Реферат на тему Влияние настольного тенниса на организм человека
Реферат на тему:
«Влияние настольного тенниса на организм человека».
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Современное представление об оздоровительной и воспитательной значимости настольного тенниса……………………………………………………………………………………………….6
1.1 История развития настольного тенниса…………………………………………………………………6
1.2 Анатомо-физиологические основы развития физических качеств старших школьников……………………………………………………………………………………….……8
1.3 Психолого-педагогическое обоснование двигательной сферыстарших школьников……………………………………………………………………………………………..………………11
1.4 Физиологическая характеристика настольного тенниса какспортивной игры………………………………………………………………………………………………………………………13
Глава II. Методика обучения игре настольный теннис……………………………………………………16
2.1 Структура и содержание учебного занятия…………………………………………………………16
2.2 Методы обучения отдельным элементам игры………………………………………………….19
2.3 Вспомогательные средства обучения отдельным элементам игры………….20
Глава III. 8 уроков обучения элементам игры в настольный теннис…………………………21
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………………………………………………….30
ВведениеЗанятия физической культурой в школе не ограничиваются только уроками. Тем более, что в наш век, когда техника во многом заменяет человека, необходимо через занятия физической культурой и спортом поддерживать мышечную деятельность всего организма. Одним из наиболее эффективных способов повышения функциональных возможностей и спортивной работоспособности детей и подростков являются специализированные занятия спортом. Для поддержания физической формы полезны такие формы оздоровительной физической культуры, как кросс, езда на велосипеде, плавание. Но не всем такие формы занятий могут понравиться. С одной стороны, это немного скучно и однообразно, т.к. заняты работой только мышцы, а голова бездействует; с другой стороны, не у каждого хватит смелости бегать даже в не очень людном месте, некоторые стесняются своей фигуры в тренировочном костюме.
Всего этого можно избежать, занимаясь настольным теннисом, т.к. для игры не требуется специальная форма, могут подойти любые удобные брюки и рубашка или юбка и кофта при условии, что они не сковывают движений, а тело дышит. Кроме того, преимущество настольного тенниса заключается в том, что для игры совсем не обязательны специальные залы. Небольшая комната, коридор или лестничная площадка, парк, территория санатория, парка отдыха или просто веранда, вполне могут стать местом для этой простой и увлекательной игры. При этом заниматься можно круглый год — и в помещении, и на свежем воздухе.
Играть в настольный теннис могут люди не только разных возрастов и различных профессий, но и с отклонениями в состоянии здоровья, недостатками слуха и зрения. Игра эта с успехом может использоваться в виде уроков физической культурой или тренировок в ДЮСШ, а также при занятиях со школьниками с ослабленным здоровьем. Таким ребятам
Настольный теннис особенно полезен, т.к. способствует появлению положительных эмоций, укрепляет здоровье и вселяет веру в свои возможности.
Особую популярность эта игра начинает приобретать в детских садах. На маленьких столах дети 5-6 лет из старших и подготовительных групп, выполняя упражнения с ракеткой и мячом, совершенствуют такие важные качества, как реакция, внимание, мышление, координация движений. Кроме этого, оздоровительные развлечения с элементами игры в настольный теннис способствуют развитию многих полезных умений и навыков, помогают подготовить двигательный аппарат руки к владению карандашом и ручкой.
Не менее важное достоинство настольного тенниса - это удивительная доступность в овладении основами игры. Выполнять ракеткой удары по мячу, посылая его на половину стола партнера, дело не сложное, тем более что с каждым разом мячик становится все послушнее. А как приятны ощущения, что все получается, и вас охватывает азарт игрока!
Настольный теннис - игра увлекательная. Она в высшей степени подходит для удовлетворения потребностей широких масс. Молодежь и пожилые люди с увлечение упражняются с ракеткой и мячом в Домах культуры и школах, на пляжах, в домах отдыха и т.п. Десятки и даже сотни тысяч людей, которые случайно имели возможность приобщиться к этой игре, пытаются ее освоить, становятся ее приверженцами, ибо правила ее просты, да и сама она представляется достаточно простой: нужно только перебить мяч на сторону партнера.
Однако перед тем, кто захочет научиться играть в настольный теннис на высоком уровне, граничащем с искусством, встанет весьма трудная задача, требующая упорной учебы, постоянных тренировок. Настольный теннис - один из сложных видов спорта, с большим количеством разнообразных технических и тактических приемов. Он требует от спортсмена высокой скорости, ловкости, выносливости, чувства мяча, отточенного игрового мышления, хорошей реакции, способности быстро принимать решения, устойчивой нервной системы и безграничного упорства и прилежания.
Данная работа раскрывает и дополняет рабочую программу дисциплины физическая культура и направлен на освоение системой научно-практических и социальных знаний, необходимых для творческого личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социальной деятельности, а также формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
Разработка дает: современное представление об оздоровительной и воспитательной значимости настольного тенниса, раскрывая историю развития настольного тенниса, анатомо-физиологические основы развития физических качеств, психолого-педагогическое обоснование двигательной сферы школьников и физиологическую характеристику настольного тенниса, как спортивной игры.
В главе: «Методика обучения игре» раскрывается структура и содержание учебного занятия, приведены методы обучения отдельным элементам игры и предложены 8 уроков обучения элементам игры.
Методическая разработка поможет преподавателю грамотно построить занятия по настольному теннису с целью получения более качественного результата.
Актуальность работы состоит в том, что обучение умениям и навыкам техники игры в настольный теннис, учитывая анатомо-физиологические и психолого- педагогические особенности подросткового возраста 12-15 лет, является наиболее благоприятным. Поэтому гипотеза исследования состоит в том, что если юноши в возрасте 12-15 лет занимаются настольным теннисом, то физические качества развиваются интенсивнее, что способствует образованию устойчивого двигательного стереотипа.
Цель исследования: определить особенности физического и психического развития организма во время занятий настольным теннисом.
Для решения цели определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования
2. Обобщить полученную информацию
3. Составить комплекс физических упражнений, ориентированных на овладение техникой игры в настольный теннис и развития физических качеств у школьников.
Проблемой исследования является воздействие игры в настольный теннис на развитие физических качеств у школьников.
Объектом исследования определен учебно-тренировочный процесс в МБОУ ООШ с. Тукаево.
Предмет исследования - процесс развития двигательных качеств и формирование умений и навыков у школьников занимающихся настольным теннисом.
Метод исследования - теоретический, наблюдение, беседа, анализлитературы, анкетирование.
Глава I. Современное представление об оздоровительной и воспитательной значимости настольного тенниса
1.1 История развития настольного тенниса.
Сведения о возникновении настольного тенниса очень противоречивы,но большинство специалистов считают родоначальником игр с ракеткой имячом Англию. Еще в средние века в Европе распространились игры,которые можно считать прообразом большого тенниса и настольноготенниса. Так в XVI в. в Англии и Франции возникла забавная игра в мяч безопределенных правил. дВ 1874 г. Вальтер Клоптон из Вингфильда разработал правила новой, довольно близкой к современному теннису игры. Через год правила ее были усовершенствованы, игра стала называться лаун-теннис («лаун» по-английски означает «лужайка») или просто теннис.
