Внеклассное мероприятие Знакомство со словарями
Внеклассное мероприятие "Знакомство со словарями"
1. Организационный момент
У. Сегодня необычный урок, мы отправимся в Волшебную страну.
Мы в волшебную страну отправляемся сейчас,В той стране живут слова, части речи – господа,Правит ими царь – Словарь, их великий государь.Знает, как слова писать, знает, как растолковатьВ мире все они живут, службу верную несут.По законам правит царь, стороны той государь.
2. Знакомство с темой урока
Словарь. (ученики 4 класса в костюмах словарей)
Приглашаю вас, друзья, в гости к славным словарям,Много вам они расскажут, как слова писать покажут.Все задания у вас, вам не выполнить без нас.С кем-то вы уже знакомы, а вот с кем-то первый разПознакомитесь сейчас.
Учащиеся делятся на 2 команды
У. И сегодня на уроке мы будем знакомиться со словарями на примерах стихотворений Маршака.
Царь Словарь приготовил нам маршрутные листы и желает вам успехов в Волшебной стране. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
«Успехов желаем вам в нашей странеНайдёте ответы вы в Словаре.Шагайте уверенно, смело вперёд,И к знаниям он вас всегда приведёт».Ваш Словарь
3. Правила пользования словарями
У. Послушайте загадку.
Буквенным войском своим знаменит,Он в букваре, его звать . (алфавит).
Повторяем алфавит (под музыку «Подмосковные вечера»).
Задание № 1. Чистописание.
У. На доске перед вами печатные буквы. Расположите их в алфавитном порядке, запишите строчными буквами.
А С У В Ш К Х И О Ю
Д. (а, в, и, к, о, с, у, х, ш, ю)
У. - А как вы думаете, почему мы начали наш разговор о словарях с Алфавита?
Д. Cлова в словарях расположены по алфавиту.
У. - ПРАВИЛЬНО.
У. Сегодня мы не просто ученики, а исследователи. Каждый из вас работает в своей лаборатории. В конвертах у вас на столах лежат задания, их надо выполнить, а затем озвучить результат вашего исследования.
Царь словарь
Чтоб начать исследовать разные слова,Нам ребята с вами памятка нужна. Чтоб работа спорилась, вышел результатПамятку составим мы для всех ребят.
У. Сначала нам нужен объект для исследования, как вы думаете, что это будет, если мы попали в страну Слов?
Д. Слова.
У. Правильно, значит, сначала мы их должны прочитать.
Правило первое
Прочитай слово.
У. Затем должны определить, с какой буквы это слово начинается.
Правило второе
Определи, на какую букву начинается слово.
У. Но ведь у нас их целых 33, Такие толстые все словари,И если будем мы листать страницы,То очень долго это всё продлится.
Как быть?
Д. Eзнать, на какой странице найти нужную букву.
У. Есть оглавление в каждом словаре, здесь вы узнаете на какой странице найти ту или иную букву.
У. Значит правило третье
Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
У. А если у нас несколько слов и все начинаются с одной буквы?
Например: Мама, мир, Москва, Маршак то, как быть?
Д. Определить вторую или даже третью букву.
У. Четвёртое правило гласит
Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
(На доске появляется памятка)
Памятка работы с словарём.
4. Работа с словарями
Словарь
Ученье свет, а не ученье – тьма,Твердят вам с юных лет.Чтоб правильно слова писатьСловарь пришлет привет.Вот, встречайте, первый друг.Я – Орфографический словарьВсем орфограммам государь.
Про нормы и правила письменной речи
Вам расскажу друзья,Раскрою детям я. Трудное задание придумал вам, друзья,Вы напишите буквы, используя меня.Словарных слов не перечесть.Все тайны орфографии Так окажите вы мне честь.В меня скорей вы загляните И правильно слова пишите.
У. Найдите на листочках задание № 2.
Отрывок из стихотворения Маршака «Багаж».
Дама сдавала в бгаДван,Чмодан,Саквояж,Кртину,Крзину,Кртонкуи маленькую сбачонку.
С.Я. Маршак
Впишите нужные пропущенные буквы. «Лаборатория орфограмм», пользуясь орфографическим словарём, поможет нам проверить это задание.
(Проверка. На доске)
Я - толковый ваш словарьЯ тайнам слова - государь!Я верным другом буду вамЗначения слов узнаем вместеТолковый словарь поможет намУпотребить слова на месте.Конечно, тайны языкаНе все откроются пока.
У. Задание №3. Впишите, пропущенные слова в отрывок стихотворения «Вчера и сегодня». Слова для справок даны. А лаборатория толкового словаря исследует лексические значения этих слов и расскажет нам, что они обозначают.
керосиноваястеариновая. с ведроми . с пером.
Слова для справок: лампа, свечка, коромысло, чернильница.
Д. Лампа керосиновая,Свечка стеариновая,Коромысло с ведромИ чернильница с пером.
Д. (дети зачитывают статью из словаря.)
Физкультминутка
Я – иностранных слов словарьДля иноземцев – государь!Я исполнить прошу вас любой мой каприз,Я – сэр, сеньора, мистер и мисс.Я – абажур, швейцар, метроСлова запомнить нелегко.Все иностранные словаДля вас открою только я.
