Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс Защита Отечества
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Бирюсинска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: «Защита Отечества»
Предмет: обществознание
Класс: 7.
Учитель истории и обществознания
Стряпченко Татьяна Александровна
11.11.2015
Учитель: Стряпченко Татьяна Александровна
Учебный предмет: обществознание
Класс: 7 класс
Тема урока: Защита Отечества.
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Цель: опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга; показать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.
Задачи урока:
личностные: понимать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;
вырабатывать у учащихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга
метапредметные: научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника,
предметные: знать основные положения урока, термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность; узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, ознакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России; способствовать формированию у учащихся понимания перспектив военной службы; подвести учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии.
Тренируемые умения: поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, раскрытие своего понимания темы и названия произведения, отдельных слов или частей текста; анализа его логической структуры, выявления глав ной мысли, основных выводов и аргументов; комментированное чтение текста
Учебно-методическое обеспечение:
Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.
Комментарий к Конституции Российской Федерации, Москва, 2007 г.,
Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2007 г.,
Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва, 2006 г.
Наглядные пособия :
Государственные и военные символы РФ.
На службе Отечеству.
Великие полководцы флотоводцы России.
Воинские ритуалы
Маршалы Великой Победы.
Твои Герои, Россия.
Сборник основных документов по вопросам подготовки граждан РФ к военной службе. ООО «Изд. Центр – редакция «Военные знания», Москва, 2001 г.,
Старинные русские пословицы и поговорки, Москва, «Детская литература», 1984 г.,
Видеофильмы
Время реализации занятия – 1 урок - 40 минут
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический;
проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов
Элементы необходимого минимума содержания
Значение понятия Родина в жизни человека, почему защита Отечества – это и долг и обязанность; зачем нужна армия; какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке,
Формируемые и используемые учебные действия
Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса.
Классификация, обобщение и оценивание информации.
Определение и объяснение своего отношения к понятиям: армия, священный долг, патриотизм, патриот, гражданственность. Самооценка.
Дидактическое и техническое обеспечение: видеопроектор, презентация, индивид. карточки, текст Конституции, раздаточный материал.
Используемая технология: ТРКМ
Основные этапы урока
Время
Деятельность
учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Планируемые результаты
Предметные
Познава-тельные
Коммуни-
кативные
Регуля-тивные
I. Постановка темы урока
5
мин.
Создаёт условия для самостоя-тельного выведе-ния учащимися темы урока и осознанного целеполагания
Работа в парах. Определение темы урока. Запись в тетради: Защита Отечества.
(Учащиеся получают карточки с заданием)
- Составить пословицы, определить тему, на которую они подобраны.
+
II. Стадия вызова. Погружение в тему
Метод «Чистая доска»
5
Мин.
Подготовить мышление обучающихся к восприятию новых знаний и осознанию ими внутренних потребностей к построению новых способов действий. Учитель просит учеников сформулировать вопросы, которые еще им неизвестны по данной теме и таким образом определяют цели урока. Вопросы записываются на доске и по мере нахождения ответов в течение урока стираются с доски.
Отвечают на вопросы. Приводят примеры.
Составляют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в конце урока.
Когда в истории России появляется армия?
Какая армия называется регулярной; когда она была создана? (при затруднении см. учебник стр.44-45)
Зачем нужна регулярная армия?
Примеры : 1.Что означают обязанность и долг гражданина России нести военную службу в вооруженных силах России и защищать Отечество?
2. От кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни?
3.«Какая армия нужна современной России?»
+
+
+
III. Стадия осмысления.
1.Метод «Инсерт».
2.Метод «Кластер»
25
мин.
7
мин.
8 мин.
Создаёт условия для формирова-ния у учащихся знания содержа-ния конституци-онной обязан-ности граждан по защите Отечест-ва, основных обязанностей военнослужащего, роли армии в развитии госу-дарства и общества через организацию групповой работы с источниками.
Предлагает ученикам подумать
1.Осуществляется работа с текстом конституции и учебника
( маркировка текста значками по мере чтения) и делаются записи в тетради. Ученики высказывают свое мнение по проблеме: почему защита Отечества названа и долгом и обязанностью?
