Экономический цикл и его основные фазы — элемент содержания №2.11, проверяемый на ЕГЭ по обществознанию
Экономический цикл, его основные фазы
Одной из особенностей рыночной экономики является склонность к повторению экономических явлений. Рыночная экономика развивается не по прямой, а циклически: от подъема к кризису, затем опять к подъему и снова к кризису. Период развития рыночной экономики от одного кризиса до другого называют экономическим циклом.
Экономический цикл включает в себя четыре фазы – кризис, депрессию, оживление и подъем. Главной фазой цикла является кризис (стагнация). С него начинается и им заканчивается каждый новый цикл.
Для кризиса характерны:
резкое сокращение сбыта произведенных товаров,
уменьшение прибыли у предприятий и банков,
массовое банкротство предприятий и банков,
неплатежи,
безработица.
Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может продолжаться длительное время. Для нее характерны:
низкий, но достаточно стабильный уровень производства,
высокий уровень безработицы,
бизнес постепенно начинает накапливать инвестиции,
появляются отдельные точки экономического роста.
Следующая фаза – оживление – сопровождается повышением уровня производства и некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинает повышаться спрос на потребительские товары, новое промышленное оборудование и инвестиции, растут цены.
Оживление сменяется подъемом. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле, растут цены, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы. Растет и потребительский и инвестиционный спрос, спрос на сырьевые ресурсы. Однако на фазе подъема растут и диспропорции в экономике, заложенные еще в период оживления. В результате через некоторое время снова начинается кризис, и экономика переходит к следующему циклу своего развития.
Пример
Если десять человек хотят купить машину, но только семь машин доступны, продавец может увеличить цены. Цена машин возрастает.
Люди требуют увеличения зарплаты, чтобы позволить себе купить машину. Когда цена машины выше, чем люди могут позволить себе заплатить за нее, они прекращают их покупать. Спрос на машины падает. Фабрика увольняет лишних рабочих.
Безработные люди покупают меньше чем обычно (продуктов, одежды и т.д.). Экономика идет вниз. Автомобильные дилеры предлагают свои автомобили по сниженным ценам.
Причины циклического развития рыночной экономики остаются предметом спора среди ученыхэкономистов. В настоящее время принято разграничивать причины колебаний на внешние и внутренние. Внешние это факторы, находящиеся за пределами экономической системы, внутренние находятся внутри самой экономической системы.
Внешние причины:
периодичность возникновения пятен на Солнце, приводящих к неурожаю и общему экономическому спаду.
Войны, революции.
Открытие крупных месторождений ценных ресурсов (золото, нефть).
Изобретения и инновации, позволяющие в корне поменять структуру производства.
Внутренние причины:
Колебания потребительского спроса. Возрастание спроса на предметы потребления вызывает значительный рост производства (расширение и появление новых предприятий по производству автомобилей, телевизоров, стройиндустрии). При этом происходит временное запаздывание производителей на изменение спроса потребителей. Спрос на предметы потребления уже удовлетворен, а промышленность продолжает производить (эффект «натопленной печи»).
Продолжительность срока службы промышленных и непромышленных зданий и сооружений, физический износ оборудования (каждые 10-12 лет).
«Недопотребление» населения, вызывающее отставание спроса от предложения. Причина - неравномерное распределение доходов.
Инвестирование (вложение средств в производство).
Экономическая политика государства.
Современной науке известны более 1380 типов цикличности. Наиболее важные:
Цикл Д. Китчина – 2-4 года;
Цикл К. Жугляра – 7-12 лет;
Цикл Н. Кондратьева – 40-60 лет.
Государственное антициклическое регулирование
Государство должно активно воздействовать на цикличность, чтобы уменьшить потери от экономических кризисов.
Так, в фазах кризиса и депрессии государство стремится активизировать хозяйственную деятельность. В рамках этого направления государство может увеличить финансирование на создание рабочих мест, увеличить объемы закупаемой государством перепроизведенной продукции, снизить налоги.
В периоды оживления и подъема государство принимает меры, позволяющие снизить деловую активность и уменьшить «перегрев» экономики: повысить налоги, снизить государственные расходы на финансирование экономики и государственные закупки товаров.
Заголовок 315