Конспект урока по русскому языку в форме КВН по теме Служебные части речи (7 класс)
Урок русского языка в форме КВН по теме «Служебные части речи»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Служебные части речи»
Этапы урока:
Приветствие команд
Конкурсные задания
Физкультминутка
Подведение итогов
Рефлексия
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день ребята и уважаемые гости. Рада вас видеть на уроке русского языка. Урок наш пройдет необычно, а в форме игры-КВН, которая будет посвящена «Служебным частям речи».
Сегодня мы докажем, что служебные части речи очень полезные в нашем с вами человеческом общении.
Как положено, в любой конкурсной игре, нужно выбирать жюри. И членами жюри будут наши уважаемые гости (приветствие жюри). Они будут оценивать игру, а мы незамедлительно к ней приступаем.
Конкурс «Приветствие» (Домашнее задание)
В этом конкурсе каждая команда представляет свою эмблему, девиз, значимость и важность своей части речи. (Жюри оценивает макс. балл 5)
«Разминка» «Шарады»
Кто сможет объяснить, что такое шарады?
Шарады-это род загадки, в которой слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом (например, «семь-я») и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок. (Сейчас один участник из каждой команды возьмет задание и разгадает шараду). Задание усложняет тем, что разгадав шараду, вы должны дать определение угаданному слову.
Задания:
1 карточка
Приставка пред с неполногласным сочинением.
Корень существительного логово (дайте определение этому слову)
Предлог –это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
2 карточка
Возьмите предлог-антоним предлога на (на урок)
Добавьте окончание имени прилагательного женского рода единственного числа в творительном падеже.
Присоедините парный согласный звук с (Дайте определение этому слову)
Союз-служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
3 карточка
Возьмите мягкий шипящий согласный звук.
Добавьте окончание существительного 1 склонения в именительном падеже.
Добавьте корень числительного сто.
Добавьте суффикс слова курица
Окончание у этого слова такое же, как у существительного улица (Дайте определение этому слову).
Частица-это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
(При оценке этого конкурса жюри учитывает быстроту ответа и правильность определения. макс. балл 5)
3 конкурс «Угадай-ка»
Этот конкурс ребята устраивают между собой. Команды заранее готовят вопросы своим соперникам (1 балл за каждый правильный ответ)
4 конкурс «Конкурс капитанов»
Приглашаются капитаны команд. Вопрос задается всем капитанам, кто первый поднимает руку, тот и дает ответ. Если ответ будет неполным, то другие имеют право ответить, дополнить. (Жюри оценивает количество и качество ответов) (1 правильный ответ-1балл)
Вопросы:
Какое отношение между ловами выражает предлог в словосочетании («столкнуться вследствие невнимательности»)?
Ответ: (причина)
Переделать предложение так, чтобы оно стало антонимичным предлагаемому «Я уехал в Крым»
Ответ: («Я вернулся из Крыма»)
С каким падежом употребляется предлог над?
Ответ: с творительным.
С каким падежом употребляется предлог «благодаря», «согласно», «вопреки»?
Ответ: с дательным
На какие 2 разряда делятся союзы?
Ответ: сочинительные и подчинительные.
Привести пример предложения с использованием союза «зато» и омонимичной ему приставкой с местоимением.
Ответ: Собака побежала за то дерево. Дорого, зато мило.
Какое значение у частицы ни?
Ответ: усилительное.
Как образуются производные предлоги?
Ответ: Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые утрачивают при этом свое лексическое значение и морфологические признаки.
Какие частицы пишутся через дефис?
Ответ: кое-(кой), -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка, -кась, -так, -де, -с, -ста.
Н/р кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, ну-ка, все-таки, дай-кась, ну-тка, ну-тко, говорил-де, позвольте-с
На какие разряды делятся частицы?
Ответ: формообразующие и смыслоразличительные.
Физкультминутка
5 конкурс «Копилка»
Назовите фразеологические обороты, в которые входили бы частицы (например: не покладая рук, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни ответа ни привета) (За каждый правильный ответ-1балл)
6 конкурс «Словарная работа»
Команды должны записать словарные слова (участники записывают слова под диктовку по очереди (по цепочке))
Далеко не весело
Вовсе не страшно
Во что бы то ни стало
Ни разу не сказал
Как ни в чем не бывало
Далеко не случайный ответ
7 конкурс «Вставьте вместо точек не или ни»
Отец … раз говорил мне о своем желании поехать в горы.
Кругом нет … деревца.
Я … разу … был в горах.
Кто … читал эту книгу, всем она понравилась.
Я … слышал … звука.
Что бы вы … делали, делайте добросовестно.
(команды меняются записями, проводят взаимопроверку, и передают жюри) (1 правильный ответ-1 балл).
Подведение итогов «продолжи фразу»
Итак, мы подошли к концу нашей игры. Пока жюри подводит итоги, я попрошу вас продолжить фразы которые вы видите на слайде.
Оценки жюри, награждение победителей.
Ребята, хочу поблагодарить вас за интересную работу, было очень приятно с вами работать, запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.
Д/з: Подготовить словарный диктант по теме «Служебные части речи».
Приложение
карточка
1.Приставка пред с неполногласным сочинением.
2.Корень существительного логово
(дайте определение этому слову)
карточка
1.Возьмите предлог-антоним предлога на (на урок)
2.Добавьте окончание имени прилагательного женского рода единственного числа в творительном падеже.
3. Присоедините парный согласный звук с
(Дайте определение этому слову)
карточка
1.Возьмите мягкий шипящий согласный звук.
2.Добавьте окончание существительного 1 склонения в именительном падеже.
3.Добавьте корень числительного сто.
4.Добавьте суффикс слова курица
5.Окончание у этого слова такое же, как у существительного улица
(Дайте определение этому слову).
конкурс «Вставьте вместо точек не или ни»
1. Отец … раз говорил мне о своем желании поехать в горы.
2. Кругом нет … деревца.
3. Я … разу … был в горах.
4. Кто … читал эту книгу, всем она понравилась.
5. Я … слышал … звука.
6. Что бы вы … делали, делайте добросовестно.
конкурс «Вставьте вместо точек не или ни»
1. Отец … раз говорил мне о своем желании поехать в горы.
2. Кругом нет … деревца.
3. Я … разу … был в горах.
4. Кто … читал эту книгу, всем она понравилась.
5. Я … слышал … звука.
6. Что бы вы … делали, делайте добросовестно.
конкурс «Вставьте вместо точек не или ни»
1. Отец … раз говорил мне о своем желании поехать в горы.
2. Кругом нет … деревца.
3. Я … разу … был в горах.
4. Кто … читал эту книгу, всем она понравилась.
5. Я … слышал … звука.
6. Что бы вы … делали, делайте добросовестно.
6 конкурс «Словарная работа»
Команды должны записать словарные слова (участники записывают слова под диктовку по очереди (по цепочке))
Далеко не весело
Вовсе не страшно
Во что бы то ни стало
Ни разу не сказал
Как ни в чем не бывало
Далеко не случайный ответ