Рабочая программа по театральной деятельности в старшей группе детского сада (по Сорокиной)


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР – детский сад № 385»
Приволжского района
города Казани
Методическая разработка
по театральной деятельности
в старшей и подготовительной группах
Воспитатель:
Чемборисова Дания Галимзяновна –
высшая квалификационная категория
Казань 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Задачи разработки
Здоровьесберегающие технологии
Оборудование
Работа с родителями в старшей группе
Работа с родителями в подготовительной группе
Календарно-тематическое планирование в старшей группе
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе
Ожидаемые результаты в старшей группе
Ожидаемые результаты в подготовительной группе
Список используемой литературы

Пояснительная записка
Программа «Театр-творчество-дети» способствует развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства. Авторы: Н.Ф. Сорокина, музыкальный руководитель; Л.Г. Миланович, заведующая ясли-садом № 790 Юго-западного округа Москвы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Вся система работы в детском саду ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития.
Педагогический процесс в детском саду обеспечивает у детей не только формирование системы знаний, умений и навыков , которые необходимы для обучения в школе, но и потребность в реализации своего творческого потенциала, способностей и интересов, а для этого просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре так и публично, не стесняясь слушателей.

 В связи с этим театрализованную деятельность можно рассматривать, как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, которые дают возможность развивать эмоциональную сферу ребенка, приобщить его к духовным ценностям, учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность в себе. Так как она тесно связана с другими видами деятельности: музыкальной, речевой, двигательной, изобразительной, то позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованные занятия создают условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми других групп и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, которая способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Каждый ребенок на занятии имеет возможность проявить себя в какой-либо роли, ненавязчиво и непринужденно он учится перевоплощению, у него развивается уверенность в себе и социальные навыки поведения. Это поможет ребенку более полно реализовать свой творческий потенциал и накопить эмоционально-чувственный опыт.
Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. У детей этого возраста более устойчивая память, что позволяет им легче чем младшим дошкольникам запоминать предлагаемые тексты. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
Задачи разработки:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:
Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф- магнитный
- масочный
- варежковый- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Работа с родителями в старшей группе
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник» .
Март:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Фотовыставка.
Декабрь:
Помощь детям при участии в конкурсах., изготовление карнавальных костюмов.

Апрель:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Помощь в организации похода в кукольный театр.
Работа с родителями в подготовительной группе
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр - помощник в воспитании детей» .
Октябрь:
Подготовка костюмов к спектаклю «Гуси-лебеди».
Декабрь:
Помощь детям при участии в конкурсах, изготовление карнавальных костюмов к сказке «Спящая красавица»

