Основные сословия российского общества


Урок истории 7 класс.
Тема: Основные сословия российского общества.
Цели:
Сформировать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из них.
Показать изменения, происходившие как в феодальной, так и в крестьянской среде.
Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, самостоятельно добывать знания.
Воспитывать уважение к своей Родине.
Основные понятия:
Новые понятия: владельческие крестьяне, черносошные крестьяне.
Оборудование урока: мультимедиа-проектор, указка, раздаточный материал ( рисунок «Царский пир в Грановитой палате» на парту, схемы, текст, словарь с понятиями).
Форма урока: изучение нового материала.
Словарь.
Иерархия - расположение частей в порядке от высшего к низшему.
Капитализм - тип общества основанный на частной собственности.
Сословия - большая группа людей, обладающих правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Общество – это люди одной страны и отношения между ними.
Гостиная сотня, суконная сотня – привилегированная категория купечества.
Приказные люди - служащие в государственных учреждениях.
«Приборные» служилые люди - стрельцы, пушкари - выборные служилые люди из крестьян, посадских. Получали государственное жалованье, землю.
Ясак - налог пушниной с народов Севера и Сибири.
Тягло - денежные и натуральные повинности крестьян и посадских людей.
Барщина - повинности владельческих крестьян, работы в господском хозяйстве, прежде всего на земле.
Оброк - повинность владельческих крестьян, платежи продуктами труда или деньгами.
Белые слободы - городские районы, освобожденные от государственных повинностей.
Кравчий - придворный чин Московского государства должность кравчего была высшей ступенью для стольника, не соединялась с высшими служебными должностями — дворецкого, окольничего, боярина. В 17 веке кравчему поручалось руководство отдельными приказами. Первоначально подчинялся дворецкому, но к концу XVII века занял его место в придворной иерархии. Отвечал за организацию питания монарха, проведение официальных пиров и обедов, ему подчинялись стольники и чашники, непосредственно прислуживавшие за царским столом, и большой штат нижестоящих
Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово
служителей, отвечавших за приготовление пищи, сервировку столов, подачу блюд и т. п. В ходе пира вручал награжденным кушанья и вина с царского стола, а также
организовывал доставку подобных подарков награжденным на дом, если они по какой-то
причине не присутствовали на пиру.
Стольник - придворный чин в Русском государстве 13—17 веков. В 16—17 веках стольники прислуживали во время торжественных трапез («столов») у великих князей и царей, сопровождали их в поездках. Стольники назначались также на воеводские, посольские, приказные и должности. В 17 веке особо приближенных к царю стольников называли «ближними» или «комнатными». По росписи чинов 17 века стольники занимали пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.
Черносошные крестьяне сохраняли личную свободу, вели хозяйство на государственных землях и имели право продажи, заклада, передачи своих земельных наделов по наследству. Черносошные крестьяне жили общинами и выбирали на мирских сходах сельского старосту и сотских. Будучи независимыми и не неся повинностей в пользу феодалов, черносошные крестьяне платили высокую цену за свою свободу
Владельческие крестьяне являлись феодальнозависимым населением, жили в вотчинах и поместьях под властью землевладельца — дворянина-помещика, — выплачивая ему ренту, а государству повинности.
система местничества - система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала
Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Валерьевна, я очень рада, что мы с вами будем работать.
У вас на партах имеются оценочные листы, посмотрите и послушайте как, надо заполнять. В течении урока вы должны будете себя оценить. Каждый вид работы оценивается в 1бал.
Слайд (1)
Скажите ребята, кого вы видите здесь, кто изображен на слайде? (видите людей, определенных групп, составляющих одно общество). Что такое общество? (после ответов – слайд 2) Общество – это люди одной страны и отношения между ними.
Общество делится на сферы:
Политика
Экономика
Культура
В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти группы людей назывались сословия.
Что такое сословие? (после ответов - слайд № 3) Большая группа людей, обладающих правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Для феодального периода было характерно деление общества на сословия.
Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово
(слайд 4) Таким образом мы рассмотрим сословный строй Российского государства, определим изменения, происходившие в социальной среде. (слайд 5) и тема урока называется: «Основные сословия российского общества», запишите в тетрадях.
