Задачи и предмет менеджмента
Тема: Введение. Задачи и предмет менеджмента
1.Введение
2.Общие понятия менеджмента
3.Задачи менеджмента
4.Основные направления в современном менеджменте.
1.Введение
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят:
-эффективность производства
-качество обслуживания населения.
Менеджмент обусловлен факторами, как: тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.
2.Общие понятия менеджмента
Менеджмент (англ . management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
теорию руководства;
практические способы эффективного управления, или искусство управления.
Употребляя термин “менеджмент“, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.
Термин “менеджмент“ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.
В наших условиях следует употреблять термины “организация“, “управление“ и “ администрирование”. Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.
3.Задачи и цели менеджмента
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы.
Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
разработка стратегии развития организации и реализация;
определение конкретных целей развития организации;
постоянный поиск и освоение новых рынков;
выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.
4. Основные направления в современном менеджменте.
Основными направлениями в современном менеджменте являются:
профессиональное развитие и обучение персонала;
развитие инновационного потенциала (стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления);
ориентация на качество (не только управление качеством продукции, но и повышение качества самого управления);
диверсификация (введение разнообразных форм и систем управления).
Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования от начального образования до повышения квалификации дипломированных специалистов.
Профессионализм - это синоним компетентности - обладания способностями и умением выполнять функции определенного рода. Это совокупность качеств, способных обеспечивать наибольшие результаты в соответствующей сфере деятельности: экономические, социальные и т.д.
Необходимость постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики - человек ощущает потребность в дальнейшем творческом развитии и материальном стимулировании своего труда, поэтому перед руководителем стоит несколько задач, на которые он должен обратить внимание:
- инвестировать в человеческий капитал столько же, сколько и в оборудование;
- обучать тех, кто пришел на работу;
- обучать всех технике решения проблем;
- использовать обучение в качестве инструмента доверия;
- во время кризиса затраты на обучение увеличить.
Опытный руководитель должен чутко уловить период спада деловой активности человека – это значит, необходим перевод на новый участок работы.
Система подготовки переподготовки и повышения квалификации.
Цель - обеспечение потребности в кадрах и организация пополнения.
Задачи:
-обеспечить знание и понимание особенностей социально-экономической политики государства;
-достижения уровня профессиональных знаний и умений отвечающего стандартам должностей и квалификационным требованиям;
-формирование личностных качеств для занятия должности.
Подготовка руководителей. Действующим руководящим кадрам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Потребность в качественном обновлении кадрового потенциала - естественное следствие кардинальных перемен в общественно-политической жизни страны. Особую значимость приобретает создание специальной системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Объекты планирования кадров руководителей:
- потребность в кадрах - определение дополнительной потребности в руководителях по профессиям и квалификации;
- источники кадрового пополнения - привлечение в систему работников требуемой профессии и квалификации;
- определение источников отбора и механизмов замещения должностей.
Развитие кадрового потенциала – это увязка квалификации каждого работника с требованиями, предъявляемыми занимаемыми должностями и развитие потенциала всех руководителей посредством обучения, стажировки.
Планирование карьеры - это создание предпосылок для профессионального и должностного продвижения конкретных руководителей в интересах организации и с их согласия, включая разработку индивидуальных программ их подготовки. Планирование карьеры - многообещающее средство мотивации руководителей. При этом для карьерного руководителя на весь период его службы устанавливается траектория движения вверх по служебной лестнице, а нередко и по горизонтали.
Современные системы стимулирования труда. Стимулирование - это процесс регулирующего и регулируемого воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности.
Менеджмент полимерного предприятия:
тип управления, концепция,
профессионализм
Таблица 1
Определение понятия "менеджмент"
МЕНЕДЖМЕНТ
(to manage) управлять (объезжать лошадей).
это учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Ватон.
это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережливым отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваться при этом успешного выполнения
поставленных целей.
это деятельность, направленная на наиболее рациональное осуществление цели и задач бизнеса с помощью функций управления.
это наука и искусство; это вид деятельности, позволяющий достичь поставленных целей, используя труд других людей, их интеллектуальные способности и мотивы
поведения.
