак, ребята, показали мы свои знания? Вам понравилось на уроке?
-Чем же мы были заняты? Что нового для себя узнали?
Пришло время показать свое настроение: букет цветов, если у вас отличное настроение, вы все поняли, один цветок –вы не очень поняли тему, пустая ваза – ничего не поняли и было неинтересно на уроке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8. Выставление отметок

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315