- На Западе в XVII веке развивается капитализм, идет модернизация (тип общества основанный на частной собственности). Что же происходит с обществом во время развития капитализма? Оно меняется, появляются новые слои, классы, общество становится однороднее, сословия сохраняются, делятся, появляются новые: казачество, владельческие и черносошные крестьяне. При развитии капитализма социальная структура обычно упрощается, а в России XVIIв. почти не меняется, даже усложняется. Так ли это.
- Проблемный вопрос: Что происходит с сословной структурой России в XVII веке? Усложняется или упрощается социальная структура в
российском обществе?
Слайд № 6
Рассмотрим иерархии сословий на слайде (7). Кого мы видим, на самой нижней ступени т.е. на 5-й - крестьяне (делились на владельческих и черносошных), на 4-й казаки (военное сословие), на 3-й городское население (посадское), на 2-й духовенство (делилось на черное и белое, и на 1-й феодальное сословие (в которое входили бояре и дворяне).
(У учащихся на партах по две схемы в комплекте: сословный строй и социальная структура, и высвечиваются поочерёдно на слайде схемы социальной структуры общества).
У вас на партах по две схемы в комплекте: сословный строй и социальная структура Древней Руси и Российского общества в 17 веке.
Ребята обратите внимание на схемы сословные группы и «Социальная структура населения Древней Руси» и на схемы сословные группы и «Социальная структура российского общества в 17 веке». При сравнении схем Древней Руси со схемами российского общества в 17 веке, на первый взгляд, что можно сказать о сословном строе Древней Руси: упрощенный или более сложный сословный строй, чем на схемах 17 века?
(ответы учащихся: если упрощенная, то тем, что здесь представлены высшие и низшие сословия; если более сложная, то тем, что в высшее сословие входили 5 категорий населения, а в 17 веке в первое сословие лишь две категории: бояре и дворяне.)
Таким образом, на примере первых сословий мы видим, где сословный строй упрощается, в какой схеме? (во второй). Таким образом, в 17 в. сложная прежде социальная структура российского общества значительно
упростилась.
Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово
- Что меняется в положении первого сословия, феодалов?
Выходят два учащихся :
Сценка 1: «Система продвижения дворян
в армии, при дворе, в управлении»
- В Москве на улице XVII века встретились два человека.
1-й дворянин: Здравствуй, Василий!
2-й дворянин: Здравствуй, Алексей! Давно мы с тобой не виделись!
1-й: Не мудрено! Меня еще год назад послали на нижнюю Волгу места искать для новых городов, засечные черты ладить, да от басурман отбиваться! Только недавно вызвали к Москве.
2-й: Ну и как там, на низовьях?
1-й: Нам, незнатным, трудно. Служба день и ночь, без отдыха. Кочевники беспокоят, на деревеньки наши налетают, жгут. Того и гляди, стрелу словишь. Чином я всё ещё в сотниках хожу. А в награду дали мне 30 десятин земли с крестьянами. Через неделю снова на службу отправляюсь, теперь на
Дон, беглых искать. Одна радость, податей мы не платим, тягла не несем! А ты как?
2-й: А я уже давно при дворе служу, кравчим, самому царю блюда подаю на больших пирах. Ты ведь знаешь, мы, Спешневы, старомосковские дворяне. Предки мои Романовым служить начали еще при Иване Васильевиче Грозном! Дед мой при дворе служил, отец был стольником, а я – кравчим! Нас царь батюшка милостями не обижает: блюда со своего стола посылает, шубу со своего плеча пожаловал, земли с людишками тоже. У нас этих десятин – не счесть!
- Как вы поняли, представители какого сословия встретились в Москве?(феодального). От чего зависело продвижение по службе и пожалования?(от знатности происхождения, от близости ко двору). Такая система продвижения по службе называлась местничество.
- В каком положении передавали землю дворянам? (вместе с крестьянами).
Продолжаем слушать.
1-й: Наградили меня за службу 30-ю десятинами земли, да толку мало. Должен я с этой земли вооружиться, доспех справить, коня прикупить, да ещё 10 своих людей вооружить! Беру с крестьян оброк деньгами, а они бегут от тягла! Да как бегут далеко, десяти лет не хватит, чтобы разыскать их, да! Слыхал я , что увеличили срок розыска крестьян до 15 лет? вернуть
2-й: И не только! В этом году Земский Собор принял новое Уложение, там о владельческих крестьянах все верно и понятно сказано.Теперь подати в казну легче будет с них собирать, потому как сидеть они будут на месте, никуда не денутся!