Полимерная деятельность:
потребность в управлении
Управление это
вид
деятельности
воздействие
умение правильно определять, формировать и анализировать проблемы, возникающие в процессе деятельности организации
умение разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильные решения
искусство организовать людей во время трудового процесса для того, чтобы достичь поставленных целей в условиях эффективного и умелого использования ресурсов
Рис. 1 Определение понятия "управление"
Деятельность
человека
Индивидуальная
Коллективная
Общественная
Экономическая
Организационная
Социальная
Полезная
Мотивированная
Инициативная
Бесполезная
Немотивированная
Принудительная
Непрерывная
Осознанная
Физическая
Эпизодическая
Неосознанная
(поведение)
Интеллектуальная
Виды деятельности человека
Таблица 2
Ряд причин, по которым полимерное предприятие не может существовать
Почему?
Потому что
1
менеджеры обеспечивают выполнение предприятием его основного предназначения (завод производить, полимерное предприятие продавать, учебное учреждение обучать и т. д.)
2
менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и
действиями, выполняемыми на предприятии
3
менеджеры разрабатывают стратегии поведения предприятия в изменяющейся среде
4
менеджеры являются основным информационным звеном связи предприятия с его окружением
5
менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности предприятия
Таблица 3
Причины предопределяющие особенности и сложности управления полимерным предприятием
Причины
Их характеристика
1. Динамичность
системы
деятельность полимерного предприятия находится в постоянной зависимости от складывающейся конъюнктуры
2. Множество мелких разнотипных предприятий
как по объему оборота, структуре, состоянию материальной базы, применяемых методов реализации полимерного товара.
3. Объекты обслуживания
разнотипные люди по складу характера, уровню культуры, потребностям и т.д.
Непрерывность
изменений
в объеме производства продукции, в структуре товарооборота, в типизации и специализации полимерного производства.
Система управления предприятием
полимерного производства:
сущность, основные подсистемы
КОМПОНЕНТЫ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
-миссия
-цели
-задачи
- принципы управления
-функции управления
- методы управления
-виды структур
-система
органов
-кадры управления
-технические
средства управления
- содержание
(информация, коммуникации, принятие решений)
- организация
- технология
- организация и
совершенствование системы управления
- анализ экономики функционирования системы управления
- активность
-инициатива
- творчество
- учет конкретной обстановки
Системы управления
трудоемкость
емкость
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Факторы формирования системы управления
Механизмы менеджмента предприятий
полимерного производства.
Методы управления
Механизм это
1) сцепление, определяющее возможность движения;
2)совокупность рычагов воздействий.
Определение понятия "механизм"
Рычаги воздействия
ориентиры
последствия
участие
критерии
ограничения
требования
Что относится к рычагам воздействия?
Механизм управления это
Взаимодействие, сочетание различных рычагов воздей-ствий, которое может фор-мироваться стихийно, но ко-торое может формировать и созидательно, т. к. все свя-зано с комплексом интересов человека.
Т. о., в понятие «механизм управления» следует включить такие качества человека, которые активизируют его деятельность, направляя во благо предприятия (см. рис. 5.4.).
Определение понятия "механизм управления"
ПОТРЕБНОСТИ
ЧЕЛОВЕК
ИНТЕРЕСЫ
МОТИВЫ
СТИМУЛЫ
УСТАНОВКИ
ЦЕННОСТИ
ОПАСЕНИЯ
АКТИВНОСТЬ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭНТУЗИАЗМ
Факторы активности человека
Принципы формирования и
использования механизма управления
в полимерном производстве
Соответствие цели интересам,
мотивам и стимулам
Групповая динамика (человек социальная группа)
Обеспечение целевой деятельности (мотивация)
Гармонизация средств
и методов управления
Распознавание и возмож-
ное обогащение средств
воздействия
Выбор стиля управления
Корректировка методов
по времени, уровню
развития и т. п.
Нравственность
Принципы формирования и использования механизма управления
Искусство УД
Механизм развития СУ
Структура управления
Механизм управления
Комплекс факторов формирования системы управления
Объект
управления
Цель
управления
Функции
управления
полномочия
информация
Технические
Заголовок 115