Конспект урока окружающего мира по теме На что похожа наша планета
Урок 20. На что похожа наша планета?
Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.
Тип урока: изучение нового
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: глобус, карта.
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Мотивация и целеполагание а) подготовка рабочего места.
б) приветствие учащихся.
Приветствие учителя
II.Актуализация знаний и умений -Ребята, кто запомнил, как нужно переходить дорогу? -Кто увидел знак «Пешеходный переход» по дороге домой или в школу?
(На доске карта мира, у учителя на столе глобус.)
-Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и Мудрая Черепаха. Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все-и млад и стар,
Что наш дом-большущий шар. (Земля)
-Кто понял, о чем мы будем говорить на уроке?
-Прочитайте тему урока на с.48 учебника.
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. Ответы на вопросы
О нашей планете
На что похожа наша планета?
Динамическая пауза Выполняют действия
III.Освоение нового и его применение -Вспомните, что вы знаете о нашей планете. Земля-планета, где мы все живем.
-Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета. (Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предложения.)
-Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли?
-А если Земля-шар, можно ли дойти до края?
-Рассмотрите изображение Земли на с.48. с помощью рисунков 3 и 4 докажите правильность своего ответа.
-Разные народы Земли по-разному представляли себе устройство мира. В Древней Индии были уверены, что Земля плавает на огромной черепахе по океану. А в Древнем Китае считали, что Земля – это лепешка с обрезанными краями. И совсем еще до недавнего времени, каких-то 300 лет назад, многие люди в России верили в то, что мир – это что-то вроде громадного сундука, у которого крышка – небо.
Но как же люди узнали, что Земля – шар? А когда человек со стороны увидел свою планету. Это произошло, когда Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос. Ведь люди давно замечали, что чем выше поднимешься, тем дальше видно. Заберешься на дерево – видно то, чего, стоя на земле, не разглядишь. А заберешься на гору – совсем далеко видно. Все это происходит оттого, что Земля не плоская, как тарелка, а круглая, как мяч. А человек по сравнению с Землей слишком мал, чтобы увидеть ее всю сразу.
-Расскажите, какие были представления о Земле у древних людей.
-Ребята, а что держит в лапке Мудрая черепаха на с.49?(Учитель показывает глобус)
Глобус-это модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
-Какого цвета больше на глобусе?
-Это океаны и моря. Вода в них соленая.
-А на что еще похожа наша планета?
-Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется?
Рассмотрите рисунки-схемы на с.49. Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля. (Дети несколько минут работают в парах, затем выслушиваются рассуждения 3-4 учеников)
-Земля-третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля-спутник Солнца. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!
Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки-день и ночь.
-Работа в рабочей тетради с.33
-Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Выполните задание.
№2 Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?
-Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок.
-Какие цвета вам понадобятся для раскрашивания?
-Каким цветом вы раскрасите моря и океаны? А материки? Отвечают на вопросы
Да
Нет
Ответы детей
Глобус
Ответы детей
Ответы детей
IV.Выводы и обобщение -Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них.
Как называется наша планета?
Какую форму она имеет?
Как это можно доказать?
Как движется Земля?
Что такое глобус?
-Оцените свои достижения на уроке. V.Контроль и оценка достижений -Вернемся к учебной задаче урока. Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули?
-Как мы доказали свое предположение?Земля имеет форму шара
Фотография из космоса это подтверждает