Урок русского языка в 10 классе по теме «Служебные части речи»
Открытый урок русского языка в 10 классе
Тема «Служебные части речи»
Цели:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся
- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;- работать в группах;- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;- систематизировать материал в кластер.
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Задачи:
создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Служебные части речи: способствовать развитию аналитических умений при работе с публицистическим текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы; способствовать воспитанию патриотических чувств, осознания причастности к судьбе своей страны, ответственности, гордости, любви к Родине; активной жизненной позиции. Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку, тексты с заданиями, ОСК, карточки эмоционального состояния, карточки самооценки и оценки работы на уроке группой
Методы:
словесно-наглядный;
практический;
проблемный;
частично-поисковый;
аналитический.
Применяемая технология: РКМЧ
Стратегии, используемые на уроке:
“ Кластер”,
таблица “ Знаю- Хочу знать – Узнал”,
“ Мозговой штурм”.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"
I. Вводная часть урока
1. Звучит песня Юты “Сильные люди»
2. Слово учителя
Образ Родины для каждого из нас – не расплывчатое понятие, общее, неконкретное. Родина для каждого начинается с очень конкретных и малых вещей: с запахов отчего дома и красок леса, с плеска волн малой речки и журавлиного курлыканья в осеннем небе. “Я родился и вырос в Казахстане, в селе Никольском, и знаю все его уголки и окрестности, имена славных тружеников сельского хозяйства.
Я- русский, но живу я в Казахстане,
Я здесь родился, здесь моя земля,
Мои дожди, покосы и туманы,
Мои берёзы и мои поля”.
3. Беседа с классом
-Что вспоминаете вы, думая о своей Родине? (Мама, моё село, школа, степь, акын, домбра, пшеничное поле…)
- Никто не возьмётся перечислить всего того, что стоит за этим емким словом - Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился и живёшь со своими родителями, общаешься с друзьями. Как называется то место, где вы родились и живёте сейчас? (с.Никольское)
II. Стадия вызова.В текстах, с которыми вы будете работать по теме, поставлены достаточно серьезные и актуальные проблемы. Они связаны с нашей родиной, с нашим будущим. Это выдержки из «Послания Президента РК народу Казахстана»«Мы приняли «Стратегию – 2050», чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны»,- говорит в своём Послании Президент. - Ребята, а как вы понимаете слово «стратегия»? Какие ассоциации возникают? Составьте кластер
(ответы учащихся).
38030152667000131000578105002328304159828 Стратегия
00 Стратегия
Модель действийПлан
17843506681800380342213621300ПрограммаСпособ достижения цели
- Стратегия – это программа конкретных практических дел, которые день за днём, из года в год будут делать лучше страну и жизнь казахстанцев.
- Что обозначает логотип Послания (Рассказывают)
- Ребята, как вы понимаете эту фразу «крепко держать в своих руках штурвал будущего страны» (ответы учащихся Идти твердо и уверенно к намеченной цели). Правильно, ребята. Стратегия – 2050 позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели. - А какова главная цель нашего государства? (ответы учащихся) - Наша страна должна войти в число 30-ти развитых стран мира. Это наша главная цель, и мы идём к ней по правильному пути, ведь успех является всеобщим. «И надо понимать, что не надо ждать манны небесной, а эффективно трудиться. А задача государства – создавать для этого все условия», - подчёркивает Президент. - А как вы понимаете крылатое выражение «не ждать манны небесной? (ответы учащихся). Вот и мы сегодня с вами будем трудиться, вспоминать и обобщать знания по теме «Служебные части речи», чтобы успешно сдать ЕНТ.III. Стадия осмысления 1. Запись в тетрадь темы
«Мозговой штурм»
-Вы разделились на три группы по количеству служебных частей речи «Предлоги», «Союзы», «Частицы». Задание каждой группе: заполните 2 колонки таблицы ЗХУ, рассматривая ОСК по теме
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Ответы учащихся (по одному из каждой группы)
У: Хорошо, Вы не так мало знаете по теме. Допишите 3 колонку таблицы ЗХУ . А теперь поработаем с текстами.
Текст для группы «Союзы»
1)Казахстан ХХI века – страна, созданная с «нуля» всего за два десятилетия талантливым, трудолюбивым, толерантным народом! 2)Это наше общее детище, которым мы гордимся! 3)Это наше великое творение, которое мы беззаветно любим! 4) Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны. 5)Сегодня по долгосрочным планам работают многие успешные страны - Китай, Малайзия, Турция. 6)Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. 7)Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия. 8)Стратегия-2050, как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели. 9)Это означает, что мы ежегодно, а не через 30-50 лет, будем улучшать жизнь людей. 10) Утверждение здорового образа жизни и развитие медицины позволит увеличить продолжительность жизни казахстанцев до 80 лет и выше. 11) Казахстан станет одним из ведущих евразийских центров медицинского туризма. 12)Завершится формирование передовой национальной образовательной системы. 13)Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания людей стран мира. 14)Мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок – это основа развитой страны. 15)В Концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы.