Считается, что своим рождением настольный теннис обязан дождливой английской погоде. На мокрых лужайках невозможно было играть в теннис. Сначала играли на полу. Позднее из-за отсутствия больших залов появилась игра на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Через некоторое время столы сдвинули, а между ними натянули сетку.
В 1891 г. англичанин Чарльз Бейкстер подал заявку на изобретение и получил патент на игру «пинг-понг». Это название игры произошло от звуков пробкового мяча, ударяющегося о стол и ракетку.
Простой инвентарь, а главное — небольшие размеры площадки позволяли играть где угодно. Это обеспечило распространение «пинг-понга», который в короткие сроки стал излюбленной салонной игрой сначала в Англии, а затем и в других странах. Были составлены и первые правила игры. Из Англии «пинг-понг» постепенно распространился на все континенты планеты.
Постепенно «пинг-понг» из салонного развлечения становится спортивной игрой. Начинают проводиться турниры. В декабре 1900 г. в Лондоне прошел первый чемпионат английской столицы, в котором приняли участие 300 игроков, что свидетельствует о большой популярности этой игры уже в то время.
Такие турниры стали проводиться и в других странах. Через некоторое время возникла необходимость создания всеобщей организации. В результате энергичной деятельности доктора Георга Лемана в Берлине в январе 1926 г. была зарегистрирована Международная федерация настольного тенниса. В декабре того же года в Лондоне состоялся первый чемпионат мира. Чемпионами стали венгерские теннисисты, у мужчин - Р. Якоби, у женщин -М. Меднянская.
В конце XIX в. игра под названием «пинг-понг» появилась и в России. Популярный в то время журнал «Нива» в1909 г. написал о новой модной развлекательной игре, по праву оценив ее достоинства: «Игра эта рекомендована как очень полезная и приятная комнатная гимнастика, доступная как для взрослых, так и для детей».
В СССР настольный теннис начал развиваться только в 20-х годах.
Лишь в феврале 1950 г. в стране была организована всесоюзная секция, которая затем стала федерацией. А уже в ноябре 1951 г. в Вильнюсе состоялся первый чемпионат СССР, в котором приняли участие 64 сильнейших мужчины и 32 женщины. Первыми чемпионами стали: А. Акопян (Ереван) - у мужчин; А. Миттов (Эстония) - у женщин.
В 1954 г. советские спортсмены вступили в Международную федерацию. С этого времени они стали выступать на международных соревнованиях и достигли больших успехов.
С чемпионатов мира советские теннисисты начиная с 1961 г. увезли 17 медалей, в том числе 3 золотые. Звания чемпионов мира в разные времена и в разных разрядах завоевали Станислав Гомозков, Зоя Руднова, Светлана Гринберг, Рита Погосява, Лайма Балайшите, Татьяна Фердман. Показывая высокие результаты, советские теннисисты, а теперь уже российские, демонстрируют отточеность и виртуозность техники, мощь атакующих и надежность защитных ударов, высокое техническое мастерство, отличные физические качества. Все это стало возможным благодаря массовому развитию настольного тенниса в нашей стране.
1.2 Анатомо-физиологические основы развития физических качеств старших школьников.
Физиологической основой развития физических качеств является ограничение двигательной активности современного человека и обусловлено теми требованиями, которые предъявляются к человеку в связи с общим процессом. За последние годы значительно усложнилась программа средней и высшей школы: среди населения увеличился контингент лиц, занимающихся конструкторским и операторским трудом, при котором отсутствуют мышечные напряжения.
Недостаточная мышечная активность создает особые условия жизнедеятельности человека, которые обозначаются термином гипокинезия (недостаток движений). Она отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, как правило, отличаются недостаточным развитием органов дыхания и кровообращения.
Главным потребителем кислорода в организме являются мышцы. Если их масса не велика, то и кислорода в организме в покое много не требуется. Однако, если нетренированные мышцы выполняют даже небольшую нагрузку, то кислородный запрос резко возрастает.
Тренированному человеку при выполнении одинаковых (по сравнению с нетренированными) по мощности нагрузок, требуется меньше потребления кислорода.
Гипокинезия особенно вредна для сердечно-сосудистой системы.
Объем сердца у физически неактивных людей меньше, чем у спортсменов. В состоянии покоя кровоснабжение тканей достаточно и при малом объеме сердца, при мышечной же деятельности такое сердце не может обеспечить необходимое движение кровотока, что ведет к утомлению человека, к невозможности продолжать работу.
Функциональный резерв сердца у малоактивных людей невелик. Например, минутный объем крови при предельных нагрузках может увеличиваться у них лишь до 15-20 л., тогда как у спортсменов до 40 л. и более.
У теннисистов при выработке двигательного навыка повторяется не способ решения двигательной задачи, а сам процесс решения. Поэтому формирование двигательного навыка - это не заучивание движения, а обучение его построению при активном участии центральной нервной системы. Движения постепенно становятся все более рациональными и экономичными.
Время, затрачиваемое на обучение движению, зависит от мастерства педагога, индивидуальных особенностей обучаемого, его желания овладеть данным навыком и активного отношения к обучению.
Процесс образования двигательного навыка имеет ряд особенностей:
1) Первые попытки выполнения незнакомого движения лишь отдаленно напоминают действия мастера в этой области. Человеку, овладевающему техникой в каком-либо виде спорта, цель движения обычно бывает ясна сразу. Сложнее со средствами, при помощи которых возможно достижение этой цели. В начале обучения у человека либо нет готовых вспомогательных навыков, либо он не умеет использовать их применительно к решению данной двигательной задачи. Поэтому в начале выработки навыка приходится обращать внимание на все детали движения. При этом ведущий уровень построения движения перегружается излишней работой, которая могла бы выполняться на более низких уровнях.
2) На начальной стадии формирования двигательного навыка сенсорные коррекции вступают в силу только в тех случаях, когда отклонение от программы движения становится очень заметным.
3) В начале выработки двигательного навыка подвижность в суставах мешает правильному выполнению движения. Поэтому происходит закрепощение мышц, а не только «запирание» не нужных для данного движения степеней свободы. У новичков в спорте обычно наблюдается общая скованность движений, напряжение мышц не только работающей конечности, но и других частей тела.
Постепенно организм находит такие формы выполнения движения, при которых неожиданные для новичка воздействия инерционных и реактивных сил устраняются до их появления благодаря повышению чувствительности соответствующих рецепторов. На этом этапе фиксации всех суставов не требуется. Мышцы, непосредственно не участвующие в движении, расслабляются.
4) В процессе образования двигательного навыка сначала простые, а затем и сложные компоненты движения начинают выполняться на более низких фоновых уровнях построения движений. При этом ведущий уровень разгружается от лишней работы. Такое переключение представляет собой качественный скачок, новую ступень в формировании двигательного навыка.
5) Двигательный навык может быть сформированным в том случае, когда все вспомогательные движения перешли на фоновые уровни построения. При этом условии всякий раз, когда человек использует данный двигательный навык в своей трудовой или спортивной деятельности, его сознание обращено лишь на цель действия. Все фоновые движения протекают автоматизировано. Спортсмен получает возможность уделять внимание решению тактических задач, что очень важно для достижения результата.
Когда двигательный навык сформирован, движения становятся точными и плавными. Даже если спортсмен вкладывает большую силу в каждый удар, со стороны его работа выглядит непринужденной, легкой. При прочном двигательном навыке он не делает лишних движений, не напрягает ненужных мышц. Поэтому количество энергии, затрачиваемое на движение, уменьшается по сравнению с начальными стадиями выработки навыка. Следовательно, движения становятся более экономичными.
