Рабочая программа элективного курса «Решение физических задач». 9 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караяшниковская средняя общеобразовательная школа
Ольховатский район, Воронежская область
«Рассмотрено»
на ШМО учителей естественно-математического цикла
Протокол № 1 от “29”августа 2016 г
«Согласовано»
Зам. директора школы
по УВР_____________Л.Ф. Шестакова
«31» августа 2016г.
«Утверждено»
Директор школы _____________А.В.Яковенко
Приказ № 49 от «01»сентября 2016г.
Рабочая программа элективного курса
«Решение физических задач»
для 9 класса
Учитель физики Спивакова Е.А.
2016-2017 уч.год
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки учащихся
3. Содержание курса
4. Календарно-тематическое планирование
Учебно-методическая литература
1. Пояснительная записка
Предмет: физика
Класс: 9
Всего часов на изучение программы: 9 часов
Количество часов в неделю: 0,25 часа
Курс проводится в 3 четверти
Рабочая программа элективного курса по физике «Решение физических задач» на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе:
- «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], - «Дрофа», 2007 г.
Программа элективного курса «Решение физических задач» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).
Данная модифицированная программа учебного курса «Решение физических зада» разработана на основании программы элективного курса «Решение задач по физике» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007». Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в объеме 9 часов.
Модифицированная программа учебного курса «Решение физических задач» отличается от программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» (автор Марчук Э.В.) тем, что уменьшено количество часов по темам: «Элементы гидростатики и аэростатики» - 1 час, «Тепловые явления» - 1 час, «Электрические явления» - 1 час, «Основы кинематики» - 2 часа, «Основы динамики» - 2 часа, «Законы сохранения в механике» - 2 часа.
Учебный курс «Решение физических задач» является основой для обобщения и расширения ранее приобретенных знаний учащимися по физике.
На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Данный курс поможет учащимся 9класса, выбравшим физику для сдачи в форме ОГЭ, обобщить и систематизировать знания по выше перечисленным темам.
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ОГЭ. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов.
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ОГЭ по физике с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 7-9классах. Занятия проводится 1 час в неделю в течение 3 четверти.
Целями данной программы являются:
-углубление полученных знаний и умений;
- формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Задачи курса:
-развить навыки работы учащихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;
-развитие интереса к физике;
-развитие логического мышления и монологической речи;
- развивать способности учащихся к исследовательской деятельности;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Формы организации образовательного процесса:
Для организации занятий используются следующие формы:
- лекционное изложение материала;
- эвристические беседы;
- практикумы по решению задач;
- уроки-исследования;
- работа в малых группах.
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- семинары по решению задач
- тестирование
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии. Использование ИКТ.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
-организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
-самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Коммуникативные компетенции:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
-владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения курса учащиеся должны:
-знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
-понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
-уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);
-готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи.
3. Содержание рабочей программы
1. Элементы гидростатики и аэростатики (1 ч).
Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах гидростатики и аэростатики.
Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах, условия плавания тел;
уметь решать задачи на применение закона сообщающихся сосудов, изображать силу Архимеда в общем случае; решать задачи по теме.
Вид контроля.
-тестирование.
-фронтальная беседа.
2. Тепловые явления (1 ч).
Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах тепловых явлений.
Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать формулы количества теплоты в различных тепловых процессах, уравнение теплового баланса, распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы.
уметь решать задачи на расчет количества теплоты в различных тепловых процессах, на уравнение теплового баланса.
Вид контроля:
-тестирование
- фронтальный опрос
3.Электрические явления (1 ч).
Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах электрических явлений.
Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, величины, характеризующие электрический ток, законы последовательного и параллельного соединений, закон Джоуля-Ленца, формулы работы и мощности электрического тока.
уметь решать задачи на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда, выполнять построение электрических цепей с использованием условных обозначений.
Вид контроля:
-фронтальная беседа
-фронтальный опрос
-тестирование
4.Основы кинематики (2 ч).
Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах кинематики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса.
Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать связь между кинематическими величинами;
уметь решать задачи по общему алгоритму, применять алгоритм по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту; строить графики зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решать задачи с применением графиков.
Вид контроля:
-фронтальный опрос учащихся.
-тестирование.
5. Основы динамики (2 ч).
Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах динамики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса.
Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать виды сил, находить различные силы, действующие на тело по формулам.уметь выполнять построение векторов действующих на тело сил, выполнять построение и анализ общего алгоритма на динамику, применять алгоритм на динамику к решению задач в случае равновесия или равномерного прямолинейного движения, в случае движения тела с ускорением
Вид контроля:
-фронтальный опрос учащихся.
-индивидуальный опрос.
6. Законы сохранения в механике (2ч).
Цель: формирование знаний о законах сохранения в механике.
Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать формулы работы, мощности и энергии, импульса; условия сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса;
уметь решать задачи на закон сохранения энергии в общем случае и в механике.
Вид контроля:
-тестирование
-собеседование
Основные блоки:
№
Тема
Кол-во
часов
Формы проведения
Образователь-ный продукт
1
Элементы гидростатики и аэростатики.
1
Беседа. Тестирование.
2
Тепловые явления.
1
Собеседование. Тестирование.
Практикум по решению задач
Умение решать физические задачи различных типов и видов
3
Электрические явления.
1
4
Основы кинематики.
2
5
Основы динамики.
2
6
Законы сохранения в механике.
2
ИТОГО:
9
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды
деятельности
Формы
контроля
Дата план
Дата факт
примечание
1.Элементы гидростатики и аэростатики ( 1 час)
1
Гидростатическое давление. Закон сообщающихся сосудов.