Задания
-Прочитайте текст. Определите стиль текста (публицистический), назовите особенности этого стиля (употребление СПП, общественно-политическая лексика, устойчивые обороты и выражения созданная с «нуля», путеводный маяк, держали в своих руках штурвал будущего страны, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические восклицания))-Выпишите союзы в два столбика сочинительные и подчинительные. Какую роль они играют во 2, 3 и 4 предложениях, а какую в 7 и 9?
-Расскажите о правописании союзов. Объясните правописание выделенного слова в 4 предложении.
-Объясните знаки препинания в 1 предложении
-Постройте схему 7 предложения, определите вид предложения.
Текст для группы «Предлоги»
Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. 2) Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. 3) Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. 4) К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. 5) Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. 6) В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. 7) Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. 8) Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. 9) В течение ближайших трех лет, до 2017 года, нужно устранить проблему нехватки учебных мест и перевести все школы страны на двухсменное обучение там, где это необходимо.
Задания
-Прочитайте текст. Определите стиль текста (публицистический), назовите особенности этого стиля (употребление СПП, общественно-политическая лексика)
-Расскажите о правописании предлогов. Как их нужно отличать от самостоятельных частей речи?
-Найдите в тексте предлоги. К какой группе (по происхождению) они относятся?
-Объясните знаки препинания во2 и 7 предложениях
-Постройте схему 9 предложения
Текст для группы «Частицы»
В рамках второй и следующих пятилеток следует основать отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего. 2) Обеспечить перевод на инновационные рельсы агропромышленный комплекс. 3) Это значит, что нынешние фермеры должны заботиться о росте производства, а не довольствоваться краткими достижениями.4) Сельскохозяйственные угодия будут отдаваться в аренду только с учётом инвестиций и внедрения передовых технологий. 5) Инвестиции - это совокупность затрат, которые реализуются в виде долгосрочных вложений государственного или частного капитала в разные отрасли зарубежной или национальной экономики. 6) Пусть Казахстан станет одним из крупных региональных экспортёров мясной, молочной и других продукций земледелия, т. е. будет поставлять продукцию за границу.
7) Нужно создавать совместно с иностранными компаниями проектные и инжиниринговые центры. 8) Не завозить оборудования из других стран, а производить у нас в стране.
9) Вовлечь наших граждан с ограниченными возможностями в активную жизнь, по возможности трудоустроить, чтобы они не просто получали пособия, а осознавали себя членами общества. Задания
-Прочитайте текст. Определите стиль текста (публицистический), назовите особенности этого стиля (употребление СПП, общественно-политическая лексика, устойчивые обороты и выражения, употребление форм повелительного наклонения)
-Найдите в тексте частицы, определите разряд
-Объясните знаки препинания в 3 и 5 предложениях
-Дайте определение слову ИНЖИНИРИНГ
ИНЖИНИРИНГ - сфера деятельности по проработке вопросов создания объек-тов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг. К основным видам ИНЖИНИРИНГА относятся услуги предпроектного (пред варительное исследование, технико-экономические обоснования), проектного(составления проектов, генплановых схем, рабочих чертежей и т.п.), послепроектного (подготовка контрактных материалов, торгов, инспекция строительных работ и т.п.) характера, а также рекомендательные услуги по эк сплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции. В современныхусловиях роль ИНЖИНИРИНГА как объекта международной торговли быстро возрастает. Экспорт ИНЖИНИРИНГА осуществляется многими крупными специализи рованными фирмами, международными и транснациональными строительными ипромышленными компаниями. Обычно помимо ИНЖИНИРИНГА эти фирмы осущест вляют экспортные поставки машин и оборудования. Международная торговля ИНЖИНИРИНГА оформляется в форме контракта, оговаривающего технические, организационные и коммерческие условия, и представляющего, по существу, разновидность заказа на соответствующие услуги.
Выступление групп.
IV. Стадия рефлексии
-Что вспомнили по теме урока?
-Что вызвало сомнение? Почему?
V. Подведение итогов
Слово учителя
Президент всегда последователен в своих обращениях и выступлениях. Вот и в нынешнем Послании много было сказано о единстве нации, мире и согласие в нашем обществе, общности истории, культуры и языка, общенациональных ценностях. Это необходимые условия для развития нашей страны, в которой всегда ценились взаимоуважение и умение сообща добиваться поставленных целей. Пусть так будет и впредь.
– Нурсултан Абишевич Назарбаев в каждом своем обращении к народу Казахстана уделяет огромное внимание молодежи. В Послании Лидер нации отметил, что с 1 января 2016 года будет увеличен размер стипендии для студентов на 25%. К тому же с 1 июля 2015 года ожидается повышение заработной платы работникам здравоохранения до 28%, образования – до 29%, соцзащиты – до 40%, что, безусловно, станет стимулом для молодых специалистов и выпускников учебных заведений.Перед нами стоят конкретные цели и задачи. Мы должны быть едины, чтобы пройти этот путь достойно. Ведь единство казахстанского общества является главной движущей силой нашего независимого государства.
Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
Обратная связь
В конце урока поводится тот же цветовой тест, что и в начале урока
-Вы отлично поработали. Спасибо!