Чтобы достичь успехов в обучении спортсмена новым движениям нужно учитывать следующие положения учения о построении движения:
1. Выработка двигательных навыков связана с активной деятельностью центральной нервной системы. В начале формирования навыка все движения осуществляются под контролем сознания. Поэтому на данном этапе очень важно целеустремленное и внимательное отношение спортсмена к своим движениям.
2. Основное внимание спортсмена должно быть обращено на решение двигательной задачи, а не на движения, решающие эту задачу. Спортсмену не надо навязывать детали техники, не надо мешать Ц.Н.С. организовывать фоновые движения.
3. Правильное выполнение движения основывается на сенсорных коррекциях. Следовательно, при отработке деталей сложного движения раздражение рецепторов должно быть таким же, как и в целостном движении.
4. Двигательный навык необходимо отрабатывать как целое, концентрируя внимание спортсмена на основной задаче сложной совокупности движений. Нельзя «разрывать» навык и совершенствовать отдельно форму движений, а потом их силу и скорость. Но можно подбирать ряд навыков, в которых каждый последующий будет основан на движениях предыдущего.
5. Подбирая подготовительные или вспомогательные упражнения, необходимо определить ведущий уровень построения движений. Это важно потому, что движения, построенные на уровне синергии, не дают переноса навыка на другие движения.
1.3 Психолого-педагогическое обоснование двигательной сферыстарших школьников.
Необходимая предпосылка любой целесообразной деятельности заключается, как известно, прежде всего, в ее мотивации. В процессе подготовки спортсмена чрезвычайно важно сформировать и развить у него устремления, которые побуждали бы его к систематическим занятиям спортом, к достижению наибольших полезных для общества и личности результатов на этом пути.
Одна из серьезных воспитательных задач в процессе занятием спортом заключается в том, чтобы обеспечить освоение спортсменами специальных норм и правил поведения, предусматриваемых «спортивной этикой». В спортивной деятельности и в связи с ней проявляются и формируются многообразные этические отношения между спортсменами и тренером; между спортсменами - членами одного спортивного коллектива; между спортсменами и судьями, «болельщиками», соперниками и т.д. На этой же основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению специфических трудностей на пути к спортивным достижениям сильной воли и других личностных качеств и свойств «спортивного характера».
К высотам спорта нет легких путей, они становятся доступными лишь при незаурядном трудолюбии. Тысячи километров, преодолеваемых ежегодно, десятки и сотни тысяч повторений различных упражнений - вот что предшествует хоть сколь-нибудь заметному спортивному достижению.
Воспитание спортивного трудолюбия предусматривается, поэтому и в числе центральных задач подготовки спортсмена и реализуется (с опорой на соответствующую мотивацию), прежде всего, через систематическое выполнение тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. Столь же существенное значение в подготовке спортсмена имеет воспитание устремленности к спортивной победе, инициативности, настойчивости, смелости, самообладания и других волевых качеств. Спорт, справедливо, называют школой воли.
Спорт высших достижений ставит ряд сложных воспитательных проблем. Их решение в целом зависит не только от воспитательных воздействий тренера непосредственно в процессе спортивной тренировки.
Непосредственно в спортивной тренировке интеллектуальная подготовка представлена в органической связи с обучением спортивной технике, освоением и совершенствованием спортивной тактики, а также со специальной технической и физической подготовкой спортсмена.
Старший школьный возраст - период относительно равномерного физического развития детей. У них пропорционально увеличивается рост, вес тела, окружность грудной клетки, совершенствуются костная, мышечная и другие системы.
Этот возраст является сензитивным для развития целого ряда физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, а также координации движений, что позволяет старшим школьникам при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.
Развитие физических качеств тесно связано с развитием познавательных психических процессов у детей. В настоящее время уже экспериментально доказано, что направленное совершенствование ловкости на уроках физкультуры и занятиях спортом у школьников старшего возраста оказывает положительное влияние на развитие восприятия, внимания, мышления детей. В процессе обучения восприятие становится все более целенаправленным, осмысленным и превращается в наблюдение.
В развитии внимания совершается переход от непроизвольного к произвольному, которое становится все более устойчивым.
Произвольное управление познавательными психическими процессами
тесно связано с развитием воли, поскольку и сосредоточение, и запоминание и мышление, направляемые сознаваемой целью, требуют проявления волевых усилий. Они необходимы иногда и для сдерживания слишком бурных эмоциональных реакций.
В физическом воспитании и спорте действия называются физическим упражнениями, хотя в том и в другом случае посредством их могут решаться различные задачи, например оздоровительные и чисто спортивные.
В системе физического образования Л.Ф. Лесгафта, например, были элементарные упражнения. Они использовались для решения образовательных задач. Конкретно это задачи познания человеком возможных движений в различных суставах, а также многообразных сочетаний движений. Подобно этому существуют упражнения силовые, дыхательные, на координацию движений, на выносливость, на быстроту и т.д. Они предназначены для решения адекватных задач.
Такие и им подобные упражнения широко используются в спортивной деятельности, главным образом в общей и специальной физической подготовке, в разминке и т.д.
В процессе работы преподавателя, тренера складывается своеобразное отношение к занимающимся. Оно характеризуется устойчивой совокупностью эмоциональных реакций на поведение, деятельность, проявления личности учащихся.
В основном демократический стиль руководства эффективен для тренеров ДЮСШ, работающих с детьми и подростками. К нему прибегают тренеры, которые стремятся к развитию личной и деловой инициативы спортсменов, к созданию сплоченной команды. Уже давно в психологии, педагогике, теории и методике физического воспитания, в методике спортивной тренировки навыки рассматриваются как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, т.е. такие, которые не осознаются.
1.4 Физиологическая характеристика настольного тенниса какспортивной игры
Одни люди занимаются настольным теннисом, чтобы добиться высоких спортивных результатов, другие, а таких большинство, чтобы приятно отдохнуть и укрепить здоровье. Поэтому небезынтересно будет познакомиться с результатами изучения тренировочного и оздоровительного эффекта от занятий настольным теннисом.
Если упражнения следуют одно за другим и тренировочные занятияпроводятся изо дня в день, то возникает кумулятивный (накопленный)тренировочный эффект - повышается физическая тренированность.
Срочный тренировочный эффект обычно оценивают по трем показателем: частоте сердечных сокращений, потреблению кислорода и концентрации молочной кислоты в крови. Такие исследования проведены не только во время занятий различными видами спорта, но и при выполнении повседневной мышечной работы в быту и на производстве. Так вот по срочному тренировочному эффекту настольный теннис находится между теннисом и плаванием брасом. Но это очень приблизительная оценка. На деле все сложнее, потому что в отличие от циклических движений (ходьба, бег и т.д.) игра в настольный теннис состоит из ряда разнообразных движений. За теннисным столом человек выполняет подачи, разнообразные удары по мячу и передвижения, зачастую требующие акробатической ловкости. Кроме того, эпизоды игровой деятельности перемежаются с паузами отдыха, во время которых игрок ходит за мячом. Конечно, спортсмен эту часть игровой нагрузки может не учитывать, но для нетренированного человека и она имеет значение. Ведь только за время одной партии игрок выполняет 15-20 подач, от 60 до 150 ударов, 15-20 раз ходит и наклоняется за мячом. Для сравнения вспомним, что в физкультурном комплексе ГТО в объем недельной (!) двигательной активности рекомендовалось включать, в зависимости от возраста и пола 35 до 120 наклонов.
