Урок литературы в 8 классе на тему Друзья и дружба в творчестве Пушкина


Урок литературы в 8 классеТема: Друзья и дружба в творчестве А.С.Пушкина Выполнила : учитель русского языка и литературы МКОУ «Цветочненская СШ» Кайбуллаева Л.Р.
Тема: Друзья и дружба в творчестве А.С. Пушкина.Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина; развивать речь и лексический запас учащихся ;познакомить учащихся с друзьями А. С. Пушкина.Формировать представление об истинной дружбе, воспитывать дружеские отношения. Воспитывать эстетический вкус и интерес к поэзии А. С. Пушкина.Оборудование :на доске «Тема» закрыта; портреты в презентации:А.Пушкин,Л.Пушкин,О.Пушкина(Павлищева),В.Л.Пушкин(дядя),А.Р.Якслайдовлева,И.Пущин,Дельвиг,Кюхельбекер,2хтомник «Друзья Пушкина» ,переписка Пушкина;(см слайды)Эпиграф:1.Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен…А.С. Пушкин «19октября»2.Нет друга-ищи, а нашел-береги.Пословица Ход урока:I.Организационный этап.II.Поставка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.Слово учителя: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас! Когда я шла сегодня на урок, невольно подумала, как здорово, как правильно, что мы сегодня будем говорить о Пушки не, потому, что невозможно осенью не вспомнить о поэте. И пусть это будет пасмурный, хмурый денек или солнечный, теплый осенний день… «Унылая пора, очей очарованье ..». Мне хочется, что бы сегодня был необычный день, интересный урок…А может (давайте помечтаем)- это будет встреча с живым Пушкиным!!...И мы прикоснемся к великому поэту! А что это за шаги? Я слышу голос самого поэта… (заходит в кабинет ученик в образе Пушкина и читает стихи): Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Слово учителя: Друзья мои! Вы услышали отрывок из ст. А. С. Пушкина «19 октября», написанное в 1925 году и посвященное лицейским друзьям.Слова из этого стихотворения будут нашим эпиграфом к уроку. Я думаю вы догадались ,о ком и о чём мы с вами будем говорить.Ответы учеников(О Пушкине ,о дружбе и друзьях поэта)III.Работа над темой урока.(Презентация)1 слайд Тема урока: «Друзья и дружба в творчестве А. С. Пушкина.»2 слайд портрет Пушкина А.С.Слово учителя: Итак сегодня мы продолжим разговор о Пушкине; познакомимся с его друзьями; будем говорить о теме дружбы в творчестве поэта, анализируя его стихи.У вас было домашнее задание: вспомнить пословицы и поговорки о дружбе; назвать примеры настоящей дружбы.Личных, истинных друзей у каждого человека, даже такого отзывчивого на дружбу и чуткого к людям, как Пушкин, не столь уж много. Между настоящими друзьями должно быть, прежде всего, взаимное духовное родство, близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья Пушкина были не только людьми ,с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и он получал постоянный ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Когда мы говорим о друзьях Пушкина, на первый план ставим его лицейскую дружбу. Это: Иван Пущин (Большой Жанно),Антон Дельвиг (Тося,Султан),В.Кюхельбекер(Кюхля)(см. слайд) У самого Пушкина тоже было прозвище-Француз, Егоза. Но сегодня я вас хочу познакомить с людьми,родственными ему по крови. Это(см.слайды):дядя Пушкина- В. Л. Пушкин; сестра О. Пушкина(Павлищева);брат-Лев Пушкин. Мы вспомним и няню-Арину Родионовну. (см. слайды) .Именно эти люди и были самыми первыми друзьями поэта.А знакомится мы с вами будем через переписку А. С. Пушкина (на партах конверты с письмами в прозе и стихах).Письма-это самое святое и сокровенное для человека .Я думаю что нас с вами-почитателей таланта Пушкина-тоже можно отнести к друзьям поэта.Письмо №1Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твойНа старости в стихах поговорил с тобой.