Технологическая карта урока математики на тему: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (1 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
Общий приём сложения однозначных чисел
с переходом через десяток.
УМК: «Школа России».
Предмет: Математика.
Класс: 1Г.
Тема раздела: Числа от 11 до 20. Нумерация.
Тема урока: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Технологии: Информационно – коммуникационная технология, технология деятельностного подхода, игровая технология, проблемного диалога.
Разработала:
Атакишиева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
Тема Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (Закрепление).
Цель изучения темы - Закрепить общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток по частям, пользуясь понятием «сумма удобных слагаемых»;
- Учить сравнивать числа второго десятка;
- Закрепить умение переводить дециметры в сантиметры и обратно;
- Продолжать работу над решением задач в два действия.
Термины и понятия «слагаемые», « сумма», «дециметр», «составная задача», «вычислительная машина»
Информационно - образовательная среда
Учебно-методическое сопровождение Дидактические материалы ИКТ, ЦОР Межпредметные связи
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.2 ч. (стр.64-79)
Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.34-40)
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.25-26)
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 86-89) Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.44 -47)
М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Единицы длины: дециметр.
Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 20. Таблицы: Таблица сложения в пределах 20. Числа от 11 до 20(Весёлый счёт).
Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).
Наборное полотно. Магнитная доска.
Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Общий приём сложения однозначных чисел по частям». «Прибавление чисел 2 и 3: 9+2, 9+3». «Прибавление числа 4 по частям». «Прибавление числа 5 по частям». «Прибавление числа 6 по частям». «Прибавление числа 7 по частям». «Прибавление чисел 8 и 9 по частям».
Русский язык (работа с толковым словарем).
Литературное чтение (работа с информацией)
Физическая культура (понятие о здоровом образе жизни).
Планируемые результаты изучения темы урока
Предметные МетапредметныеЛичностные
Ученик научится:
Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20.
Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20.
Измерять длины отрезков, выражать их в дециметрах.
Заменять крупные единицы измерения длины мелкими.
Решать задачи в два действия. Ученик научится:
Познавательные УУД
моделировать приёмы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы;
моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы;
сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте;
моделировать и решать задачи в 2 действия;
классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;
определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;
выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.
Ученик получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять знания и способы действий в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.
Регулятивные УУД
понимать и принимать учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
прогнозировать результат вычисления;
объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;
контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Ученик получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Коммуникативные УУД
строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
задавать вопросы;
работать в паре;
учитывать разные мнения,
договариваться и приходить к общему решению;
объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Ученик получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при изложении своего мнения, составлении и чтении математических записей;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
совместно со сверстниками ставить задачу (работы в паре), распределять функции в (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
слушать партнёра по общению (деятельности);
аргументировано выражать свое мнение. Ученик получит возможность формирования:
Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).
Положительного отношения к математике как предмету изучения.
Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