Таким образом, игра в настольный теннис вызывает значительный тренировочный эффект. Он особенно велик, когда партии следуют одна другой. По данным шведских исследователей частота пульса высококвалифицированных теннисистов, к концу первой партии достигав 152 уд/мин, к концу второй партии - 165, а в конце третьей приближается 200 уд/мин. И может превосходить максимальную частоту пульса зарегистрированную у тех же спортсменов, выполнявших изнурительную работу на велоэргометре.
Ну а кумулятивный тренировочный эффект! Как растут физические «кондиции» у человека, регулярно занимающегося настольным теннисом?
Об уровне физической подготовленности принято судить и оценивать по выносливости, силе, быстроте, ловкости и гибкости.
По ловкости и быстроте теннисисты превосходят людей того же возраста, не занимающихся настольным теннисом. Это и понятно: ведь ловкостью называют точность быстрых движений. Так где же развивать ловкость, как не в настольном теннисе, где темп игры варьирует от 30 до 120 уд/мин, а скорость движения руки с ракеткой достигает 40 км/ч. Скорость полета мяча при выполнении завершающего удара достигает 170 - 180 км/ч, а начальная скорость полета может достигать 200 км/ч, и при этом мяч должен точно попадать в нужную точку.
Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и скорость простой и сложной реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также концентрацию и переключение внимания. Скорость реакции на движущийся объект у играющих в настольный теннис выше, чем у незанимающихся. Нередко эти качества помогают в различных жизненных ситуациях. Так, теннисист может поймать на лету падающую со стола чашку, быстро отскочить от летящего в него предмета и т.д. Не случайно игру в настольный теннис используют в качестве специального тренировочного средства при подготовке космонавтов, операторов, вратарей хоккейной команды, боксеров и др. специалистов, которые должны суметь точно отреагировать на неожиданную ситуацию в экстремальных условиях.
Что касается силы, то это физическое качество многолико. Вряд ли настольный теннис позволит значительно увеличить так называемую статическую силу (атлеты-штангисты). Хотя известно, что поперечник мышц «игровой» руки (в которой находится ракетка) у мастеров настольного тенниса в среднем на 7,3% больше, чем мышечный поперечник другой руки.
Иное дело взрывная сила. По этому показателю теннисисты превосходят нетренированных людей и тех, кто занимается видами спорта, требующими в основном силы и выносливости.
Теперь о гибкости. Гибкость - одно из важных качеств, без которого невозможно выполнять ударные движения. Ведь сила удара в определенной мере зависит от замаха, и поэтому чем больше будет амплитуда движения, тем более энергичен удар. Игра в настольный теннис способствует развитию и поддержанию высокой подвижности в таких суставах, как плечевой, локтевой, лучезапястный, тазобедренный, а также в сочленениях позвоночного столба. Высокий уровень гибкости, который позволяет поддерживать игра, является важным показателем физического развития и состояния здоровья.
И, наконец, о выносливости игроков в настольный теннис. Как известно, это физическое качество неоднородно. Упрощенно говоря, можно различать выносливость к длительной физической работе и спортивную выносливость. Занятия настольным теннисом способствуют развитию «специальной игровой» и особенно скоростной выносливости, т.к. теннисисту, как уже говорилось, приходится многократно выполнять удары с высокой скоростью.
Выносливость зависит от энергетического потенциала человека. Откуда же берется энергия, обеспечивающая работу более чем 600 мышц?
Непосредственным источником энергии мышечного сокращения служит аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Ее запаса в мышцах хватает всего на полсекунды, поэтому одновременно с расходованием идет и восстановление АТФ за счет энергии, высвобождаемой в результате биохимических превращений трех типов. Отсюда представления о трех источниках энергии, получивших название фосфагенный, лактацидный и окислительный. Первым включается фосфагенный источник. Он разряжается очень быстро - за 5 - 10 с на 90 - 95%. Для использования оставшихся 5 -10% исходного энергетического запаса требуются значительные волевые усилия. Вслед за фосфагенным в процесс энергетического обеспечения включается лактацидный источник энергии. Он примерно втрое слабее фосфагенного. Зато емкость его вдвое больше, а запас исчерпывается только к концу 2 мин непрерывной работы.
По мере расходования запаса лактацидного источника в мышцах и крови накапливается молочная кислота (лактат). Чем выше концентрация лактата, тем сильнее утомление. Чтобы преодолеть эти ощущения, требуется волевое усилие. Физически тренированные люди легче переносят высокую концентрацию лактата и связанные с нею сдвиги кислотно-щелочного равновесия.
После первых 2 мин. работы постепенно усиливаются сердечная деятельность и кровоток, отчего возрастает потребление кислорода, и таким образом растут затраты окислительного источника энергии. Примерно через 30 сек. от начала работы потребление кислорода достигает половины возможного предела, а к концу 3-й мин. приближается к максимальному уровню потребления кислорода (МПК).
Из сказанного ясно, что выносливость определяется прежде всего мощностью окислительного аэробного и емкостью бескислородных (анаэробных) источников энергообеспечения. Но недаром этот вид спорта считается аэробным. По величине МПК спортсмены, занимающиеся настольным теннисом, не уступают волейболистам. А вот емкость лактацидного источника энергии у них сравнительно не высока - ниже, чем у гимнастов.
Оздоровительный и психотерапевтический эффект от занятий настольным теннисом как раз и объясняется прежде всего его аэробной сущностью. Известно, что тяжелые физические нагрузки могут принести не только пользу, но и вред. Здесь и риск перенапряжения сердца, и заболевания позвоночника и многие другие столь же малоприятные сюрпризы.
Прав академик Н.М. Амосов: тому, кто хочет всегда чувствовать себя бодрым и здоровым, нужна не сила (и добавим - не быстрота), а необходимо слаженное взаимодействие всех жизненно важных систем организма, которое лучше всего проявляется через выносливость. Основа же ее - хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения. Благодаря этому улучшается самочувствие, повышается работоспособность.
Глава II. Методика обучения игре настольный теннис.
2.1 Структура и содержание учебного занятия.
Занятия настольным теннисом строятся в форме урока, имеющего: подготовительную, основную и заключительную часть.
В зависимости от темы занятия определяются задачи, подбираются основные и вспомогательные упражнения.
Подготовительная часть занятия - это не иначе как гимнастика (т.н. разминка), которая помогает укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и даже пищеварительной системам, развивает силу, быстроту, ловкость. %
Общеразвивающие упражнения выполняются в определенной последовательности - для рук, плечевого пояса, туловища и ног. В конце комплекса - бег и прыжки, а затем ходьба и упражнения на расслабление. Чтобы гимнастика приносила наибольшую пользу теннисисту, движения должны быть пружинистыми.
Назовем несколько непременных правил составления гимнастических комплексов. Их надо знать, чтобы добиться полной разносторонности развития мышц, укрепления суставов.
Так, для увеличения подвижности в суставах и укрепления мышц рук применяют махи в горизонтальной и вертикальной плоскости, круговые движения.
