Инновационные технологии построения предметно-развивающей среды в группе старшего возраста


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»
Инновационные технологии построения предметно-развивающей среды в группе старшего возраста
Автор: Ефремова Юлия Владимировна
Г. Чернушка, Пермский край, 2015 год
Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения. В наше время профессия педагога не терпит отставаний от времени. Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Предметно-развивающая среда - организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка. Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Так как предметно-развивающая среда в группе зависит и от применения инновационных методов и приёмов обучения детей педагогом, то я решила создать в своей группе уголки, способствующие развитию способностей детей разных уровней развития. Я часто применяю в своей работе инновационные технологии, например, моделирование. Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. 
В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.Для дошкольников применяются разные виды моделей:1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. 2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические , сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей. Они обращают своё внимание на признаки предмета, обследуют его и закрепляют результаты обследования в наглядном виде.Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей:добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.Метод моделирования эффективен потому, что позволяет мне удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.Универсальность опорных схем позволяет использовать их в различных видах детской деятельности.

Модель Календарь природы

Модель календарь дней рождений детей в группе детскими руками.

Модель «Звуковой анализ слова»

Модель улицы для ознакомления с ПДД

Модель «Гармошка» для разучивания стихов

Модель «На море»

Модели по ознакомлению с природой. Правила поведения на природе.
Модель счёт


Модели своими руками для познания по теме «Спорт»

Модель календаря

Модель «Декорации в театре»

Так же для обогащения предметно-развивающей среды способствует метод коллекционирования.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.
Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Ювелирные украшения

коллекция тканей
Коллекция открыток
коллекция камней

Коллекции деревянных вещей и видов бумаги

Коллекция календарей
коллекция матрёшек
коллекция кукол в национальных костюмах
Я предлагаю родителям принести предметы и вещи, которые пригождаются для выставки по темам недели.
9 мая
День матери
23 февраля

Конструкторы, сделанные родителями
Я нередко делаю макеты, которые использую и для сюжетно-ролевых игр, и для познания окружающего в качестве наглядности.

Макет «Изба» Макет горы
Очень важно обогащать среду схемами или алгоритмами действий, которые помогают детям в продуктивной деятельности. В последствии эти схемы и алгоритмы копятся в папке, которая всегда доступна детям и находятся в определённом уголке группы.
Схемы –модели опытов

Схемы-модели в аппликации

Модель действий в рисовании

Уголок творчества

Схема-модель в сюжетно-ролевых играх «Поликлиника»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» и схема-модель мытья посуды
уголок граждановедения и краеведения

Уголки природа, экспериментирования, конструирования
уголок ПДД

Уголок ознакомления с художественной литературой, уголок театра и музыки

Уголок сюжетно-ролевых игр и спортивный уголок
уголок по ФЭМП
Поэтому я пришла к выводу. Элементы декора в группе,  должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.