Осознания себя частью (членом) классного коллектива.
Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.
Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.
Этапы изучения темы урока
Название этапа, темы уроков Содержание Кол-во часов Виды деятельности учащихся Достижения учащихся Диагностика достижений
Комплексное применение знаний и способов действий
«Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера.
Работа с заданиями творческого и поискового характера: задачи логического характера, узоры, работа на «Вычислительной машине» рубрики «Странички для любознательных» 1 Фронтальная работа.
Решают логическую задачу.
Рассматривают узор, определяют правило составления узора (У - с. 74).
Индивидуальная работа.
Выполняют схематический рисунок, решают логическую задачу. Подбирают нужные знаки в числовые выражения (У - с. 75).
Работа в паре.
Определяют закономерности вычисления.
Выполняют задание «Вычислительная машина», определяют, как работает оператор, подбирают числа.
Обсуждают предположения, доказывают выбор ответа.
(У - с. 75).
Играют в математическую игру «Цепочка» (У - с. 75). Решают логические задачи. Определяют правило составления узора. Подбирают нужные знаки в числовые выражения. Анализируют закономерности вычислений. Подбери нужные знаки в числовые выражения: 5…2…1=10…2; 9…3…2=5…3.
Изобрази узор: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Какая фигура получилась?
Даны числа 1, 2, 7, 4, 5. Составь из них все возможные двузначные числа, в составе которых один десяток. Расположи их в порядке убывания.
III. Ход урока
Этапы урока Организация деятельности учителя Организация деятельности учащихся Формируемые универсальные учебные действия
I. Организация начала урока.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.
(1-2мин.) Встали красиво, ровно.
Начнем наш урок математики с пожелания друг другу добра, но пожелайте его не словами, а глазами. А теперь положите добро глазками в свои ладошки.
Тихо сели.
Прикоснитесь ладошками в паре и пожелайте удачи.
- Ребята, подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке ?-Прочитайте девиз нашего урока.
- Как вы понимаете его смысл?
 Стоят возле рабочих мест, внимательно слушают учителя.
Сидят за партой.
Дети высказываются.
- С малой удачи начинается большой успех.
Дети высказывают свое мнение. Регулятивные:
настраивание на активную работу, осознание этапов урока.
Личностные: формирование личностной заинтересованности.II. Актуализация ЗУН (знаний, умений и навыков) необходимых для творческого применения знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1.Логическая разминка
2.Устный счет
а) Игра «Верно - неверно»
в) Работа над задачами. Добавь недостающие данные.
К любому делу нужно хорошо подготовиться, поэтому урок предлагаю начать с повторения.
-Ребята, вспомните, над каким разделом в математике работаем в течение нескольких уроков?
У трех девочек Лизы, Маши и Вики – шапочки разного цвета: красного, белого, синего. У кого какого цвета шапочка, если все записи неверные?
У Лизы белая шапочка.
У Маши белая или синяя шапочка.
У Вики красная шапочка.
Давайте проверим, верно, или неверно Лиза выполнила задание, если неверно покажите правильный ответ.
- Верно ли, что число последующее за числом 11 это число 12?
- Верно ли, что предыдущее числу 11 число 12?
- Верно ли ,что между числами 16 и 18 стоит 19?
- Между 19 и 20 стоит число 21?
- Верно ли что, если уменьшаемое 13, а вычитаемое 3, то значение разности равно 10?
- Если 1 слагаемое 13, 2 слагаемое – 4, то значение суммы равно 18?
- Верно ли, что число, в котором 1дес 9ед, это 19?
-А число, в котором 8ед и 1дес – 81?
-Давайте вместе подумаем, почему Лиза допустила такие ошибки?
-А вы знаете?
- Покажите сигналами: если точно знаете - «плюс», если сомневаетесь, то покажите «минус»
Молодцы, мы помогли Лизе.
Прочитайте задачи. Можно ли их решить? Почему? Укажите на ловушки, которые не позволяют нам решить эти задачи.
Нашему Алёше 7 лет, а его сестренка младше. Сколько лет Алеше и его сестренке вместе?
В пакете 1 литр сока. Это 5 стаканов. Ваня утром выпил 2 стакана и вечером еще несколько стаканов. Сколько стаканов сока осталось?
Искатели клада взяли с собой 7 банок тушенки, а сгущенки – на несколько банок меньше. Сколько всего банок консервы взяли кладоискатели?
Сделайте вывод по этому заданию. -Нумерация.
-Числа от 11до 20.
Учащиеся рассуждают в парах.
Дают устные ответы.