Апрель:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю «Муха – Цокотуха идет в школу» (Выпуск в школу)
Календарно-тематическое планирование
в старшей группе
на 2015-2016 учебный год
День недели Время в режиме дня
Вторник 15.30- 15.55
Режим работы кружка:
Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.
Группа: №8
Воспитатель: Чемборисова Д.Г.
Количество часов:
всего: 36 занятий;
в неделю: 1 занятие.
Неделя Тема занятияСодержание занятия Задачи занятия
СЕНТЯБРЬ
1
Просмотр спектакля «Первое сентября»
2
Знакомство с театром
- Что такое театр?
- Виды театров.
- С чего начинается театр.
Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.
Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса
3
Кто работает в театре. «Закулисье».
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.
Беседа, просмотр видео- ролика.
Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.
4
Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
ОКТЯБРЬ
1
Мимика – русская народная песенка «Уж как шла лиса» Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;
скороговорки;
Развитие мимики; жестов, движений
раскрепощение через игровую деятельность;
2
Знакомство с пальчиковым театром игра «Кто это?», викторина, загадки, игра Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.
3
Игра «Запомни свою позу»
Изображение позы, тренировка слуховой и зрительной памяти, фантазии Продолжать развивать зрительную и слуховую память, раскрепощение.
4
Просмотр сказки в детском саду «Лягушки и цапля Формировать умение изображать гнев, радость, удивление с помощью мимики и жестов
Развивать творческую самостоятельность, побуждать участвовать в танцевальной импровизации.
НОЯБРЬ
1
Знакомство с масочным театромИнсценировка сказок «Лягушки и цапля».
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
2
Пантомима
Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
пальчиковые игры
пальчиковые игры;
этюд «Я садовником родился» Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость3
Сила голоса и речевое дыхание Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;
скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ
4
Знакомство с настольным театром
Инсценировка сказки «Три поросенка» Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
5
Мимика и жесты
Русская народная скороговорка «Все за стол сели» Развиваем воображение;
учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние, отработка четкой дикции.
ДЕКАБРЬ
1
Знакомство со сказкой «Золушка» Разучивание фрагмента Золушки и мачехи, дочерей Учить передавать эмоциональное состояние персонажей.
2
Разучивание мини сценки: «Встреча с феей» Совместная деятельность детей и родителей. Учить передавать эмоциональное состояние персонажей.
3
Сцена «На балу» Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью Учить передавать эмоциональное состояние персонажей
4 -5
Премьера сказки «Золушка»
Артикуляционная гимнастика;
Совместная деятельность детей и родителей.
Развитие слуха и чувства ритма у детей
Поощрять участие в театрализованных импровизациях
ЯНВАРЬ
2
Показ новогодней сказки детям младших и средних групп
Артикуляционная гимнастика; вызвать желание и собственную инициативу выступать перед публикой.
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
3
«О чем разговаривают кошки?» Кошки-театральные куклы Учить управлять «куклами-кошки», участвующих в диалоге
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
4
«В гостях у сказки» Сочиняем сказку сами. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
5
Сценическая пластика по стихотворению Николаенко «Все сделалось грустным»
Артикуляционная гимнастика;
Развиваем умение передавать через движения выразительные чувства и мимику.
ФЕВРАЛЬ
1- 4
Подготовка к инсценировке сказки «Заячья избушка» Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей, создать атмосферу на утреннике «Маму свою очень люблю»
МАРТ
1
Расслабление мышц
Артикуляционная гимнастика;
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
скороговорки; пальчиковые игры Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.
2
Знакомство с английской поэзией «Перчатки» Чтение стихотворения, инсценировка . Учить передавать эмоциональное состояние литературных персонажей (мамы-кошки, котят)
3
Театр кукол-оригами.
Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Репка».
Совместная деятельность детей и родителей
Ощутить себя «творцами» кукол
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.
4
Чувства, эмоции Заучивание скороговорки «Заяц, заяц, чем ты занят?» Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими
АПРЕЛЬ
1
Знакомство с театром масок
Инсценировки сказок «Волк и Семеро козлят»
«Курочка Ряба» Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности
2
Демонстрация театра на фланели.
Сочиняем сказку сами. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
3
Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика;
Игра «Павушка летела»;
русская народная потешкаРабота над развитием речи, интонацией, логическим ударением
4
Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика
«Считай до пяти»
«Больной зуб»
«Укачиваем куклу»
«Игра со свечой»
«Самолет»
«Мяч эмоций» Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
МАЙ
2
Театрализованное представление «Как заяц Степа потерялся в лесу»
Показ спектакля родителям. Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.
3
Экскурсия в кукольный театр
Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.
Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты.
По возможности заглянуть за кулисы.
