Логопедический кружок Говорю правильно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 314.










Программа НОД «Говорим правильно».



Руководитель: Щепалова
Вероника Витальевна




2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Программа логопедического кружка «Говорим правильно» по развитию и коррекции речи составлена для детей 4-5 лет, которые еще не посещают логопедическую группу или логопедические занятия на логопункте.
При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и других авторов, а также собственные разработки по развитию мелкой моторики у детей с нетрадиционными предметами.




Цель программы – совершенствование и коррекция  звуковой стороны речи детей 3-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса  и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Основные задачи:
Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики,  самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Программа логопедического кружка «Говорим правильно» рассчитана на обучение детей в возрасте от 4 до 5 лет, имеющих речевые недостатки. Программа рассчитана на 1 год обучения и будет реализовываться на базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 314, г.Н Новгорода.
Количество занятий в неделю: 1
Количество занятий в месяц: 4.
Количество занятий в год: 36.





График работы кружка «Говорим правильно»на 2015-2016 год


Мероприятия
Количество дней в неделю
Время проведения
Ответственный

1
Логопедический кружок «Говорим правильно»
1 раз в неделю
15.35-16.05 часов
Щепалова В.В.




Формы проведения занятий и методы:
фронтальные и подгрупповые;
рассматривание разнообразных игрушек;
составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
дидактические подвижные игры на звукоподражание;
драматизация сказок и произведений;
заучивание считалок, загадок и стихов;
использование мультимедиа;
песочная терапия,  пальчиковый сухой бассейн и т.п.






Перспективный план занятий НОД «Говорим правильно».

 
сентябрь






№/п
Развитие
артикуляционного
аппарата
Развитие мелкой моторики рук
Развитие
фонематического
 слуха
Развитие дыхания
Развитие связной  речи, обогащение словаря

1.
Артик. упр. для губ и языка с картинками стихами.
Упр. «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки» и др.
Упр. «Послушаем звуки вокруг нас»
Упр. «Сдуй ватный шарик»
Повторение стихотворений  
А. Барто из серии «Игрушки»

2.
Артик. упр. для губ и языка с картинками и стихами.
Упражнения со шнуровками «Зашнуруй сапожки».
Упр. «Определи 1-й гласный звук в слове»
Упр. «Подуй на цветок»
Повторение стихотворений А.Барто из серии «Игрушки»

3.
Динамические артик. упр. для губ и языка.
Упр. «Где комарики живете?», повторение упр. без стихов.
Упр. «Узнай по губам, какой звук я хочу сказать»
Упр. «Загони мяч в ворота»
Пересказ сказки «Колобок», с показом н/театра

4.
Динамические артик. упр.  для губ и языка.
Упр. со шнурками «Продень шнурок в пуговицу»
Упр. «Принеси картинку с заданным звуком»
Упр. «Подуй на полоску бумаги»
Пересказ сказки «Теремок»», с показом н/театра

октябрь
Артик, упр. для быстрой переключаемости языка
Упр. «Жуки», «Змейки», «Птицы», без стихов.
Упр. «Большие и маленькие насосы»
Упр. «Сдуй листок»
Пересказ сказки «Волк и семеро козлят», с показом н/театра

1.
Арт. упр. для быстрой переключаемости языка.
Упр. с желудями, пост роить фигуры: змейка, бусы, гусеница и т.п.
Упр. «Жучки и комарики»
Упр. «Сдуй бабочку со цветка»
Закрепить приметы и признаки осени, рассмотреть картинки.

2.
Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др.
Упр. «Мы писали», повторение «Где комарики живете?»
Упр. «Змейки большие и маленькие»
Упр. «Лодочки плывут по реке»
Д/игра «Когда это бывает?» (времена года)

3.
Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др.
Упр. с желудями, насыпанными в ёмкость
Упр. «Послушай и назови, кто издает звук?»
Упр. «Подуй на шарик»
Подбор эпитетов к слову «Осень», д/игра «Подбери картинку».

4.
Знакомство с органами артик. аппарата,  упр. для язычка и губ.
Упр. со стихами «Мальчик с пальчик»,  упр. «Грабли»
Различение неречевых звуков
Упр. «Сдуй пушинку»
Внесение и описание мягкой игрушки – мишки, заучивание  стих.