У. Следующее задание № 4. Прочитайте двустишия, запишите второе двустишье в тетрадь. Подчеркните главные члены, укажите части речи, которые вы уже знаете.
Одет таким он франтом:Фуражка с красным кантом.Вчерашние афиши.Как потемнели на столбах
Исследователи лаборатории словаря иностранных слов находят значения выделенных слов. (Дети зачитывают статьи из словаря)
Я - антонимов словарьБогатой речи – государь!Как много слов противоположныхНа моих страницах, расположены. Вот враг и друг, там север – юг, Открой скорей словарь мой друг.Найдёшь Антонимы ты тут,Здесь дружно все они живут.
У. Задание № 5. Прочитайте четверостишие из стихотворения Маршака «Пожар». Найдите слова с противоположным значением. Как они называются?
Чуть только – ночью или днём – Дадут сигнал тревоги. Лихой отряд борцов с огнёмНесётся по дороге
Напишите антонимы к словам.
Веселый -.
Светлый - .
Громкий - .
(Ответы: весёлый – грустный, печальный.
Светлый – тёмный, мрачный, чёрный.
Громкий – тихий, кроткий, спокойный, нешумный.)
Физкультминутка
Я – синонимов словарьКрасивой речи – государь!Слова, которые собрались у меняБлизкие значения имеют ведь не зря.Чтоб речь твоя была богатаСобрал синонимы для вас, ребята.
Задание № 6. Подберите слова синонимы, к каждому словарному ряду
Противник, неприятель, недруг - .
Вьюга, буран, пурга, ураган -
Пауза, остановка, передышка, перемена (в школе) -
Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный -
(Слова для справок: смелый, враг, метель, перерыв)
Я – фразеологический словарьУстойчивым выражениям – государь.Звёзд с неба не хватаешь,У моря погоды не ждёшь,Козырем не ходишь, баклуши ты не бьёшь.Украсить нам родной язык помогут обороты,К которым, с детства ты привык.
У. Задание № 7. На столах лежат рисунки, подумайте какое выражение подойдёт к каждому рисунку. Без рисунков, объяснить значение фразеологизмов!!!
Картинки - фразеологизмы.
Не бросай слова на ветер.
Семь пятниц на неделе.
Москва слезам не верит.
Работать спустя рукава.
Держи нос по ветру.
Я - топонимический словарьГеографическим названьям - государьЕсли ты меня откроешь,То, узнаешь, где живёшь.Всё поведает словарьВсем названьям государь.
У. Задание № 8. Прочитайте отрывок из стихотворения Маршака «Мистер Твистер». Найдите в нём собственные имена существительные. Чем они отличаются от нарицательных имён существительных. Запишите их в тетрадь в столбик. Подберите к ним нарицательные имена существительные.
Кук – фамилия.
Париж – город.
Таити – остров.
Памир - горы.
5. Заключение
У. Вот и закончилось наше первое знакомство со словарями.
Какие словари помогли вам сегодня на уроке?
У. Ещё много словарей, о которых мы не сказали, некоторые есть и здесь.
Памятка работы со словарём
Первое правило: Прочитай слово.
Второе правило: Определи, на какую букву начинается слово.
Третье правило: Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
Четвёртое правило: Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ
«Успехов желаем вам в нашей стране
Найдёте ответы вы в Словаре.
Шагайте уверенно, смело вперёд,
И к знаниям он вас всегда приведёт».
Ваш Словарь.
Чистописание. Напишите в алфавитном порядке.
А С У В Ш К Х И О Ю
Вставьте пропущенные буквы.
Дама сдавала в бга
Дван,
Чмодан,
Саквояж,
Кртину,
Крзину,
Кртонку
И маленькую сбачонку.
( С. Я. Маршак)
Впишите слова в стихотворение. Слова для справок даны.
___________________ керосиновая,
___________________ стеариновая,
___________________ с ведром
И ______________________ с пером.
(С. Я. Маршак)
(Слова для справок: свечка, коромысло, лампа, чернильница).
Прочитайте двустишия. Спишите второе двустишье, подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.
Как потемнели на столбах
Вчерашние афиши.
(С.Я. Маршак)
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Прочитайте четверостишие. Найдите слова противоположные по значению. Как они называются.
Чуть только – ночью или днём –
Дадут сигнал тревоги.
Лихой отряд борьбы с огнём
Несётся по дороге.
Подберите антонимы к словам:
Весёлый - ________________________________________
Светлый -__________________________________________
Громкий -___________________________________________
Подберите синонимы к каждому словарному ряду.
Противник, неприятель, недруг _________________________
Вьюга, буран, пурга, ураган ____________________________
Пауза, остановка, передышка, перемена _________________
Объясните устойчивые.
Не бросай слова на ветер
Семь пятниц на неделе
Москва слезам не верит
Работать спустя рукава
Держать нос по ветру
Прочитайте отрывок из стихотворения Маршака. Найдите и выпишите собственные имена существительные. Чем они отличаются от нарицательных имён существительных? Запишите их в столбик, подберите к ним нарицательные имена существительные.
Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир –
Остров Таити,
Париж и Памир, -
Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту.
(С. Я. Маршак)