Параметры и порядок проведения процедуры проверки техники чтения в 5-11 классах общеобразовательных школ РК
Нормативы чтения адаптированного текста в минуту
5 класс 100 – 110 слов 110 – 120 слов
6 класс 110 – 120 слов 120 – 130 слов
7 класс 120 – 130 слов 130 – 140 слов
8 класс 140 – 150 слов 150 – 160 слов
9 класс 140 – 150 слов 150 – 160 слов
Особенности проверки техники чтения в 5-9 классах
Проверка проводится в привычной для детей обстановке (лучше в классе, где они учатся). Читающий ребенок находится рядом со своим учителем, который и проводит проверку.
Тексты, используемые для проверки техники чтения, должны отвечать определенным требованиям:
иметь прозрачную сюжетную основу;
состоять из предложений, имеющих несложную конструкцию;
тексты не должны содержать диалогов, стихотворных строк, пространственных описаний;
состоять из знакомых детям слов;
быть по возможности нейтральными в эмоциональном отношении.
При анализе техники чтения необходимо учитывать:
способ чтения;
темп чтения;
грамотность чтения;
осознанность;
выразительность.
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения
Проверка сформированности техники чтения у учащихся начальной школы может проводиться в течение нескольких дней.
В аудитории, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, один из которых – учитель, преподающий в данном классе, на которого возлагаются обязанности организатора, и другой – учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли экзаменатора.
Организатор заводит по одному учащемуся в аудиторию для прохождения процедуры проверки техники чтения, предоставляет учащемуся необходимый материал (бланк с текстом для чтения), а также обеспечивает порядок очерёдности прохождения учащимися данной процедуры.
Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
Текст, предлагаемый для чтения, учащийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение учащегося по истечении 1 минуты.
Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
После прочтения учащимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.
Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем-экзаменатором, содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя.
При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
По окончании беседы по содержанию прочитанного текста ученик покидает аудиторию в сопровождении организатора, а учитель-экзаменатор в это время может произвести подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполнить таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной, спокойной атмосфере.
Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся, выставлять оценки по окончании чтения (устно или в журнал).
Рекомендации по оцениванию техники чтения
В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения учащихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Перечислим данные параметры.
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Способ чтения может быть разным:
слоговым чтением,
чтение слогами и целыми словами,
чтением целыми словами,
чтением словосочетаниями и синтагмами.
В ходе проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо поставить плюс (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося.
Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.
В следующей таблице приведены нормы чтения, принятые Министерством образования При проведении мониторинга техники чтения необходимо определять результаты исходя из данных нормативов:
При заполнении таблицы результатов проверки техники чтения в графах раздела «Темп чтения» следует делать пометки, исходя из следующих правил: если количество прочитанных слов в 1 минуту меньше (больше) нормы не более, чем 5 слов, то такой темп чтения относить к норме.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
искажение звукобуквенного состава:
пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
вставка произвольных элементов в единицы чтения;
замена одних единиц чтения другими;
наличие повторов (слогов и слов);
нарушение норм литературного произношения:
орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов .Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы.
Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Понимание (осмысленность) чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
В мониторинге берется во внимание первый уровень осознания прочитанной информации.
Первый уровень предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
• значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.