Для увеличения подвижности позвоночника и укрепления мышц спины и живота применяют наклоны вперед, назад, в стороны и повороты вправо, влево из положения стоя и лежа, а также круговые движения туловищем.
Для увеличения подвижности в тазобедренных суставах используют махи ногой вперед и назад, махи влево и вправо, круговые движения одной и двумя ногами, сидя на полу. Полезны и эффективны и круговые движения бедрами
Для увеличения подвижности шеи выполняют наклоны головы вперед и назад, вправо и влево (лучше выполнять с открытыми глазами, чтобы не потерять равновесие).
Для укрепления мышц, участвующих в движениях коленных суставов, делают выпады вперед и в стороны с упругим покачиванием и сменой ног, полные приседания с упругими движениями вверх-вниз, ходят выпадами, в полуприседе и т.д.
Укреплению сводов стоп и голеностопных суставов отлично способствует ходьба на наружном и внутреннем крае стопы, на носках и пятках, перекаты с пятки на носок и обратно, прыжки вперед-назад, вправо- влево. Каждое упражнение повторяется 5-6 раз.
Все перечисленное - это тот обязательный минимум, без которого выбранный тот или иной гимнастический комплекс не дает желаемого результата: всесторонней подготовленности к серьезным занятиям настольным теннисом.
Подготовительная часть обычно протекает 10-15 мин. В основной части занятия решаются те или иные задачи, в зависимости от года обучения.
В самом начале происходит знакомство с мячом. Игра с мячом без ракетки, перекидка и ловля целлулоидного мяча.
Затем происходит знакомство со столом. Игра с мячом без ракетки у стола, перекидка мяча с одним отскоком от стола на стороне соперника. Это упражнение служит для того, чтобы дети могли почувствовать длину стола, высоту сетки, а также отскок мяча от поверхности стола.
Аналогично предыдущему упражнению, но с некоторым дополнением: теперь нужно бросить мяч так, чтобы он сначала попал на свою сторону стола и, отскочив, перелетел через сетку на сторону соперника. (Подготовительное упражнение для отработки подач.) После этого происходит знакомство с ракеткой, упражнения на отработку хватки.
По команде положить ракетку на стол или гимнастическую скамейку, а затем по команде взять ее. Контролируется правильность хватки. Повторять можно до тех пор, пока несколько раз подряд ракетка не будет взята правильно.
В процессе рассмотренных выше упражнений начинающие теннисисты познакомились с особенностями отскока мяча, научились правильно держать ракетку. Теперь можно приступать к упражнениям, обеспечивающим соединение ракетки с мячом. Естественно, и здесь начинать надо с простого и лишь затем переходить к более сложному и трудному. Рассмотрим по порядку некоторые упражнения: жонглирование мячом справа в положении стоя; то же, но с движением вперед шагом; то же, но с перемещением в сторону.
Те же самые упражнения и в той же последовательности надо выполнять и при положении ракетки для игры слева, а затем попеременно -справа и слева; переходить от одного упражнения к другому можно только после того, как новичок не менее одного раза из трех попыток сумел подкинуть и принять мяч 15-20 раз подряд.
Игра у стенки справа; игра у стенки слева; игра у стенки попеременно справа и слева.
Упражнения следует выполнять на площадке размером примерно 1,5 м2.
Сначала один отскок от стены, один от пола и удар, затем играют непрерывно только от стенки, с лета, не допуская падения мяча на пол. Необходимо добиться, чтобы получались серии по 5 - 10 ударов, после чего можно переходить к следующим упражнениям: перекидка мяча вдвоем; перекидка мяча группой.
Спортсмены находятся на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, ударами ракеток посылают мяч один другому, не давая мячу упасть на пол. Затем количество участников увеличивается до четырех, и перекидкапродолжается в определенной последовательности.
Приблизительно после 40-50 таких тренировок новичков можно ставить к столу.
Прежде чем приступать к обучению конкретным игровым элементам, новичка надо поставить к столу. Это звучит просто, но в действительности причиняет очень много хлопот и именно отсюда берут начало позднейшие беды. Отмечается, что исходное положение (основная стойка) зависит от стиля игры, но мы не можем тут же определить, в каком стиле должен играть новичок, какая манера игры ему ближе всего с точки зрения его индивидуальности, каким образом эффективней всего реализуются его двигательные способности. Все это выяснится лишь значительно позднее.
Итак, куда и каким образом мы должны поставить новичка у стола? Есть два основных момента, споры по которым исключаются: располагаться необходимо слева от воображаемого продолжения средней линии стола; стойка должна быть свободной, ноги разведены, левая нога выдвинута вперед.
Прежде чем оценить возможности учащихся, тренер должен научить новичка игре хотя бы на элементарном уровне. Однако многие не способны сразу стоять и двигаться так, как это было бы лучше всего. Нельзя в отношении таких начинающих форсировать выполнение того, что они явно не могут, но нужно учить такой игре, которую считает наиболее подходящей тренер, и не учитывать отклонения, которые могут быть в дальнейшем в связи с индивидуальными особенностями ученика.
Последовательность обучения отдельным элементам игры
1. Перекидка (для длительного удержания мяча в игре) при игре слева по диагонали.
2. Подача справа с подрезкой с левой стороны стола по диагонали.
3. Подача справа плоским ударом с левой стороны стола по диагонали.
4. Удар справа по диагонали.
5. Подача слева плоским ударом по диагонали.
6. Удары слева с левой стороны стола по диагонали.
7. Перекидка при игре справа по диагонали.
8. Подача слева с подрезкой по диагонали.
Усваивая эти элементы игры, новичок приобретает основные знания и навыки в области техники настольного тенниса. На это может потребоваться примерно 200 - 400 ч. тренировочного времени.
На основную часть учебно-тренировочного занятия обычно отводится - 65 - 70 мин учебного времени.
В заключительной части, продолжительностью 5 - 10 мин., используются упражнения на расслабление; подводится итог учебно-тренировочного занятия: объясняются основные ошибки в течение основной части; задание на дом для исправления ошибок (имитационные упражнения перед зеркалом для контроля за их правильным выполнением).
2.2 Методы обучения отдельным элементам игры.
Из общих педагогических принципов, действительных и для обучения настольному теннису, выделим лишь некоторые, наиболее важные.
Во-первых, необходима дифференциация обучения по отдельным возрастным группам. Работа с 7 - 9 летними детьми требует одних методов, а с 12-15 летними - других. Однако и в рамках одного возраста имеются существенные различия, связанные со степенью развития умственных и физических способностей отдельных игроков. Каждому воспитаннику нужно объяснять материал на таком уровне, который доступен для его понимания. При обучении надо руководствоваться принципами последовательности от простого к сложному и концентричности (подавать материал «концентрами»). Тому или иному игровому элементу нужно обучать до уровня, соответствующего данному возрасту.
Обучение новому элементу игры не означает, что в течение всей тренировки нужно заниматься только им одним. На каждом занятии необходимо повторять уже пройденные игровые элементы, добиваясь дальнейшей их шлифовки. Распределение времени, которое можно отвести на изучение отдельных приемов, складывается в зависимости от того, какую цель поставили на данном тренировочном занятии. В течение одной тренировки не следует проходить более одного нового элемента игры.
После того как трудности освоения нового игрового элемента остались позади, необходимо возвращаться к изученным элементам с целью достижения более высокого уровня их выполнения. На практике, однако, все это не так просто, поскольку исправление недостатков в процессе тренировки является постоянной задачей тренера. Метод исправления недостатков, когда целью является отработка данного движения, будет иной, нежели при простом его повторении.
Тренер должен сам определять объем и частоту занятий по исправлению ошибок. Здесь нельзя заостряться на мелких деталях, следует всегда сосредотачиваться на главных недостатках. Только таким путем может быть обеспечено все более совершенное выполнение обучающимися различных элементов игры. Когда мы исправляем ошибку, обучаем какому-то элементу игры, демонстрируем ту или иную фазу приема, мы знаем, что новичок выполнит все это не так. Если поставить рядом десять начинающих, которые хорошо выполняют определенный игровой элемент (например «топ-спин» справа), то мы увидим, что у каждого из этой десятки что-то будет отличаться в движениях, по-иному будет выглядеть положение тела, иными будут угол наклона ракетки, замах, скорость удара. Это как раз те определенные признаки стиля, манеры игры, которые присущи каждому в разной мере. Таким образом, нет необходимости - да и просто невозможно подгонять под один шаблон движения каждого обучающегося.
Однако для того, чтобы иметь возможность исправлять недостатки, необходим определенный уровень усвоения того или иного игрового элемента.
2.3 Вспомогательные средства обучения отдельным элементам игры
В процессе обучения отдельным игровым элементам представляется целесообразным использовать различные вспомогательные средства. Самым простым в изготовлении среди таких средств является держащийся на нейлоновой леске целлулоидный мяч, привязанный к полке или штанге, к которой на лесках подвешено несколько мячей с интервалом 1м (тогда упражняться могут одновременно несколько учеников). Особенно полезно использовать это вспомогательное средство при упражнении на удержание мяча в игре и при выполнении простых подач.
Говоря о вспомогательных учебных средствах, нельзя не остановиться на подающем автомате.
Подающий автомат - это такой робот-тренажер, который с помощью соответствующего двигателя и колес, вращающихся в различных направлениях, способен в течение одной минуты «выстрелить» 20 - 80 мячей, имеющих верхнее, нижнее и боковое вращение, летящих на сторону стола тренирующегося. С помощью переключателей можно регулировать скорость, направление полета и частоту подачи мячей.
Подающий автомат можно использовать для тренировок как теннисистов высшего класса, так и начинающих спортсменов.
Вообще же учебная программа рассчитана на 10-летний период занятий: в группах начальной подготовки - 3 года, в учебно-тренировочных группах - 4 года, в группах спортивного совершенствования - 3 года - и дальнейшее повышение спортивного уровня в группах высшего спортивного мастерства.
Освоение материала, предусмотренного программой, обеспечиваетвсестороннее гармоничное развитие учащихся и овладение техникой итактикой современного настольного тенниса.
Глава III. 8 уроков обучения элементам игры в настольный теннис.
Занятие №1.
Тема: Хватка ракетки, игровая стойка. Задачи:
1. Разъяснение требований, предъявляемых к спортивной одежде, обуви, инвентарю;
2. Обучение хватке ракетки, и владению ракеткой;
3. Обучение игровой стойке;
4. Воспитание чувства мяча.
Подготовительная часть:
Теоретические сведения: Сущность игры;
Разъяснение требований, предъявляемых к спортивной одежде, обуви, инвентарю. Обратите внимание на желательность надевать шерстяные носки. Объяснить, где можно приобрести спортивную форму, ракетки, мячи.
2. ОРУ на месте и в движении.
3. Обучение хватке ракетки. Показ и объяснение хватки:
а) Указательный палец лежит на поверхности одной стороны ракетки (в дальнейшем называемой левой, в том числе и для левши), большой палец - на поверхности другой стороны (в дальнейшем называемой правой, в том числе и для левши), а три остальных пальца - средний, безымянный и мизинец - обхватывают ручку.Необходимо также, чтобы ребро ракетки было вложено точно в выемку между большим и указательным пальцами, ракетка находилась в одной плоскости с предплечьем, стала как бы продолжением руки. Пальцы не должны сжимать ручку и плоскость ракетки.
Методические указания:
к хватке ракетки (так же как к основной игровой стойке, о чём речь пойдёт ниже) необходимо предъявлять самые серьёзные требования (никаких компромиссов). Ведь эти составляющие игровой техники будут влиять на рациональность ударов и передвижений на протяжении всей спортивной жизни игрока. Безупречная правильность хватки (и стойки) должна соблюдаться во всех упражнениях.
4. Обучение игровой стойке. Показ и объяснение правильной игровой стойки: лицом к столу, ноги слегка согнуты в коленях, ступни - на ширине плеч, пятки оторваны от пола, плечо игровой руки свободно висит (локоть не прижат и не отставлен от туловища), игровая рука свободно (ненапряжённо) согнута в локте, расстояние от стола - вытянутая рука с ракеткой (рис. 3). Правильность стойки определяется не только этими визуальными параметрами, стойка должна также обеспечивать свободный и быстрый старт для передвижений в любом направлении.
5. Воспитание чувства мяча:
а) «Держание» мяча на ладонной стороне ракетки (рука не напряжена);
б) «Держание» мяча на тыльной стороне ракетки (рука не напряжена);
в) «Держание» мяча с поворотом кругом;
г) Вращение мяча на ладонной поверхности движением руки справа налево;
д) Вращение мяча на тыльной поверхности движением руки справа налево;
е) В парах перекатывание мяча с ракетки на ракетку ладонными поверхностями;
ж) В парах перекатывание мяча с ракетки на ракетку тыльными поверхностями;
з) Многократное подбивание мяча на ладонной поверхности; и) Многократное подбивание мяча на тыльной поверхности;
к) Многократное подбивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки поочерёдно;
л) Многократное подбивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки поочерёдно в движении;
м) Многократное подбивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки поочерёдно приседая и вставая;
н) Многократное подбивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки поочерёдно с различной высотой: 2-3 низкие, 1 высокий и т.п.
о) В парах подбрасывание мяча друг другу ладонной и тыльной стороной ракетки.
Методические указания:
Делать все красиво и точно, чтобы можно было смотреть и любоваться, делать и восхищаться.
Задания для самостоятельной работы.
1. Уяснить требования, предъявляемые к одежде, обуви, ракетке, подготовить спортивную форму, ракетки, мячи.
2. Овладеть правильной хваткой ракетки.
3. Совершенствовать умение подбивать мяч одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на постоянную высоту при точном соблюдении правильности хватки и игровой стойки.
4. Подготовиться к зачёту на правильность хватки и игровой стойки.
Занятие №2
1. Совершенствование хватки и игровой стойки. Проверка игровых навыков в подбивании мяча одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на заданную высоту:
а) Вначале стоя, затем сидя, подбивание теннисного мяча ракеткой.
б) То же, но после каждого очередного подбивания мяча повернуть ракетку и следующий удар выполнить другой её стороной.
в) В выпаде, полуприседе, стоя, стоя на одном, обоих коленях на гимнастическом мате. Подбивание мяча ракеткой.
г) То же, но одновременно выполняя повороты кругом на месте переступанием, мелкими прыжками.
д) В выпаде правой вперёд, правая рука с ракеткой под коленом одноимённой ноги. Подбивание мяча ракеткой. То же, но выпад левой ногой.
