Рекомендации для учителя по эффективному психолого-педагогическому сопровождению учащихся.


Рекомендации для учителя по эффективному психолого-педагогическому сопровождению учащихся.
Психофизиологические новообразования детей младшего школьного возраста в пределах возрастной нормыПсихофизиологические особенности, характерные данному возрасту (норма) Педагогические трудности Рекомендации учителю
Возраст 6-8 лет
Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
Резко снижается количество движений
Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Проведение физминуток с элементами самомассажа и другими средствами.
Упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
Мышление наглядно-образное
Велика значимость первой сигнальной системы
Расширяется смысловое значение слова Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия
Смена видов деятельности.
Динамические паузы с музыкальным сопровождением.
Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям Нежелательные защитные поведенческие реакции
Гасится положительное отношение к учебному труду
Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным Индивидуальный подход.
Мотивация.
Работа в парах, мини-группах.
Стимулировать похвалой к хорошему результату.
Повышенная любознательность
Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемостиСлабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать свое решение с заданным учителем образцом и правилом Дифференцированное обучение.
Следить за индивидуальным прогрессом ученика, помогать ему осознать свои сильные и слабые стороны, судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.Ребенок учится управлять самим собой
Переход из игровой в учебную деятельность
Осознание того, что учеба – это труд
Бурное развитие лингвистических способностей
Синзитивный период для музыкальных способностей
Умение доводить игру до конца Чувство страха перед ответом
Неумение обосновать свой ответ
Привязанность к одному учителю
Растерянность перед требованиями учебной деятельности
Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления
Умение приспосабливаться к ситуации Формирование адекватной самооценки
Поддержка, похвала учителя даже за незначительный ответ.
Задавать наводящие вопросы.
Возраст 8-12 лет
Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
Становится невозможным управление отсталыми детьми Облегчать учебный процесс, оживляя его сказочными элементами, занимательными картинками, подбором занимательных текстов и пр.); «театрализация» учебного  процесса (игровые формы )Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания Затрудняется формирование и использование моторных умений
Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций Динамические паузы. Физминутки.
Смена видов деятельности.
Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика.
Давать разноплановые творческие задания.
Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день) Использовать технологию обучения в сотрудничестве.
Поддерживать положительный эмоционально-психологический фон на уроках.
Организация перемен.
Осознание общих принципов классификации
Выделение общего доставляет удовольствие – увлечение
Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний Контролировать нагрузку от дополнительных занятий в школе.
Включать занятия активно-двигательного характера.
Соблюдение режима дня.
Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств Воспитывать волевые качества через беседы, художественные произведения, жизненные примеры.
Завершение формирования наглядно-образного мышления
Умение ставить перед собой цель
Умение выделять учебные задачи
Умение работать самостоятельно в паре с товарищами
Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя)
Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне
Уметь осознанно делать выводы
Уметь аргументированно отстаивать свое мнение Не воспринимает объяснения учителя на слух
Работа на механической памяти
Занижен темп чтения вслух
Нежелание развивать понятийное мышление
Ориентация на отметку Использовать наглядно-иллюстративный метод обучения. Формировать наглядно-образное мышление.
Включать различные упражнения, направленные на увеличение темпа чтения (скороговорки, « доскажи словечко» и т.д.). Для развития кругозора, словарного запаса отсылать к разным источникам (словарям, энциклопедиям, интернету)
Интенсивный рост
Первый пубертатный период
Знакомство со своими способностями
Умение работать с планом,
тезисом,
конспектом,
схемой,
таблицей,
Управление своим вниманием
Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений
Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом
Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать
Владение монологической речью, диалогом
Частые заболевания
Неадекватные реакции на окружающих
Подавленное настроение
Бросают работу, если трудно или не интересно
Отказываются публично выступать
Не реагируют на отрицательные отметки Соблюдение режима дня. Не допускать перегрузок (соотношение нагрузки и отдыха).
Индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей.
Дифференцированный подход. Давать посильные задания.
Мотивация.
Рефлексия.