Хоть модный романтизм подчас я осуждаю,Но истинный талант люблю и уважаю…Беседуй с музами, пиши стихотворенья,Словесность русскую, язык обогащай…В. Пушкин-А. Пушкинуиюль 1830 годВопрос: Догадались ли вы кто и кому пишет?(дядя-Пушкину)Слово учителя(см. слайд)портрет В.Л. Пушкина с кратким сообщением.А вот что пишет Пушкин дядеТебе, о Нестор Арзамаса, В боях воспитанный поэт, — Опасный для певцов сосед На страшной высоте Парнаса, Защитник вкуса, грозный Вот!Слово учителя(см. слайд)портрет Ольги Пушкиной с кратким сообщением.Конверт №2Ты хочешь, друг бесценный,Чтоб я, поэт младой,Беседовал с тобойИ с лирою забвенной,Мечтами окрыленный,Оставил монастырьИ край уединенный…Но вот уж я с тобою,И в радости немойТвой друг расцвел душою,Как ясный вешний день…«К сестре» А.С ПушкинВопрос: Как вы понимаете последние 2 строки?Вывод: Мы понимаем какие тёплые, трепетные дружеские отношения были между братом и сестрой. Конверт №3 Друг мой, есть у меня до тебя просьба — узнай, напиши мне, что делается с братом — ты его любишь, потому что меня любишь, он человек умный во всем смысле слова — и в нем прекрасная душа. Боюсь за его молодость, боюсь воспитания, которое дано будет ему обстоятельствами его жизни и им самим — другого воспитания нет для существа, одаренного душою. Люби его, я знаю, что будут стараться изгладить меня HYPERLINK "http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=31&sub=5&part=1" \l "notes7" [7] из его сердца, — в этом найду выгоду.— Но я чувствую, что мы будем друзьями и братьями не только по африканской нашей крови.А.Пушкин- Дельвигу. 23 марта 1921 год(см. слайд) портрет Дельвига с кратким сообщением.Слово учителя: Пушкин очень трепетно относился к младшему брату Льву, помогал, заботился. И в ответ получал такое же внимание и поддержку (см слайд)портрет Л. Пушкина с кратким сообщением.Задание: Зачитать строки из пушкинского письма «Нравственное письмо»(см. слайд)1…Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего – предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.2…Никогда не забывай умышленной обиды – будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.3…Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.Вопрос: актуально ли это «Нравственное письмо» для нынешней молодежи?Чему оно учит?Ответы учеников.Конверт№4Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши в Петербурге летом не будут: они все едут непременно в Ревель — я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна». 6 марта 1827 годЗадание :Прочитать наизусть стихотворение «Няне»Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь:Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь.То чудится тебе...(см. слайд)портрет няни с кратким сообщением.Вопрос: А что вы знаете о няне Пушкина?
 
Слово учителя: Тему дружбы поэта нельзя рассматривать без лицейского периода, его близкие друзья: Иван Пущин , Антон Дельвиг , Вильгельм Кюхельбекер(см. слайды).Выступление заранее подготовленного ученика о Пущине.Работа с учебником. Анализ стихотворения «И.Пущину»
Мой первый друг, мой друг бесценный !И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней!Слово учителя: По жанру стихотворение относится к посланию.Послание-это произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.В пушкинское время было распространено «Дружеское послание».(Полный анализ стихотворения по схеме)
Задание: Вспомнить примеры настоящей дружбы из литературных произведений.Пословицы и поговорки о дружбе.Кто такой настоящий друг?IV. Итоги урока.Задания. Закончить предложения:Друзья Пушкина-это…Пушкин был…Дружба для Пушкина-…Я знал, что…Я понял, что…Меня заинтересовало…V. Домашнее задание(дифференцированное.): Написать послание другу. Дружеское послание Пушкину. Наизусть по выбору стихотворение о дружбе А. С. Пушкина.