е) В равновесии на одной. Подбивание мяча ракеткой вытянутой вперёд рукой.
ж) Лёжа в упоре на левой руке, в правой руке ракетка. Подбивание мяча с одновременным переступанием ногами (выполнить круг вокруг левой руки)
з) Стоя лицом к стене на расстоянии 3-5 м. Ударом ракеткой послать мяч в стену. После отскока мяча от стены и пола вновь ударом ракетки послать мяч в стену.
и) То же, но не допуская паления мяча на пол.
к) То же, но после удара ракеткой по мячу выполнить поворот на 360°, после чего вновь послать мяч в стену.
Методические указания:
Постоянно соблюдать в деталях правильность хватки и игровой стойки;
Наиболее удобная высота для набивания мяча - на уровне пояса.
2. Зачёт по правильности хватки ракетки и игровой стойки. Визуальные оценки преподавателя по правильности хватки ракетки и игровой стойки по 5-бальной системе. Все члены группы высказывают свои замечания по ошибкам,допущенным в ходе зачёта.
Задания для самостоятельной работы.
1. Подбивание мяча одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на точность и правильность хватки и стойки.
2. Подготовиться к зачёту на точность подбивания мяча одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на заданную высоту: одной стороной ракетки, правой и левой - по 200 раз, обеими поочерёдно - 80 раз.
Занятие №3
1. Совершенствование хватки и игровой стойки, воспитание чувства мяча:
а) Повторить задания 1-10 занятия №2 подбивая мяч на разную, контрастно изменяемую высоту;
б) Соревнования в беге и эстафеты с подбиванием мяча разными способами. Следить за точностью хватки и соблюдением игровой стойки.
2. Зачёт по подбиванию мяча на заданную высоту:
Сдача нормативов по набиванию мяча на заданную высоту: одной стороной ракетки - по 200 раз, двумя поочерёдно - 80. Оценки: «Сдано», «Не сдано».
Методические указания:
Все участники зачёта разбиваются на две шеренги, стоящие лицом друг к другу; шеренги сдают зачёт поочерёдно; свободная шеренга ведёт подсчёт, принимает норматив; в каждом зачёте 3 попытки.
3. Знакомство с ударом откидкой слева:
а) Объяснение назначения т важности удара; отметить необходимость сознательного перебивания мяча через сетку;
б) Показ удара откидкой слева у стола и у игровой стенки (любой гладкой стены); привлечь к показу удара техничных исполнителей;
в) Объяснение техники выполнения удара откидкой слева в целом;
г) Имитация удара откидкой слева в целом. Имитация удара проводится в разомкнутой шеренге (круге) без передвижений.
Задания для самостоятельной работы.
1. Имитация ударов откидкой слева без передвижений перед зеркалом;
2. Подбивание мяча одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на разную, контрастную высоту при точном соблюдении правильности хватки ракетки и игровой стойки. Чем контрастнее изменение высоты подбивания мяча, тем быстрее совершенствуется чувство мяча.
Занятие №4
1. Воспитание чувства мяча. Набивание одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на разную, как можно более контрастную высоту. Добиваться большей контрастности высоты полёта мяча при и набивании.
2. Изучение удара откидкой слева. Удар откидкой слева применяют в игре игроки любого класса - от новичка до чемпиона мира. Изучение удара строится на сознательном перебивании мяча через сетку на сторону соперника. При механическом заучивании внешнего рисунка удара техника его выполнения развалится, как только игрок столкнётся в игре даже с небольшими отклонениями от привычной в тренировочных условиях ситуации. Объяснение техники удара откидкой слева по частям:
а) Показать: замах (сгибание руки в локте до предела, «нос» ракетки поднят, ручка смотрит вниз), работу предплечья (сгибание и разгибание руки в локте), плеча (максимальное продвижение ракетки вперёд), кисти (дополнительное движение ракетки вперёд под мяч, небольшой поворот ракетки в горизонтальном положении), туловища (вытягивание плеч вперёд), перенос тяжести тела с левой ноги на правую. Обратите внимание на выполнение удара перед игроком.
б) Имитация удара откидкой слева по частям и в соединении работы отдельных частей руки и туловища.
в) Имитация работы отдельных частей руки и туловища в шеренге (круге); соединение отдельных частей по две, по три, по четыре части.
Методические указания:
Сзади шеренги должно быть место для прохода тренера. Использовать подготовленных помощников.
Задания для самостоятельной работы.
1. Имитация удара откидкой слева перед зеркалом в целом, по частям и в соединениях по две, по три, по четыре части;
2. Подбивание мяча одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на разную, как можно более контрастную высоту;
3. Подготовиться к зачёту на точность набивания мяча одной и поочерёдно обеими сторонами ракетки на разную, как можно более контрастную высоту: одной стороной ракетки (правой и левой) - по 100 раз, обеими поочерёдно - 60;
4. Подготовиться к сдаче зачёта по технике движения при ударе откидкой слева (в целом и по частям).
Занятие №5
1. Зачёт по подбиванию мяча на разную, как можно более контрастную высоту. Сдача нормативов по набиванию мяча на разную, как можно более контрастную высоту: одной стороной ракетки, правой и левой - по 100 раз, обеими поочерёдно - 60. Оценки: «Сдано», «Не сдано»; в каждом зачёте 3 попытки; визуальную оценку достаточности контраста даёт тренер.
2. Изучение удара откидкой слева. Проверка выполнения самостоятельной работы по имитации удара откидкой слева; имитация удара откидкой слева по частям и в соединениях.
Методические указания:
Исправить ошибки в работе отдельных частей руки и туловища; имитация в шеренге (круге) работы отдельных частей руки и туловища, а также сочетаний по две, по три, по четыре части.
3. Зачёт: визуальная оценка техники движений при ударе откидкой слева. Оценка по 5-бальной системе.
Методические указания:
При оценке качества выполнения удара обратить внимание на правильность замаха (максимальное сгибание локтя, поднятие «носа» ракетки), выполнение удара перед игроком, полное (до отказа) разгибание руки в конце удара, перенос массы тела с левой ноги на правую, правильность хватки ракетки и игровой стойки.
4. Игра откидной слева у тренировочной стенки без попадания в заданную цель. Объяснить студентам, что удар надо выполнять после отскока мяча от пола; показать выполнение удара на согнутых ногах с попаданием в стенку на уровне пояса.
5. Опробование удара откидной слева у стола.
Задания для самостоятельной работы
1. Имитация соединений работы отдельных частей руки, туловища при ударе откидной слева перед зеркалом; имитация удара откидной слева в целом.
Занятие №6
Подготовительная часть.
1. ОРУ на месте и в движении.
2. Воспитание прыжковой выносливости, координации движений, ловкости.
«Каверзный мяч» - игра с мячом, у которого смещён центр тяжести. В качестве мяча используют резиновую камеру с выведенной в сторону трубкой. Торчащая в сторону трубка и смещает общий центр тяжести мяча.
Игра в «каверзный мяч» проводится на любой ровной площадке. В игре используют элементы баскетбола и волейбола. Запрещается бросать и ловить мяч, отбивать ногами. Мяч перемещается в игре только за счёт различного рода подбиваний одной или обеими руками. Допускается ведение мяча ударами о пол (как в баскетболе).
