Урок на тему Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо для средних и старших классов
Учитель первой категории Кутузова Галина Ивановна
Методическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо»
Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт. Цель: развивать способности, интерес обучающихся в написании писем; прививать правильные навыки грамотного написания письма; воспитывать у учащихся стремление к возрождению традиций эпистолярного жанра; способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Оборудование:
1.Пояснительная запись на доске значения слова «Письмо» из толкового словаря: 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь для кого-нибудь. 2.Умение писать. (С.И.Ожегов).
2. Письма из школьного краеведческого музея.
3.Письма, написанные учащимися дома в качестве домашнего задания.
4.Книги с письмами Булгакова М.А., Цветаевой М.И., Пастернака Б.Л..
5.Напечатанные письма для практической работы.
6.Конверты разной формы для отправления писем.
Ход урока
1.Беседа с обучающимися о роли письма в общении сегодня.
Приходим к выводу, что роль письма минимальна, так как общение и передача информации происходит посредством телефонных звонков, интернета.
2.Повторяем тему предыдущих уроков «Стили речи»:
-существуют книжный и разговорный стиль речи;
- к книжным стилям относятся научный, официально-деловой, публицистический, художественный;
-разговорный стиль используют для того, чтобы обменятся сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях.
3.Начинаем работать над понятием «письмо» и его особенностями.
Читаю в виде образца письма В.Я.Лакшину писателя И.С.Соколова-Микитова:
23 июня 1969. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень немногими добавлениями. Благодарю за доброту, дружеское письмецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не выползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания!
От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям-новомировцам. Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов
8 августа 1968. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки Земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказы не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.
Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?
Крепко жму руку. И. Соколов-Микитов
Раздаю после прочтения письма обучающимся и начинаем работать над ними.
1.Обратите внимание на основные компоненты письма:
а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);
б)основная часть (деловая или сугубо личная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным, знакомым);
в)конец (пожелания адресату , подпись, дата и место нахождения отправителя письма - если они не были указаны в самом начале).
2.Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, а какое - к деловым и в то же время дружеским? Почему?
3.Что вы можете сказать об отношениях И. Соколова –Микитова и В. Лакшина на основе первого и второго письма? Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие - во втором? Подтвердите это фактами из писем.
4.Слово учителя:
-письмо позволяет человеку самораскрыться, отражает характер, обнажает некоторые черты, невидимые в повседневной жизни. Хочу обратить ваше внимание на форму общения « письмо» Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Марина Ивановна предпочитала письменную форму живому устному разговору, так как опасалась быть не до конца понятой, недовысказаться при непосредственном контакте с собеседником.
Обращаемся к книге «Переписка Бориса Пастернака» (М.,1990).
Читаем письмо Пастернака к Цветаевой, написанное 14.6.22. из Москвы.
Анализируем:
а)что послужило толчком для начала отношений между поэтами? Как вы определяете авторскую задачу письма? Как определяет ее сам автор? (От официального общения к дружескому разговору);
б)обратите внимание на обращение;
в)чем стала для обоих эта переписка?
г)знакомимся с понятием «Эпистолярный жанр», «Эпистолярный роман».
5.Для выяснения особенностей делового письма знакомимся с письмами М.А.Булгакова к правительству.
Секретарю ЦИК СОЮЗА ССР
Авелю Софроновичу Енукидзе
В виду того, что абсолютная неприемлимость моих произведений для советской общественности очевидна,
в виду того, что совершившееся полное запрещение моих произведений в СССР обрекает меня на гибель, обращаюсь в верховный орган Союза -Центр разрешить мне вместе с женой выехать за границу.
3.9.1929. М.А.Булгаков
Обращаем внимание на лексику письма, назначение и цель написания.
6.Обращаемся к письмам из школьного краеведческого музея.
Знакомимся с их содержанием, ищем компоненты, соответствующие письму.
7.Проверяем домашнее задание. Дети зачитывают письма, написанные на разные темы и адресованные друзьям, родителям.
8.Совместно делаем вывод о проделанной работе на уроке по схеме
/Знал/ /Узнал/ /Надо узнать/
9.Демонстрирую почтовые конверты для писем. Они могут быть разного размера, с рисунками и разными марками. Объясняю историю происхождения и назначения почтовых марок, лексическое значение слова «филателия».
Выясняем с обучающимися наиболее распространенных адресатов сегодняшнего дня. Наиболее частыми являются служащие солдаты и их семьи и родители.
Делаем вывод о том, что в письме можно не стесняясь выразить чувства восторга, восхищения, любви. Письма мобилизуют человека на употребление нормированной лексики, расширяют культуру речи.
10. В качестве домашнего задания необходимо написать письмо с учетом приобретенных знаний на уроке для участия в Областном конкурсе в рамках Всероссийского конкурса «Лучший урок письма».
Для построения урока по данной теме можно использовать газеты, журналы, письма с фронта, интернет, работу в музее и другие средства и формы в зависимости от возможностей и особенностей обучающего учреждения.
Методическая разработка может быть использована для проведения уроков в классах среднего и старшего звена.