Ученики анализируют текст учебника, обобщают в виде заполнения кластера, делают вывод: сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.
В Конституции РФ ст.59 ч.1 написано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Записать значение в тетрадь терминов обязанность и долг.
Как вы думаете, какие угрозы возникают для нашей страны в 21в?
Учитель предлагает учащимся на основе текста учебника составить и заполнить кластер «Виды угроз для нашей страны»
+
+
+
+
Метод «ПОПС» (позиция, обоснование, подтверждение, следствие)
10 мин
Организует работу с источником. Предлагает ученикам подумать и высказать свою точку зрения на вопрос и В.В.Путина.
Ученики читают и анализируют выступление В.В. Путина на заседании коллегии Мини-стерства обороны Российской Феде-рации. Работают с тестом, проводят сравнение.
Составить письменный ответ в тетради на вопрос: « Какой должна быть современная армия в России?» высказать собственное мнение по заданной проблеме по методу ПОПС.
+
+
+
IV. Стадия размышления. Рефлексия. Метод
«Синквейн».
4 мин.
Предлагает ученикам написать синквейн.
Составление синквейна к понятию
«Воин- защитник»
индивидуальная работа.
+
+
V. Подведение итогов
1
Мин.
Предлагает ученикам оценить свою работу на уроке.
Оценивают свою работу и класса на уроке.
Нарисовать смайлик.
+
Приложение 1
ВАРИАНТ №1.
Задание 1.
Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
1.С другом по братски, что птица без крыльев.
2.После драки, туда и дорога.
3.Важен тот пост, с врагом по- солдатски.
4.Командир без воли, кулаками не машут.
5.Где тревога, на который ты поставлен.
ВАРИАНТ №2.
Задание 1.
Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
1.С другом по братски, что птица без крыльев.
2.После драки, туда и дорога.
3.Важен тот пост, с врагом по- солдатски.
4.Командир без воли, кулаками не машут.
5.Где тревога, на который ты поставлен.
Приложение 2
Метод ПОПС- формула
Я считаю, что/ Мне кажется, что/ Я согласен с / На мой взгляд -позиция
Потому что/ Так как обоснование
Например/ Я могу доказать это на примере подтверждение
Таким образом/ Поэтому/ Исходя из вышесказанного следствие
Расширенное заседание коллегии Министерства обороны
Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации.2014 года Москва
Президент обозначил приоритетные задачи в сфере обороны на 2015 год.
Первое – это завершение разработки Плана обороны на 2016–2020 годы.
Второе – это развитие всех составляющих стратегических ядерных сил, которые исключают возможность крупномасштабной агрессии против России. В 2015 году в состав стратегических ядерных сил должны поступить более 50 межконтинентальных баллистических ракет – вы представляете, какая это мощная сила. Предстоит продолжить модернизацию стратегической авиации, поставить на боевое дежурство ракетные подводные крейсеры "Владимир Мономах" и "Александр Невский".
В среднесрочной перспективе, до 2021 года необходимо полностью перевести на современное вооружение ядерные силы наземного базирования, модернизировать весь парк ракетоносцев "Ту-160" и "Ту-95МС", а также разработать стратегический бомбардировщик нового поколения.
Третье. В 2015 году необходимо завершить создание Воздушно-космических сил. Развёртывание этого нового вида Вооружённых Сил России позволит в единой боевой связке использовать авиационные комплексы, средства ракетно-космической и противовоздушной обороны, тем самым существенно повысить уровень защиты воздушно-космического пространства над Россией.
Четвёртое – это качественное усиление обороны стратегически важных регионов страны: Арктики и ряда других территорий.
15 декабря на базе Северного флота было образовано Объединённое стратегическое командование. В будущем году предстоит завершить создание военной инфраструктуры на Новой Земле, островах Котельный, Врангеля и мысе Шмидта.
Пятое. Для поддержания высокой, постоянной боеготовности нужно продолжить практику внезапных проверок. В будущем году они должны охватить все военные округа, виды и рода войск, а также соответствующие федеральные и региональные органы власти и управления.
15