В командах по 5 - 6 человек. Игра проводится в два периода, продолжительность каждого устанавливается в зависимости от задач занятия. Попадание мячом в малый квадрат над кольцом баскетбольного щита или в какую-либо другую заранее обусловленную цель оценивается в 2 очка.
Интерес у ребят к игре обычно превосходит все ожидания. В ходе игры мяч прыгает самым невероятным образом, непредсказуемы и траектории его полёта. Мяч, посланный ударом по прямой, может пролететь по дуге, радиус которой также трудно предсказать заранее. Порой мяч внезапно и резко взмывает вверх, как вспугнутая птица или, что совсем невероятно, летит своеобразными зигзагами. Бывают случаи и резкого изменения скорости полёта мяча, мяч как бы внезапно зависает на месте.
Все эти «фокусы» каверзного мяча делают игру весьма эмоциональной, поскольку «обманывающие действия» мяча даже самых ловких игроков часто ставят в затруднительное положение, держат в напряжении обе команды.
Основная часть
1. Совершенствование удара откидкой слева. Освоение передвижения влево-вправо при выполнении удара откидкой слева. Показ и объяснение одношажного способа передвижения влево-вправо при ударе откидкой слева. Подчеркнуть главный принцип передвижений: сначала занять позицию, а только затем выполнить удар. Разучивание и имитация передвижений влево-вправо при ударе откидкой слева. Обратить внимание занимающихся на то, что одновременно с шагом одной ноги в сторону другая подтягивается до основной позиции. Игра откидкой слева у тренировочной стенки с попаданием в цель 30x40 см., высота её нижнего края76 см. от пола.
Методические указания:
Обратить внимание на осознанность проноса мяча на ракетке вперёд в направлении цепи;
Обратить внимание на то, чтобы удар всегда выполнялся перед игроком.
2. Изучение удара откидкой слева у стола. Вместо подачи подкинуть мяч перед собой и ввести его в игру откидкой слева. Преподаватель или партнёр направляет мячи в разные точки стола, вынуждая игрока перемещаться.
Задания для самостоятельной работы.
1. Перед зеркалом имитация удара откидкой слева в целом и передвижений влево- вправо при ударе откидкой слева.
2. Изучить правила подачи.
Занятие №7
1. Совершенствование удара откидкой слева. Освоение передвижений вперёд-назад при ударе откидкой слева. Показ и объяснение одношажного способа передвижения вперёд-назад при ударе откидкой слева. Подчеркнуть главный принцип передвижений: сначала занять позицию и только затем выполнить удар. Разучивание и имитация передвижений вперёд-назад. Обратить внимание занимающихся на то, что одновременно с шагом одной ногой (вперёд или назад)другая подтягивается до основной позиции. Игра откидкой слева у тренировочной стенки с попаданием в цель (30х40 см., высота её нижнего края76 см. от пола). Обратите внимание, на то, что удар всегда должен выполняться перед игроком.
Задания для самостоятельной работы.
1. Перед зеркалом имитация удара откидкой слева в целом, передвижений влево-вправо и вперёд-назад при ударе откидкой слева.
Занятие №8
1. Совершенствование удара откидкой слева. Зачёт по попаданию в цель при игре откидной слева у тренировочной стенки. Оценки: «Сдано» - 25 попаданий в цель подряд, «Хорошо» - 40, «Отлично» - 60.
2. Тренировка передвижений влево-вправо и вперёд-назад при ударе откидной слева. Игра откидной слева у тренировочной стенки с передвижениями влево-вправо и вперёд-назад. Обратить внимание на те же моменты, что в занятиях 6 и 7 при тех же видах передвижений.
3. Совершенствование удара откидной слева у стола. Преподаватель или партнёр направляют мячи в разные точки стола, вынуждая игрока перемещаться.
4. Обучение подаче откидной слева. Игра слева направо с поочерёдным выполнением подачи. Объяснить правила подачи.
Задания для самостоятельной работы
1. Перед зеркалом имитация удара откидкой слева в передвижениях влево-вправо и вперёд-назад.
ЗаключениеВ последние годы у подвижных и спортивных игр появился серьезный конкурент - игры с автоматами, а в самое последнее время - игры с компьютерами, а это небезопасное для здоровья занятие. По мнению некоторых врачей, ученики начальной школы не должны уделять этим играм более нескольких минут в день, ибо такая игра требует значительного нервного напряжения, не сопровождаемого мышечной работой. А ведь давно установлено, что именно такое сочетание (большая эмоциональная нагрузка и низкая физическая активность) наиболее опасно для организма. В первую очередь страдают нервная и сердечно-сосудистая системы. Не случайно даже у молодых людей, в том числе и у детей, медики отмечают значительно повысившийся процент вегетативно-сосудистых расстройств, гипертонию и другие заболевания.
И вновь мы обращаемся к идеальному противоядию против таких заболеваний: обладая притягательностью других игр, настольный теннис имеет то преимущество, что укрепляет мышцы, стабилизирует кровяное давление и другие жизненно важные системы человеческого организма.
Игра в настольный теннис рассматривается как универсальное средство, снижающее усталость, напряжение. Рекомендуется при нарушении дыхания, повреждении опорно-двигательного аппарата и др. заболеваниях. Слежение за полетом мяча - прекрасная гимнастика для глаз.
Комиссия ЮНЕСКО назвала настольный теннис в числе наиболее перспективных видов спорта, широко доступных и служащих здоровью людей.
Исследовав литературу по физиологии, напрашивается вывод, что при регламентированной нагрузке и методически грамотном построении учебно-тренировочного процесса можно способствовать нормальной деятельности организма.
Исследования литературы по психологии помогли доказать, что развитие физических качеств тесно связаны с развитием познавательных психических процессов у подростков 12-15 лет. В настоящее время уже экспериментально доказано, что направленное совершенствование ловкости у учащихся оказывает положительное влияние на развитие восприятия, внимания, мышления. В развитии внимания совершается переход от непроизвольного к произвольному, которое становится более устойчивым.
Итак, методически грамотное построение учебно-тренировочногопроцесса способствует более тщательному развитию и совершенствованиюдвигательных навыков у подростков 12-15 лет, а также обеспечивает гармоничное физическое развитие.
Список использованных источников.
1. Амелин Л.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис для всех. - - M, 1985.2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс / Сост. М.Ю. Бабанский. М., 1989.
3. Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Игра, доступная всем. - М, 1991.
4. Богушас М.В. Играем в настольный теннис. - М., 1987.
5. Васильева В.В. Физиология. - М., 1984.
6. Володина B.C. Основы теории и методики физического воспитания.
Минусинск, 1991.
7. Вопросы психологии учебной деятельности старших школьников / Под редакцией В.В. Давыдова. - М., 1962.
8. Гладышева А.А. Анатомия человека. - Ml., 1977.
9.Кон И.С. Психология юности. - M. 1989.
10 .Крестовников А.И. Очерки по физиологии физических упражнений. М. 1951.
12.Лесгафт Л.Ф. Избранные труды. - M., 1987.13 .Лихачев Б.Т. Педагогика. - M., 1995.14.Матвеева Л.П. Теория и методика физического воспитания. - М. 1976.
15.0рман Л. Современный настольный теннис. - M, 1985.16.Пуни А.Ц. Психология M. 1984.
1 7,Серова Л.К. Умей владеть ракеткой. Л., 1989.
18.Станкин. Психолого-педагогические основы физического воспитания.