ноябрь
Повторение упр. для челюстей
Упр. «Ёжик», повторение упр. с карандашами
Упр. « Угадай, кто кричит?»
Упр. «Подуй в бутылочку»
Описание мягкой игрушки кошки, зауч. «Кисонька- Мурысонька»

1.
Арт. упр. для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок»
Упр. «Скачет зайка косой», повт. упр. со стихами.
Игра «Телефон», различение в начале слова гласных звуков
Упр. «Загони мяч в ворота»
Д/игра «Волшебный мешочек», различение овощей и фруктов

2.
Повторить упр. для губ, добавить новые
Упражнения с разноцветными прищепками
Упр. «Большие и маленькие барабаны»
Упр. «Сдуй шарики»
Описание игрушки ёжика, зауч.  потешки «Жадина»

3.
Комплекс арт. упр. для губ, с использ.  карточек
Упр. со стихами «Капуста», повторение  «Семья», «Зайка»
Д/игра «Колокольчики Динь-Дон»
Упр. «Сдуй бабочку»
Д/игра «Собери овощи и фрукты в  корзины» , классификация.                                                                                            

4.
Артик. упр для губ и языка, «Наш забавный язычок», разучивание.
Массаж с еловыми шишками, со стихами
Упр. «Комарики летают и звенят»
Упр. «Корабли
плывут по морю»
Закрепить названия домашних и диких животных.

декабрь
Комплекс артик. гимнастики для языка с карточками
Массаж с еловыми шишками, повторение упр. со стихами.
Упр. «Жуки и комарики»,  различение звукоподр.
Упр. «Подуй на одуванчик»
Д/игра «Чьи детки?», закрепить названия детенышей.

1.
«Сказка о Веселом язычке»,
Арт.  гимнастика для губ и языка
Упр. «Где комарики живете?»
Упр. «Накачаем шину насосом»
Упр. «Сдуй снежинку»
Описание мягкой игрушки слона, стих. «Спать пора», А. Барто

2.
«Сказка о Веселом язычке», чередование упр. «Слоник», «Лягушка»
Разучивание упр. Ты кто?», повторение «Комарики»
Д/игра «Кто позвал?»
Упр. «Загони мяч в ворота»
Упр. «Закончи предложение» - ежонок будет(Ежом) и т п.

3.
«Сказка о Веселом Язычке» ,артик. упр. для языка и губ.
Разучивание  комплекса пальчиковой гимнастики
 Д/игра «Поезд», на звукоподраж.
Упр. «Сдуй бабочку с цветка»
Знакомство с оттенками цветов: голубой, оранжевый.

4.
«Сказка о Веселом язычке»,
артик. упр.  для губ и языка.
Массаж с бигудями-липучками, со стихами.
Упр. «Часы» (бим-бом, тик-так, трин-трин)
Упр.«Пускание мыльных пузырей»
Познакомить с оттенками цветов: розовый, фиолетовый

январь
«Сказка о Веселом язычке»,
добавить новое упр. «Катушка»
Пальчиковая гимнастика, добавить упр.  «Этот пальчик»
Д/игра «Кто позвал?» (изменённым гол.)
Упр. «Сдуй снежинку»
Описание мягкой игрушки – зайца, стих «Зайка» А. Барто

1.
«Сказка о Веселом язычке», добавить упр. для челюстей.
Массаж с бигудями-липучками, упр. «Этот пальчик», повторить.
Д/игра «Кто в домике живет?»
Упр.»Подуй в бутылочку»
Закрепить оттенки цветов, найти эти цвета в одежде у детей

2.
«Сказка о Веселом язычке», добавить упр. «Грибок»
Упр.  с массажными расческами, повторить упр. со стихами.
Упр. «Индюшка и индюшата»
Упр. «Подуй на полоски бумаги»
Описание образной игрушки Петрушки, разучить загадку.

3.
«Сказка о Веселом язычке», добавить упр. «Маляры»
Пальчиковая гимнастика, добавить упр. «Солнышко»
Упр. «Большие и маленькие колокольчики»
Упр. «Сдуй кольца у клоуна»
Познакомить с оттенками цветов: серый, салатный.

4.
«Сказка о Веселом язычке», добавить упр. «Киска сердится»
Повторить упр. с массажными расческами.
Упр. «Лошадки скачут»
Упр. «Сдуй пушинку»
Описание образной игрушки совы, п/игра «Совушка-сова»

февраль
Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок»
Упр. со стихами «Кулачки – ладошки»
Упр. «Часы», различение звукоподражаний
Упр. «Подуй на ленточки»
Описание резиновых игрушек, сравнение с мягкими.

1.
Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок»
Упр. с грецкими орехами
Упр. на различен.
Звуков «Жуки», «Комарики»
Упр. «Сдуй шарик»
Описание мягкой игрушки мышки, зауч. Стихотворения.

2.
Артик. гимнастика с использованием  домика с язычком.
Упр. «Замок», повт. «Кулачки – ладошки»
Упр. «Насосы», «Змеи шипят», различение звуков
Упр. «Кораблики плывут»
Описание мягкой игрушки обезьяны, загадка.