У Лизы синяя шапочка.
У Маши красная шапочка.
У Вики белая шапочка.
Учащиеся отвечают верно - неверно и демонстрируют правильный ответ при помощи сигналов +,-.
Да
Нет, 10
Нет, 17
Нет, ничего не стоит
Да
Нет, 17
Да
Нет, 18
- Не знает порядок чисел при счете.
- Не знает состав чисел второго десятка.
-Не знает название компонентов при сложении и вычитании.
Дети показывают сигналы (+, -).В них не все данные.
Не указано, сколько лет сестренке.
Не знаем, сколько стаканов сока Ваня выпил вечером.

Неизвестно на сколько банок сгущенки меньше.
Для того, чтобы найти ответ на вопрос , у задачи в условии должны быть все данные. Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать математические термины, речь других.
Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения.
Регулятивные:
способность выдвигать
версии решения проблемы, осознавать конечный результат, оценивать степень успешности своей деятельности.
Регулятивные: формирование последовательности действий
Познавательные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
-упорядочивание;
-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.
III. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся, создать условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность.
(7-8мин.) Ребята, есть на Земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Эти вещи нельзя потратить, с годами их становится всё больше и больше. А что же это такое вы узнаете в конце нашего урока.
- Кто предположит тему сегодняшнего урока?
- Попробуйте поставить цели.
Алгоритм целеполагания1.О чем пойдет речь на уроке?
2.Для чего мне ЭТО надо?
3.С помощью чего ЭТО можно усвоить?
4.К чему должны прийти?
- Сегодня каждый из вас должен ответить, а научился ли я этому. Ученики пытаются сформулировать тему
- Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 10.
- Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
-Отработать умение решать составные задачи. Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные: формировать умение высказывать свое предположение, умение определять и формулировать тему и цель урока.
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Цель: Закрепить полученные знания и умения.
Работа в тетради.(2-3мин.)
1.Минутка чистописания 11, 19, 14, 8, 13, 17, 4

Физминутка
Цель: Цель: Снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы.
(2мин.)

Усвоение образца комплексного применения ЗУН
2. Найти ошибки в примерах.
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях3.Работа над задачей.
Цель: содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Ребята, посмотрите на доску.
-Какое задание вы можете предположить?
-Назовите их.
-На какие две группы их можно разбить?
-Составьте вопросы к этим числам.
-Запишите только двузначные числа так же красиво и правильно.
-Оцените свою каллиграфию. Поставьте зеленую точку под тем числом, которое наиболее вам удалось, красную под тем, которое не удалось.
- А сейчас немного отдохнем. Встали все, приготовились под музыку выполнять движения.
-Вы помните, кому вы еще обещали помочь справиться с допущенными ошибками?
Я предлагаю продолжить разбираться с работой Маши.
-Перед вами примеры, которые решала Маша. Найдите ошибки в них, исправьте, спишите примеры в тетрадь.
18+0=0
8+6=14
6+9=15 9+3=12 7+6=13
8+7=15
16+0=0
4+9=13 6+6=12
7+7=14
11+0=0
9+9=18
На что нужно обратить внимание, выполняя это задание?
Давайте вспомним, какой алгоритм (общий прием) применяете при сложении чисел с переходом через десяток.
- Возьмите цветные карандаши (зеленый, желтый, красный).
- Оцените свою работу, раскрасьте смайлики.
Зеленый – было легко.
Желтый – испытал затруднения.
Красный – было трудно.
- Проверьте по эталону на слайде.
-У кого надежды оправдались - поднимите руку.
-Что заметили? В чем ошибка Маши?
- Придумайте примеры для Маши на это же правило. 4 примера товарищей или свои запишите во второй столбик.
-Молодцы! Теперь Маша не совершит таких ошибок.
-А Вика решала задачу и не справилась с ней.
- Прочитайте задачу глазами. А теперь кто её сможет прочитать так, чтобы все удивились?
На полке стояло 5 банок с липовым медом, а с гречишным на 4 банки больше. Сколько всего банок меда стояло на полке?
- А теперь обратите внимание на схемы к задаче.
- Как вы думаете, какую схему нарисовала Вика ?
1)




2)

