Презентация по русскому языку. Соединительные О и Е в сложных словах
Соединительные О и Е в сложных словах Урок русского языка в 6 классе Корсикова Е.С. Цель урока: Сформировать понятие о сложных словах и их образовании Составьте из этих пар слов одно, выделите корни. Сформулируйте определение сложных слов. Пар, возить Вода, падатьЛес, рубитьЛед, колоть Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трех) корней. ПаровозВодопадЛесорубЛедокол Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить - паровоз), из целых слов (ясли, сад – ясли-сад) Рассмотрите сложные слова. Когда пишется соединительная гласная О, а когда – Е? ГазОпроводКашЕварБурЕломПтицЕлов В сложных словах после твердых согласных пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е. Упражнение №167 Физкультминутка Самостоятельная работа. Из данных словосочетаний нужно образовать сложные слова, выделить корни, объяснить выбор гласной. Варит сталь, рубит лес, тушит огонь, возит воду, косить сено, падают листья, строить корабли, трясется земля, печатать книги, варит кофе, черная земля, разные цвета, сам летает, ловить рыбу, человек, у которого рыжие волосы, человек, у которого голубые глаза, тот, кто разводит сад. Сталевар [л‘], лесоруб [с], огнетушитель [н‘], водовоз [д], сенокос [н], листопад [т], кораблестроение [л‘], землетрясение [л‘], книгопечатание [г], кофеварка [ф‘], чернозем [н], разноцветный [н], самолет [м], рыболов [б], рыжеволосый [ж], голубоглазый [б], садовод [д] Итог урока В каком случае в сложных словах пишется соединительная гласная О? А в каком случае Е? Рефлексия Что нравится на уроках?Что не нравится на уроках?Можешь ли учиться лучше по предмету?Что мешает учиться лучше? Домашнее задание Параграф 33, упражнение 167. Спасибо! Все молодцы!