3.
Артик. гимнастика с использованием  домика с язычком.
Упр. с маленькими волчками
Упр. Лошадки», «Поезд», различ.
звукоподражаний
Упр. «Сдуй снежинку»
Описание мягкой игрушки бычка, стих. «Бычок», А. Барто.

4.
Арт. упр. с использованием карточек со стихами.
Упр. «Вот Семен-большак», повторение «Замок».
Упр. «Звуки заблудились»
Упр. «Загони мяч в ворота».
Повторение стихот.  А. Барто из серии «Игрушки»

март
Артик. гимнастика + пальчиковая гимнастика
«Стенка, стенка»
Упр.  «Мы солдаты»,  повторение «Этот пальчик»
Упр. «Живые звуки», «Озеро», урок № 2
Упр. «Подуй в бутылочку»
Д/игра «Узнай мебель по описанию»

1.
Артик. гимнастика + пальчиковая гимнастика
«Стенка, стенка»
Упр. в пальчиковом бассейне (горох)
Упр. «Закончи рифму»
Упр «Сдуй листочек»
Упр. «Назови части предмета»  (мебели)

2.
Арт. упр.  «Новая сказка о Веселом язычке»
Повторение упр. «Мы солдаты», «Капуста», «Белка» и др.
Упр. «Живые звуки», урок № 6
Упр. «Подуй на полоски бумаги»
Закрепить название посуды в д/игре «Найди и назови».

3.
Арт. упр.  «Новая сказка о Веселом язычке»
Упр. «Найди предмет», зарытый в фасоли.
Упр.  «Живые звуки», Урок № 7
Упр. «Сделай желобок и подуй»
Д/игра «Найди предмет по описанию» (посуда)

4.
Арт. упр.  «Новая сказка о Веселом язычке»
Упр. «Кулак, ладонь, ребро», мелено, затем быстрее.
Упр. «Живые звуки», «На полянке»
Упр. «Сдуй ватный шарик»
Упр. «Назови части целого», (посуда).

апрель
Комплекс арт. гимнастики с использованием матрешек с движущимися язычками.
Упр.  – рисование пальцами на песке загадочных фигур.
Упр. «Идут животные»(слоны, поросята, ежата)
Упр. «Пусти лодочку по воде»
Д/игра «Назови части посуды», загадки о посуде

1.
Комплекс арт. гимнастики с использованием матрешек
движущимися язычками.
Упр. «Грачи» - заучивание, повторение «Мой мизинчик»
Упр. «Позови свою маму»
Упр. «Чья ба бочка   дальше полетит»
Упр. «Закончи рифму», по произведению «Федорино горе».

2.
«Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика
Д/игра «Найди предмет» - зарытые в песке.
Упр. «Слово заблудилось»
Упр. «Надуем мяч»
Закрепить название перелетных птиц.

3.
«Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика
Упр. «Работа», повторение «Грачи»
Игры с заданиями на звукоподражание
Упр. «Загони мяч в ворота»
Закрепить название зимующих птиц

4.
«Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика
Д/игра «Найди такой же предмет» - зарытый в песке.
Упр. «Спой разные песенки»  (ла-ла-ла, ля-ля-ля)
Упр. «Подуй на листок»
Д/игра «Найди картинки птиц и назови»

май
Комплекс арт. гимнастики «Наш забавный язычок»
Упр. «Волнушки», повторение считалок Т. Коти
Упр. «Звуки заблудились»
Упр. «Сдуй бабочку с цветка»
Д/игра «С какого дерева семена?», загадки о деревьях.

1.
Комплекс арт. гимнастики «Наш забавный язычок»
Упр. «Раз малинка, два малинка», повторение «Волнушки».
Упр. «Слово заблудилось»
Упр. «Сдуй кольца у клоуна»
Познакомиться с новыми деревьями: клён, липа, закрепить  

2.
Арт. гимнастика со стихами и упр. с пальчиками
Упр. с деревянными палочками «Музыканты»
Упр. «Большие и маленькие колокольчики»
Упр. «Подуй на одуванчик»
Закрепить названия кустарников, рассмотреть картинки

3.
Арт. гимнастика со стихами и упр. с пальчиками
Упр. с деревянными палочками »Музыканты»
Упр. «Повтори цепочку слогов»
Упр. «Надуй шарик»
Д/игра «С какого кустарника листок?»

4.
Арт. гимнастика со стихами и упр. с пальчиками
Упр. «Пчелы и мишка», повторение считалок Т. Коти
Упр. «Закончи рифму»
Упр. «Сдуй ватный шарик»
Заучивание
стих. «Дуб», повторение «Ива», И. Токмаковой.




















Список используемых источников:
Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург: «КАРО», 2000.
Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.
Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: «АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.
Коти, Т. Ю. Считалки. – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. – с. 10.
Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.:  Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.
Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001.

15