Сила Архимеда. Условия
плавания тел.
1
Анализ условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах. Построение алгоритма на применение закона сообщающихся сосудов.
Изображение силы Архимеда в общем случае; выяснение условия плавания тел, построение таблицы
Фронтальная беседа.
Тестирование.
2. Тепловые явления (1 часа)
2
Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах.
Уравнение теплового баланса.
1
Составление таблицы, нахождение количества теплоты в различных тепловых процессах по формулам.
Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы; составление алгоритма решения задач на уравнение теплового баланса.
Тестирование.
Фронтальный опрос
3. Электрические явления (2 часа)
3
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Построение электрических цепей
1
Изображение силы Кулона в различных случаях. Анализ решения задач на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда
Составление таблицы: «Условное обозначение элементов электрических цепей»; построение электрических цепей с использованием условных обозначений
Фронтальная беседа
Тестирование
4
Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток
Закон Ома. Расчет сопротивления проводников.
1
Построение таблицы. Решение задач на применение таблицы
Построение вольтамперной характеристики для проводников с различным сопротивлением; нахождение связи между напряжением, силой тока и сопротивлением на опыте
Беседа
Фронтальный опрос
Тестирование
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца
Законы последовательного и параллельного соединения проводников
Нахождение энергетических параметров электрического тока; применение закона сохранения энергии к электрическим явлениям
Составление таблицы: «Законы последовательного и параллельного соединения» по экспериментальным данным. Упрощение электрических схем
Построения и расчет электрических цепей
4. Основы кинематики (2 часа)
5
Равномерное и равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое движение.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
1
Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление общего алгоритма на кинематику, решение задач по общему алгоритму. Построение графиков зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решение задач с применением графиков.
Фронтальный опрос учащихся.
Тестирование.
6
(Действия над
векторами. Проекция вектора на ось. Закон сложения скоростей.)
Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.
1
Построение и нахождение проекции вектора на ось; решение задач с применением закона сложения скоростей; построение траектории движения при переходе от одной системы отсчета к другой.
Применения алгоритма по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту. Построение графиков зависимости кинематических величин от времени
Фронтальная беседа.
5. Основы динамики (2 часа)
7
Силы в природе. Алгоритм решения задач по динамике
Законы Ньютона
1
Построение векторов действующих на тело сил. Нахождение различных сил, действующих на тело по формулам.
Применение алгоритма на динамику к решению задач в случае равновесия
или равномерного прямолинейного движения, в случае движения тела с ускорением.
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
6. Законы сохранения в механике (2 часа)
8
Работа, мощность, энергия
Закон сохранения полной механической энергии
1
Построение таблицы, устные сообщения
Выяснение условий сохранения полной механической энергии и построение алгоритма на закон сохранения энергии в общем случае и в механике
Тестирование
9
Импульс. Закон сохранения импульса
1
Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения закона сохранения импульса и энергии; оформление результатов в виде схемы. Построение общего алгоритма на законы сохранения
Собеседование
Всего
9
Требования к уровню подготовки обучающихся.
При изучении электива учащиеся должны знать:
- понятия равномерное и равнопеременное движение;
- величины, характеризующие механическое движение;
- законы сложения скоростей;
- сила тяжести;
- баллистическое движение;
- законы Ньютона;
- гидростатическое давление.
- закон сообщающихся сосудов;
- понятия «сила Архимеда»;
- условия плавания тел;
- понятия «работа», «мощность», «энергия»;
- закон сохранения полной механической энергии;
- понятие «импульс»;
- закон сохранения импульса;
- понятие «количество теплоты»;
- уравнение теплового баланса;
- закон сохранения электрического заряда;
- закон Кулона;
- понятие «постоянный электрический ток»;
- величины, характеризующие электрический ток;
- закон Ома;
- закон Джоуля – Ленца;
- законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Учащиеся должны уметь:
- строить графики в различных координатах, находить различные величины по графикам; - раскладывать вектора скорости по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, применять закон сложения скоростей для решения задач повышенного уровня;
- находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту;
- изображать силы, действующие на тело в различных случаях, находить направление результирующей силы;
- решать задачи с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия;
- находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением;
- находить различные параметры, используя закон сообщающихся сосудов;
- изображать силы, действующие на тело в жидкой или газообразной среде;
- применять закона Архимеда к решению задач;
- находить энергетические величины и связь между ними в общем случае и в механике;
- воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач;
- приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и импульса в различных случаях; применять закон сохранения к решению задач;
- приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты;
- воспроизводить алгоритм, применять уравнения теплового баланса к решению задач;
- приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда;
- уметь строить и читать электрические цепи, используя условные обозначения;
- находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам;
- строить и пользоваться вольтамперную характеристику для нахождения электрических параметров участка цепи;
- решать задачи на закон Ома;
- воспроизводить закон Джоуля – Ленца, применять закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток;
- воспроизводить законы последовательного и параллельного соединений;
- применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей.
Учебно-методическая литература
1. Каменецкий С.Е., В.П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987.
2. Кабардин, Ф., Орлова, В. А. Углубленное изучение физики в 10-11 классах. - М.: Просвещение, 2002.
3. Н. Парфентьева, М. Фомина. Решение задач по физике М.: Мир, 1993.
4. Мясников, С. П., Осанова Т. Н. Пособие по физике. - М.: Высшая школа, 1988.
5. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. -ML: Наука, 1980.
6. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. - М.: Высшая школа, 1999.
7. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, 1965.
8. Камзеева Е.Е.Физика. Типовые задания ОГЭ. 9 класс.-М.: Экзамен, 2016
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
·