-Обоснуйте ответ.
- Давайте проанализируем задачу.
- Решите задачу.
- А кто попробует сделать это задание у доски?
- Проверьте .- Оцените свою работу.
Поднимите руку, кто уверен, что решил верно, кто сомневается, кто просит помощи?
-А теперь посмотрите на решение Вики и сравните со своим решением.
5+4=9
-Что вы посоветуете Вике?
- У кого ожидания оправдались, поднимите руку?
-Что вы знаете о меде? Дописать числа.
11, 19, 14, 8, 13, 17, 4
На однозначные и двузначные.
Учащиеся составляют вопросы.
- Сколько десятков и единиц в числе 13? и т.д.
Учащиеся прописывают предложенные числа.
Оценивают себя.
Выполняют движения под песню «Есть друзья у меня»
(1 ученик показывает движения, а остальные дети повторяют)
Учащиеся исправляют ошибки, записывая примеры в тетрадь.
-При решении примеров данного типа, нужно использовать алгоритм.
1. Дополню число до 10.
2. До 10 не достаёт…
3. Заменю число удобными слагаемыми .4. Добавлю к числу сначала … и получу 10.
5. Потом добавлю еще...
6. Читаю ответ.
Самооценка карандашами.
Дети сравнивают ответы, исправляют.
Ошибки допущены в примерах, где вычитаемое или слагаемое 0. Маша не знает, что если к любому числу прибавить 0 или от любого числа вычесть 0, получится то же самое число.
Ученики называют примеры на это же правило.
Ученики читают задачу, находят к задаче соответствующую схему.
Вика нарисовала вторую схему, потому что, если бы она нарисовала 1 схему, то, скорее всего, она бы задачу решила верно.
На 2 схеме видна ошибка: гречишного меда было на 4 больше, это значит столько же, сколько липового, да еще 4.
Ученики записывают решение в тетрадь.
Ученики проверяют.
Оценивают свою работу цветными карандашами.
Читать внимательно условие задачи, запомнить, что на 4 больше - это столько же да ещё 4, значит нужно прибавлять к известной величине. Ещё Вике необходимо потренироваться в решении составных задач.
Рассказ детей. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других
Личностные:
-моторное восприятие.
Личностные: формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, черт незакомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни.
Регулятивные:
Формировать способность к саморегуляции в ситуации затруднения.
Познавательные:
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем
Коммуникативные:
-принятие решения;
-владение монологической и диалогической речью
Личностные:
-моторное восприятие.
Познавательные:
-использование знаково-символических средств;
-анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение,
-постановка и формулирование учебной проблемы;
-структурирование знаний.
Регулятивные: подбирать к проблеме адекватную ей теоретическую модель.
Познавательные:
строить логически обоснованное рассуждение.
Регулятивные:
в диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Гимнастика для глаз.
Цель: Снять напряжение и усталость глаз. (2мин.) -Прежде чем приступить к дальнейшей работе, выполним зрительную гимнастику. Следите глазами за движущимся предметом, который вы видите на экране. Учащиеся глазами следят за движущимися предметами. Личностные: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни.
V. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков
Цель: совершенствовать вычислительные навыки, прививать коммуникативные навыки общения при работе в паре, дисциплинированность, уметь учитывать мнение соседа.
(8-10мин.) Сейчас будете работать самостоятельно.
Посмотрите задания на карточках. Какие возникли вопросы?
1.Подбери нужные знаки в числовые выражения: 5…2…1=10…2; 9…3…2=5…3.
2.Изобрази узор: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Какая фигура получилась?
3.Даны числа 1, 2, 7, 4, 5. Составь из них все возможные двузначные числа, в составе которых один десяток. Расположи их в порядке убывания.
-Какие знания мы будем проверять, выполняя эти задания?
-Какие ошибки можно допустить, выполняя эти задания?
- Проверьте друг у друга работу и оцените
Ребята, если у вас останется время, то дополнительно можно выполнить задания из учебника (с.75) - примеры для «вычислительной машины» и «Цепочку» Учащиеся выполняют задания самостоятельно.
- Подбирать нужные знаки в числовых выражениях.
- Определять правило составления узора.
-Анализировать закономерности вычислений.
-Знание таблицы сложения в пределах 10.
Взаимопроверка.
Регулятивные:
Формирование умения выполнять последовательность действия
Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию, работать с информацией.
Личностные:
осознавать позицию по отношению к своей работе в паре.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
(5 мин.)

- Какие задачи мы ставили в начале урока?
-Как считаете, смогли ли добиться решения поставленных задач? Обоснуйте свой ответ.
-Что сегодня нам помогало успешно справляться с заданиями?
-Расставьте числа в порядке убывания и прочитаете отгадку.
1 10 15 13 18 5
Я Н Н А З И
-Какое слово является отгадкой?
-Молодцы!
-А какие знания?
Оцените свою работу на уроке, используя прием «Круг»
Карточка № __________
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Учащиеся перечисляют поставленные в начале урока задачи, обосновывают свои ответы.
Учащиеся называют в порядке убывания числа
18 15 13 10 5 1
-Знания.
-Состав чисел в пределах 10.
- Как решать примеры с переходом через десяток.
-Работа с информацией.
-Работа над решением составных задач.
Дети оценивают свою работу на уроке. Личностные:
способствовать самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Регулятивные:
Формирование умения проговаривать последовательность действия на уроке, оценивать правильность выполнения действия.
VII. Информация о домашнем задании
(2мин.)
Задание по выбору:
Составить свой узор по клеточкам.
Придумать и записать примеры для «вычислительной машины» с ответом 15 на выходе , используя тему урока.
-Урок окончен. Всем спасибо за работу.