Доклад на тему Офтальмотренажёр — средство профилактики и коррекции нарушения зрения у учащихся

средство профилактики и коррекции нарушения зрения учащихся.



















Применение офтальмотренажеров
Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
Особое внимание необходимо обращать на детей, входящих в группу риска. К сожалению, данные неутешительны: у 80% детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения, а также нарушается рефракция. Перед нами стоит важная задача: сохранить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли. Профессор Г.Г. Демирчоглян пишет: «Педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения». В связи с этим необходимо уделять большое внимание охране и гигиене зрения детей, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного. Зрительную гимнастику необходимо проводить не менее 2 раз в день в течение 3-5 минут на уроках чтения, на самоподготовке.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- всегда снимать очки;
- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;
- следить за дыханием, оно должно быть глубоким  и равномерным;
- сосредоточить все внимание на глазах;
- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.
Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи. Особая роль отводится офтальмотренажерам.
Применение офтальмотренажеров позволяет решить следующие коррекционно-развивающие задачи:
Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз).
Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.
Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)
На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

«Птичка»
Летели птички, (Прослеживание
Собой невелички. глазами за предметом по кругу.)
Как они летели, (Вправо-влево.) все люди глядели.
Как они садились, (Вверх-вниз.) все люди дивились.

«Лошадка»
Мы поскачем
на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо-влево. (Вправо-влево.)
Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами
Офтальмотренажеры помогают улучшить зрение, сами по себе интересны для детей.
Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером 1x2 м) изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб. Толщина линии - примерно 1 см. Плакаты размещаются выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагается «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу».
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя. Учитель предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз.

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере

Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмотренажером. Учитель медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.
Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Учитель следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.
Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Коррекционное игровое упражнение «Штурман»
Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навыки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению направления.
Ход упражнения. Учитель распределяет роли: один ребенок - «водитель», а другой - «штурман» (указать детям начало и конец пути цветными ориентирами). Водитель с помощью указки передвигается по игровому полю по словесной инструкции штурмана, например: «Едем вверх, затем направо...». Задача штурмана - проследить правильность движения водителя. После окончания игры игроки меняются ролями. Вариант игры. Указку можно заменить маленькой машинкой.

Работа с карточками (метод В.Ф. Базарного)
Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Необходимо учить детей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагается посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.
На стенах (доске) можно расположить силуэтное изображение предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленной парты (стола). На занятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку-ответ на вопрос педагога или на загадку. Картинки соответствуют теме урока и объединены общим сюжетом.
Данный тип упражнения заключается в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям с одновременным вращением головой и туловищем: все упражнения выполняются в позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середине урока, 1,5-2 минуты.
Упражнения на расширение зрительно-пространственной
активности
(на больших офтальмотренажерах, расположенных на стене или потолке)
В школе можно разработать и изготовить большие офтальмотренажеры для детей, внести в них игровой и познавательный сюжет; при этом размер настенных панно должен составлять от 2 до 5 м (методика В.Ф.Базарного). Можно создать большие настенные панно: «Волшебные часы», «Полет бабочек», «Город геометрических фигур», «Бегущие человечки», «Дорожное движение», «В гостях у сказки», «Путешествие по Африке», «Разноцветные дорожки», «Радуга» . На потолке нарисовать разноцветные силуэты бабочек и птиц. Методика проведения упражнений и занятий на больших тренажерах аналогична методике проведения упражнений с малыми тренажерами. Учитель должен сочетать упражнения для глаз с правильным дыханием, а также с физическими упражнениями. Приведем подробное описание некоторых упражнений.
Упражнение «Часы»
Выполняется в положении стоя или сидя. Перед детьми на стене расположено большое панно.
1. Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем наоборот: 12, 9, 6, 3, 1.
2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети находят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.
Вариант упражнения со стихами (см. фото ) «Часы»
Тик-так, тик-так! (Движения глазами
Вот так, вот так! вправо-влево.)
Тик-так, тик-так! (Движения глазами
А теперь еще вот так! вверх-вниз.)
Тик-так, тик-так! (Движения глазами
Делай с нами, делай так! по часовой стрелке.)
Тик-так, тик-так! (Движения глазами
Стрелки движутся не так! по кругу против часовой стрелки.)
Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения.
Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.
Выводы
Гимнастика для глаз также важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, и это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Опыт работы показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная ни специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров очень эффективна.
Систематическое применение офтальмотренажеров обеспечивает:
- снижение психической и зрительной утомляемости,
- повышение остроты зрения,
-  развития зрительно-двигательной координации,
- упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете,
- повышение общей активности детей во всех видах деятельности.
Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:
- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
- снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
- корректирует функциональные дефекты зрения.
Анализ литературы по проблеме исследования и предложенные варианты применения зрительных гимнастик с детьми с нарушением зрения показали, что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.
Профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.
       Использование лазерного фонарика.
Игровые упражнения:
« Где зажегся огонек?» -- ориентировка в пространстве.
« Волнистая дорожка» -- прослеживание
« Пила», « Травка».
 
Упражнение « Найди предметы» (зашумленность).
   Упражнения способствуют развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия.
На таблице нарисованы 2 (усложнение 3,4,5) контура – силуэта предметов, животных, частично задевающих друг друга. Сначала, это 2 разноцветных контура, затем добавляются еще 1-2 , но выполненные одним цветом, имеющие четкий контур. Детям предлагают отыскать предметы или животных и сказать, кто это.
    
   В качестве дополнительного средства можно использовать различные игры с мячом, важно, чтобы ребенок следил за полетом мячика глазами:
1. подбросить мяч двумя руками и поймать;
2.подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой или двумя;
3.бросить мяч сильно о пол и поймать одной или двумя руками;
4.передача мяча от груди партнеру (перебрасывание);
5. передача мяча партнеру из-за головы;
6. передача мяча партнеру одной рукой от плеча;
7. броски мяча в стену;
8. броски мяча в мишень;
9. броски мяча в баскетбольное кольцо двумя или одной рукой.  
   Во время урока традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта, полет птиц.


Список литературы:

1. Аветисов Э.С. Как беречь зрение. М.: ГЭОТАР «Медицина», 2000.
2. Базарный В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск, 1989.
3. Демирчоглян А.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. Книга-тренажер для сохранения детского зрения. Строение и работа глаза. Оздоровительный комплекс упражнений «Зрительная гимнастика». М: ЭКСМО, 2003.
4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. М.: Айрис Пресс, 2008.
5. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. СПб: Детство-Пресс, 2002.
6. Смирнов И.В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполи-граф, 2004.
7. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. СПб: КАРО, 2007.









[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]