Открытый урок по русскому языку Соединительные о и е в сложных словах


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Камышенская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»
Алтайского края
Урок русского языка в 6 «б» классе на тему:
«Соединительные гласные «-о-«, «-е-« в сложных словах»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Виниченко Лилия Николаевна
с.Камышенка, 2016 год
Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными «о» и «е» в сложных словах
Задачи:
Образовательные:
систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Развивающие:
развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества;
формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
осознание значимости отобранного материала;
формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
устанавливать аналогии;
решать языковые задачи моделированием;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
формировать умение находить общее решение;
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
выведение алгоритма действий;
формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, самостоятельная индивидуальная работа)Оборудование:
учебник «Русский язык», часть 1, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва, «Просвещение», 2016
карточки с заданиями для индивидуальной работы, для групповой работы;
ИКТ (презентация к уроку)
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.
Цель: организовать деятельность учащихся; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Здравствуйте, ребята!
Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
А вы любите учиться?
Ну, тогда пора садиться и урок наш начинать.
Я очень рада, что пришла в ваш приветливый класс.
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. Приветствие учителя, ответ учителю на вопрос.
1. Мотивация и самоопределение к деятельности
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала; организовывать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания; Слайд 1
Прочитайте эпиграф к уроку:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Что вас заинтересовало, когда вы прочитали эпиграф к уроку?
Вам интересно, почему русский язык называют волшебным?
А, почему называют русский язык волшебным, вы узнаете в ходе урока.
Слайд 2
Девизом нашего урока будут такие слова:
«Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Учиться – старательно!
И открытия нас ждут
Обязательно!!!»
-Откройте тетради, запишите дату, классную работу. Читают эпиграф
Волшебный русский язык
II.Актуализация знаний.
Постановка темы и целей урока.
Цель: осознание учащимися потребности к новым действиям; формулирование учащимися темы и целей урока. Ребята, в какой стране вы живёте? Какие города вы знаете? А вы любите путешествовать?
Сегодня с вами будем путешествовать по великой, могучей, волшебной стране «Русский язык». В этой стране тоже есть города, а города в этой стране называются также как науки, которые изучает русский язык. Какие науки изучает русский язык?
А вот в какой город мы отправимся, вы мне сами потом скажете.
Наше путешествие мы совершим на аэростате. что такое аэростат? Слайд 3- словарная работа
Закройте глаза, мы оправляемся в наше путешествие. Вот уже далеко от нашего взора земля, а впереди страна «Русский язык». Приземляемся, открыли глаза.
-Куда мы попали? Слайд 4
Как вы думаете, почему она так называется?
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!
Слова живут в разных домах № 1 и № 2, изучите слова каждого дома и ответьте, почему они так расселились? Докажите свой ответ.
Дом № 1
овца, бык, нефть, провод, кол, лёд, газ, птица, ловить, каша, варить, кожа, едаДом № 2
нефтегазопровод, птицелов, ледокол, птицелов, кашевар, овцебык, кожеед

- Что такое корень?
- Как называются слова, имеющие 2- 3 корня?
- Запишите сложные слова из дома № 2 в тетрадь.
- Какое волшебство русского языка вы заметили?
- Кто помог этому превращению?
- Вы догадались, какая тема урока? Слайд 5
Запишите тему урока в тетрадь.
- Разгадали мы секреты жителей этой улицы?
- А теперь скажите, в каком мы городе? Отвечают на вопросы учителя
Называют науки: морфология, морфемика, пунктуация, словообразование, лексика, фразеология.
Записывают в тетради.
На улицу «Секретная»
Имеет секреты.
Изучают слова
В доме № 1 живут простые слова, которые имеют один корень
В доме № 2 живут сложные слова, которые имеют два корня, они образовались из слов дома № 1
- Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Сложными
Записывают слова в тетрадь.
Превращение слов из простых в сложные.
Соединительные гласные о и е
Соединительные гласные о и е в сложных словах
Записывают в тетрадь.
Да
Словообразование
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы Продолжим наше путешествие по улицам города «Словообразование».
- Как называется эта улица? Слайд 6
-Как вы думаете, почему она так называется?
Посмотрите, кто здесь живёт?
Что такое птицеферма?
Запишите это слово в тетрадь.
- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?
- А что такое соединительная гласная?
- Почему возникла трудность?
- Кто написал с буквой «о»?
- Кто написал с буквой «и»?
- Кто написал с буквой «е»?
- Кто написал с буквой «ы»?
- Кто написал с другой буквой?
- А в сложных словах, какие соединительные гласные могут участвовать?
-Можете ли вы правильно выбрать: «о» или «е»?
- Почему? В чём проблема возникла?
- Какую задачу мы должны с вами решить?
Слайд 7 Улица «Вопросительная»
Имеет вопрос
Слово с вопросом
Ферма, на которой выращивают птиц.
Дети записывают слово «птиц?ферма».
- В написании соединительной гласной.
- Это буква, соединяющая два корня сложного слова.
- Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).
Дети поднимают руки.
- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».
- Нет.
- Не знаем правила написания соединительных гласных.
- Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»?
IV. Построение проекта выхода из затруднения, решение проблемы.
Работа в паре.
Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи); открытие нового знания по составленному алгоритму.
- Ребята, я предлагаю вам поработать в парах, в ходе такой работы, вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.
В ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.
Вспомним правила работы в паре:
- Не перебивать друг друга.
- Выслушивать мнение товарища.
- Принимать общее решение.
Раздаются алгоритмы, но пункты переставлены.
- Если в паре готов алгоритм наблюдения над словами, то пара приступает к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных о и е в сложных словах и приводите примеры слов. А слова, над которыми вы будете работать, это сложные слова, которые мы с вами записали в тетрадь.
Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)Какая пара желает озвучить алгоритм наблюдения?
Слайд 8
- Какой вывод вы сделали?
Слайд 9
Какое слово вы привели в пример в двух случаях? Почему?
Что необычного заметили в правописании соединительной гласной о и е после шипящих и ц?
Это загадка русского языка, которую вы попытаетесь отгадать дома.
Ребята, у вас на столах оценочный лист, в котором вы будете оценивать свою деятельность на уроке. Подпишите свою фамилию и имя. Найдите вид деятельности- работа с алгоритмом наблюдения и оцените свою деятельность.
Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
Прочитай (произнеси) слово.
Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.
Сделай вывод:
- соединительная буква «е» пишется:
1) после…
2) …
3) …
- соединительная буква «о» пишется после…
После построения алгоритма дети работают со словами: нефтегазопровод, сталевар, ледокол, кашевар, овцебык, кожеед и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод с примерами из этих слов.
Отвечает любая пара, остальные сверяют со своим.
Вывод детей:
- соединительная буква «е» пишется
1) после мягких согласных (нефтегазопровод, сталевар);
2) после шипящих (кашевар, кожеед);
3) после «ц» (овцебык);
- соединительная буква «о» пишется:
после твёрдых согласных (ледокол, нефтегазопровод).
Нефтегазопровод, участвуют две соединительные гласные, первый корень оканчивается на мягкий согласный пишем е, а второй корень оканчивается на твёрдый гласный пишем о.
Шипящие ж и ш всегда твёрдые, но всё равно пишем е, также и с ц.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках.
1. Работа у доски.
2. Индивидуальная работа, самопроверка
- Проверьте свой вывод с правилом в учебнике. Как вы считаете вы правильно сделали вывод?(Слайд 9)
А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?
- Почему?
- Молодцы!
А теперь нам пора возвращаться домой, но прежде чем покинуть страну, надо пройти пропускной пункт.
Давайте вспомним известный мультфильм «Ну погоди», посмотрите, как волк проходил пропускной пункт. А называется он правильно турникет, с каким словом созвучно? Слайд № 10- словарная работа
Заданием для прохождения турникета будет упражнение 215, найдите. Вам необходимо из предложенных простых слов составить сложные слова и пройти турникеты, а турникетами будут о и е. Если выбор будет неверным, ребята будут топать, а если выбор соединительной будет верным, ребята хлопают.
(Учитель показывает порядок выполнения упражнения – один пример)
Оцените свою деятельность в работе с упражнением
Теперь можно вернуться домой. Закрыли глаза, на аэростате возвращаемся домой, ну вот любимая школа и любимый кабинет русского языка. Открываем глаза.
Вы успешно справились с заданиями. Я думаю, что вам теперь не составит труда выполнить следующее задание «Карточка с секретом»
Вставьте соединительные гласные в слова.
А теперь уберите скрепки, отогните лист и проверьте, как вы справились с заданием. Оцените свою работу. Да.
Исправляют ошибки
Читает ученик
Турник
Да
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
VI. Вторичное закрепление
Работа в группах
Цель: включение нового задания в систему знаний; выполнение заданий, где возможно использование новых знаний. Ребята король «Русского языка» узнал, какие вы умные, внимательные и сообразительные и просит у вас помощи. Он прислал вам письма, но у меня их всего 6, а вам ведь интересно каждому узнать, что в этих письмах и о чём просит король? Что же делать?
(приложение № 1- конверты с заданием)
У вас на столах цветные полоски, поднимите их вверх и найдите товарищей своей группы.
Выберите членов группы:
1.Организатора, учащийся, который будет организовывать работу группы и следить за порядком.
2. Спикера, учащегося, который будет выступать от имени группы с готовым решением.
3. Секретаря, учащегося, который будет записывать высказанные идеи и решения.
Каждая группа имеет сигнальные карточки, с помощью них группа будет со мной общаться. Жёлтая карточка, есть вопрос, красная – группа готова к ответу. В случае необходимости организатору достаточно поднять сигнальную карточку.
Организаторов групп прошу подойти ко мне и выбрать письмо.
Группы могут приступать к работе, помните наш девиз, работаем оперативно.
Приглашает спикеров выступать.
Слайд 11
Оцените свою деятельность в группе при выполнении задания.
Разделиться на группы
Дети организуют группы по одному цвету полоски.
Выбирают членов группы
Организаторы выбирают письмо и группа приступает к выполнению задания.
Спикеры выступают с готовым заданием
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности, отметка учителя.
- Вам понравился урок, время подвести итог.
- Как вы считаете, вы достигли поставленной цели?
(цель на доске)
- Перед вами лестница вашего успеха на уроке, на какую ступеньку вы поставите себя. А помогут вам смайлики, которые у вас на столах. Выберите смайлик, соответствующий определённой ступеньке и прикрепите его на лестницу успеха.
Слайд 12
Посмотрите, какая отметка соответствует каждой ступеньке, это ваша отметка за урок. Поставьте себе отметку в оценочный лист и листы оставьте на партах.
Да, озвучивают алгоритм определения соединительной гласной о и е в сложных словах
Дети оценивают свою работу на уроке
IХ. Домашнее задание.
Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с возможностями и уровнем их развития – право выбора А теперь внимание, домашнее задание!!! Слайд 13
Если у тебя сегодня – 3, материал ты повтори: параграф 41, упр. 216
Если 5 или 4, тогда сказку напиши: написать сказку, используя сложные слова
Про загадку не забудьте, её всем надо отгадать и Марине Николаевне на следующем уроке рассказать.
Слайд 14
Урок наш окончен и выполнен план,
Спасибо ребята огромное вам!
И вот уж звенит весёлый звонок,
И нам сообщает – окончен урок!!!
До свидания, ребята! Записывают домашнее задание