Урок русского языка для 6 класса по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Урок русского языка в 6 классе.
Соединительные гласные о и е в сложных словах
Подготовила и провела: Кукуева И.И.
Тема: Соединительные о и е в сложных словах
Цель: 1) Познакомить учащихся с правописанием соединительных гласных в сложных словах; повторить способы образования слов в русском языке.
2) Развивать навык сопоставительного анализа, речь учащихся.
3) Способствовать трудовому воспитанию учащихся.
Структура урока:
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: ледокол, пешеход, диван – кровать.
(ответы учащихся)
Записанные слова называются сложными, потому что они состоят из двух корней; бывают слова, состоящие из 3 корней.
Эти сложные слова образуются из основ исходных слов (ледокол, пешеход) и из целых слов (диван, кровать).
При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е. Иногда сложные слова образуются и без соединительных гласных (пластмасса).
Чтение стихотворения.
Самолёт летит вперёд,
Паровоз не отстаёт,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать.
Эти сложные слова
Не выносят букву а.
А поставишь букву о –
Скорость будет ого – го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Водит лошадь коневод,
В море мореход плывёт.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву и,
А напишем е, тогда
Каждый скажет: «Это да!»
Итак, о чём нужно помнить, когда вы записываете сложные слова?
(ответы учащихся)
А когда же пишется соединительная гласная о, а когда – е?
Внимание на опорный конспект!
Если первая основа сложения оканчивается на твёрдый согласный, то пишется соединительная гласная о.
(Пивовар, пароход)
Если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, шипящий и ц, будем писать соединительную гласную е.
(Пешеход, мореплаватель, птицефабрика)
Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.
Слова с соединительными гласными о – е – это существительные, прилагательные (кровеносный, камнерезный), среди глаголов способа сложения не наблюдается.
В фонетическом отношении для соединительных гласных о – е характерна безударность.
В сложных словах ударение наблюдается на корневых морфемах: водопровод, нефтепровод, морозоустойчивый, машиностроение).
На доске запись: Загадочный интерфикс.
Соединительную гласную называют интерфикс. Он имеет материальное выражение, но не передаёт ни лексического, ни грамматического значения, поэтому интерфикс (соединительная гласная) морфемой в строгом смысле не является, хотя некоторые исследователи считают, что интерфикс выражает значение совместности и поэтому является самостоятельной морфемой. Вот такой загадочный интерфикс.
III. Закрепление.
Ребята, вы любите загадки? (Да)
1) Разгадывание загадок.
Сейчас мы будем их разгадывать, но отгадками будут сложные слова, которые вы должны записать в тетрадь, обозначив изученную орфограмму.
1) Паренёк под облаками
Ловко действует руками,
Нервы крепки, зорок глаз,
Кто же это? (Верхолаз)
2) И на земле, и на снегу
Я зверя выследить смогу.
По следу лапок и копыт
На то ведь я и следопыт.
3) Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит,
Знают люди с давних пор,
Что не съедобен мухомор.
4) Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолёт)
5) Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит его мотор –
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
6) Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
7) Чудо – дворник перед нами,
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)
8) Хвостом пьёт, а клювом отдаёт. (Водопровод)
9) Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолёт)
10) У меня который год
Ёжик в комнате живёт.
Если пол намазал воском,
Он натрёт его до лоска. (Электрополотёр)
2) К данным словам подберите антонимы – сложные прилагательные.
Ленивый ученик - трудолюбивый.
Серьёзный юноша - легкомысленный.
Враждебные отношения - миролюбивые.
3) Выполнение упражнения 167.
4) Разгадывание кроссворда.
1
С
д
2
а
о
3
м
х
4
о
5
р
л
6
а
ё
7 п
т
1.Специалист по разведению сада.
2. Паровой колёсный двигатель.
3. Канал для выхода дыма из печи.
4. Русская народная игра – пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное движение.
7. Огнестрельное оружие.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
Мы вспомнили, что –
Мы поняли –
Было интересно –
Вызвало затруднение –
Нужно выучить –
V. Домашнее задание.
15