Календарно-тематическое планирование
в подготовительной группе на 2016-2017 учебный год
День недели Время в режиме дня
Режим работы кружка:
Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.
Группа: №8
Воспитатель: Чемборисова Д.Г.
Количество часов:
всего: 36 занятий;
в неделю: 1 занятие.
Неделя Тема занятияСодержание занятия Задачи занятия
СЕНТЯБРЬ
1
Просмотр архива видео выступлений
2
Знакомство с русско-народной дразнилки «Витя-титя-карапуз»
Заучивание рифмовок
Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса, определить характер Вити.
3
Игра «Спи, Танюшка» музыка М Карасевой стр.24 Развитие пластики и постановка движений Воспитание нежности, ласки
4
Игра «Здравствуйте» стр. 27 Разучивание различных поз и силы голоса Снятие эмоционального напряжения.
ОКТЯБРЬ
1- 4
Подготовка к инсценировке сказки «Гуси-лебеди» Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. Знакомство со сказкой, игры, этюды, распределение ролей, разучивание текста, разводка, наработка, отработка, прогон, генеральная репетиция, премьера
НОЯБРЬ
1
Миниатюрный мюзикл (песня+ танец и пантомимические движения на музыку В. Шаинского «В траве сидел кузнечик») стр.35
песня+ танец и пантомимические движения на музыку В. Шаинского «В траве сидел кузнечик» стр.35 Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость2
Театр игрушек
«Мишка Ушастик в магазине» по мотивам сказки Чеслава Янчарского стр.163 Бережное отношение к игрушкам
3
Сила голоса и речевое дыхание Артикуляционная гимнастика; игра «Колыбельная для мишки»;
скороговорки; стр.38 Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ
4
Этюд «Посещение больного» М.И. Чистякова Этюд стр.25 Развиваем воображение;
учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние, отработка четкой дикции.
ДЕКАБРЬ
1- 4
Подготовка к инсценировке сказки «Спящая красавица» Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. Знакомство со сказкой, игры, этюды, распределение ролей, разучивание текста, разводка, наработка, отработка, прогон, генеральная репетиция, премьера
ЯНВАРЬ
1-2
Показ новогодней сказки детям младших и средних групп
Артикуляционная гимнастика; вызвать желание и собственную инициативу выступать перед публикой.
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
3-4
«Танечка-хозяйка» стихотворение Н. Глазкова Разучивание стихотворения Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
Февраль
1- 4
Подготовка к инсценировке сказки «Сказка о Глупом Мышонке» по мотивам сказки С.Я. Маршака Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей, создать атмосферу на утреннике «8 Марта»
Март
1
Премьера сказки «Сказка о Глупом Мышонке» официальное представление родителям
Исполнение ролей на празднике Учить передавать эмоциональное состояние литературных персонажей
2
Настольный театр «Упрямые козлики» по мотивам узбекской народной сказки Чтение стихотворения, инсценировка (стр.116) Учить передавать эмоциональное состояние литературных героев, осуждение упрямства
3
Театр кукол-оригами.
Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Упрямый козлик» для детей младших групп
Совместная деятельность детей и родителей
Ощутить себя «творцами» кукол
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.
4
Чувства, эмоции Заучивание и инсценировка народной шутки «Филя, есть хочешь?» Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими
Апрель
1
Знакомство с чешской народной поэзией «Помогите»
Чтение, инсценировка Самостоятельно придумывать движения для создания игрового образа
2
Демонстрация театра на фланели.
Сочиняем сказку сами. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
3
Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика;
русская народная потешкаРабота над развитием речи, интонацией, логическим ударением
4
Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
МАЙ
1-4
Подготовка к выпускному балу «До свидания, детский сад!». Показ спектакля «Муха-Цокотуха идет в школу» Показ спектакля родителям. Создать атмосферу праздника на утреннике «До свидания, детский сад!»
Ожидаемые результаты в старшей группе:
-воспитание в ребенке готовность к творчеству;
-развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, быстроты реакции, инициативности и выдержки;
-активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
-привитие навыков вежливого поведения;
-воспитание зрительской культуры;
-воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Ожидаемые результаты в подготовительной группе:
-развивать чуткость к сценическому искусству;
-совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами;
-развивать умение владеть своим телом; способность создавать образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
-совершенствовать умение действовать на сценической площадке естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;
-развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики; правильного речевого дыхания, дикции; расширение диапазона и силы звучания голоса;
-стимулировать интерес и желание импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок, как драму; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;
-осуществлять устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
-развивать коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы
«Театрализованные игры дошкольников» Сорокина М.Ф.
«Театр в детском саду» Кошманская И.П.
«Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.Л.
«Театрализованная деятельность в детском саду» Аншинина А.Е.
«Театрализованные игры дошкольников» Артемова Л.В. М.:1983г.