Учитель:
-А бежали крестьяне на Дон к казакам. Почему бежали крестьяне?(от тягла –
Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово
налога: оброка, барщины). Откройте с. 117(43) и скажите о каком документе шла речь? Когда он был принят? Почему дворянин уверен, что крестьяне будут сидеть на месте? Слайд № 7 (ответы: т. к. по уложению крестьяне попали в полную личную зависимость, запрещался переход от одного хозяина к другому, бежали от уплаты налога, насилия, Соборное уложение 1649 г.)
Со временем дворянские владения начинают преобладать, над позицией бояр, которые в свою очередь слабели.
- В 1682 году была отменена окончательно система местничества, обратите внимание на словарь (система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения).
Слайд № 8 (Работа с документом - рисунок «Пир в Гранатовитой палате»). Учитель: Обратите внимание на рисунок у вас на парте, на слайд и на
словарь в раздаточном материале. О каком событии идёт речь на рисунке. Найдите и покажите стольников, и как вы определили. Учащиеся выходят к
слайду и показывают. (стольники прислуживали во время торжественных трапез («столов») у великих князей и царей).
Что значит «сидеть ниже», если стол и лавки горизонтальны? («сидеть ниже» - сидеть дальше от царя).
Раздаточный материал:
№1 Задание к рисунку: Правее на рисунке располагается стол, за которым сидят мужчины в черных головных уборах. Как вы объясните такое нарушение этикета? (Представители церковных властей не снимали головных уборов ни в церкви, ни в присутствии царя, ни при разговоре с ним).
- Сделайте вывод об изменениях в положении первого сословия. (Феодалы не оставались однородным сословием, первое сословие менялось, родовитые бояре уступали место менее родовитым дворянам).
Закрепление
К нам в гости кто-то пришёл, узнаете ли вы его?
Учащийся:
Сценка 2. «Приход в казачество»
- Здравствуйте, люди добрые!(Кланяется, сняв шапку) Наконец-то я к вам дошел! Из-под самого Владимира пробирался, четыре недели хоронился по оврагам, да по лесам, от стражи прятался.
Убежал я от своего хозяина Алексея. Замучил барщиной – 5 дней в неделю на его земле надо работать, да еще оброк деньгами платить, да государево тягло исполнять. Жену мою продал, она кружевница знатная, детей во двор себе забрал, корову увел за недоимки. Не было никакой мочи дальше терпеть… Бросил я свой двор, да подался к вам на Дон. Примите меня в свое братство! Мне очень порядки ваши нравятся… (Кланяется)
Учитель: О какой категории населения идёт речь? (крестьяне) К кому
Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово
подался крестьянин? (к казакам).
Слайд № 9 Задание:
(Раздаю разноцветные фишки 5 цветов радуги). Давайте вспомним, как запоминают цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). На основании полученных знаний, вам надо выйти к доске и выстроить по цветам радуги иерархию (расположение частей в порядке от высшего к низшему) российских сословий XVII века? Выстраиваемся по порядку цветов: у кого красный в одну группу и т. д. (феодалы, духовенство, посадские, казаки, крестьяне).
Сейчас мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
(Учащимся дается время на чтение текста.)
Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов. Служилые люди оформились в XVII
веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой
по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс - сословие.
Теперь каждый из вас должен задать один вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос на листочках. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
Затем прикрепите ее скрепкой к «дереву».
Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет листочек, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.
Дети подходят к «дереву», срывают листочки, отвечают на вопросы.
В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
Слайд 10
Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово
А теперь подсчитаем количество набранных баллов и поставьте оценку по предложенным критериям
28-31 б. – «5»
22-27 б. – «4»
14-21 б. – «3»
0-13 б. – «2»
4. Итог урока
5. Домашнее задание - §10, составить таблицу «Основные сословия Российского общества XVII века».
УРОК ОКОНЧЕН ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО !








Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово