Методическая разработка урока развития речи в 5 классе Тайны эпитета ( в поэтической мастерской)


Тема урока: « Тайна эпитета» (творческая мастерская)
Цель: создать условия для формирования представлений о поэзии как об особом взгляде на мир; учить воспринимать окружающий мир живым, одушевленным, ярким, ощущать его красоту.
Задачи.
1. Предметные:
- создать условия для раскрытия отличительных особенностей эпитета- одного из средств художественной выразительности;
- учить находить эпитеты в стихотворном тексте, определять их роль.
2. Метапредметные:
-совершенствовать коммуникативные навыки учащихся при работе в паре;
-способствовать развитию речи, внимания, памяти, умения четко выражать мысли;
- развивать творческие способности учащихся.
3. Личностные:
- прививать интерес учащихся к поэтическому творчеству;
-воспитывать на примере лирических произведений любовь к природе;
- пробудить желание к созданию своих лирических зарисовок о природе.
Оборудование: компьютерная презентация , раздаточный материал, аудиозапись (выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта « Снежинка», фонограмма «Вальс снежинок»).
Конспект урока
1. Приветствие ( психологический настрой на занятие)
Учитель:
- Добрый день, мои друзья!
Сегодня перед вами я, Анжела Александровна Сахарова.
Очень рада видеть всех,
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
2. Знакомство с темой урока.
1.Индукция ( начало, мотивирующее на учебную деятельность)
Учитель.
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, ведь и урок у нас сегодня необычный - «Тайна эпитета» (Слайд 1)
- Представьте, что мы с вами в поэтической мастерской. Я мастер, а вы - мои ученики- подмастерья. Работать вы будете в парах. Записи вносить в разноцветные шары – елочные игрушки - и в снежинки, которые у вас на столах. Если хорошо поработаем, то сотворим чудо! У нас все получится, мы все сможем! (Установка на успех)
4.Целеполагание.
- Ребята, а вы любите раскрывать тайны? Посмотрите на экран и скажите, о какой тайне вы узнаете сегодня? (Слайд 1)
( о тайне эпитета)
5.Актуализация знаний.
Учитель:
-Давайте вспомним, что такое эпитет? (необычные слова, яркие определения предмета, украшающие речь)
-А что же написано в словаре? (Слайд 2)
Эпитет- художественное определение предмета.
( на столах учащихся-распечатки со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка», на обратной стороне - определение эпитета)
6. Социализация (Инструктаж)
Учитель.
-Предлагаю вам сегодня на уроке поработать в парах. У вас на столах- елочные игрушки и снежинки , в которые вы будете вносить необходимые сведения.
7. Работа над формированием теоретического понятия.
- Итак, чтобы раскрыть тайну эпитета, сначала внимательно прослушайте стихотворение русского поэта Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» (аудиозапись стихотворения)
(учащиеся внимательно слушают выразительное чтение стихотворения)
8. Экспресс-анализ стихотворения (беседа)
Учитель.
-Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Чем? (мнения ребят)
- Почему оно называется «Снежинка»?
-Каким настроением проникнуто?
- Какую картину вы себе представляли, когда слушали его? Какая она, снежинка поэта?(словесное рисование)
- Найдите в тексте эпитеты, которыми автор описывает снежинку, и впишите их в трафарет снежинки. Вы должны вписать их по порядку, так, как они расположены в тексте стихотворения (т.е. сначала выписать из первого четверостишия, потом из второго и т.д. для того, чтобы получилась целостная картинка).Обсудите , договоритесь, кто из вас будет вписывать эпитет в снежинку.(Инструктаж)
( Учащиеся под музыку «Вальс снежинок» самостоятельно работают в парах: вместе находят эпитеты, один из ребят вписывает в трафарет)6 мин.
9. Афиширование (Проверка работы)
Учитель.
- Прочитайте эпитеты, которые вы выписали?
( Учащиеся читают определения снежинки, учитель показывает на экране: слова вылетают по щелчку неправильные ответы исправляются): светло- пушистая, чистая, смелая, умелая, сохранно-белая, пушистая.)Учитель.
-Сравните выписанные вами эпитеты со слайдом. Все справились с заданием? Молодцы! -Ребята, вы уверены, что выписанные вами слова-эпитеты?(Уверены) Какую роль они выполняют в тексте?(продолжение беседы)
( Они определяют предмет, украшают его, делают выразительным…)
Учитель.
- А о чем «говорит» эпитет смелая? Прочитайте третью строфу:
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
(не боится лететь в неизвестную страну)
-А что значит « низринула»?( то есть ринулась вниз, на землю…)
-А почему автор называет снежинку умелой? Прочитайте 4 строфу:
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
(несмотря ни на что, снежинка сумела долететь до земли чистой, прекрасной)
- С кем сравнивает поэт снежинку? (с человеком)
- Прилагательные «смелая», «умелая» употребляются в прямом или в переносном значении? (в переносном)
Учитель.
- Значит, эпитеты не только украшают предмет, но и оживляют его.
Физкультминутка для глаз
10. Эксперимент
- А давайте проведем эксперимент: прочитаем стихотворение «Снежинка» без эпитетов. (Слайд..)Учитель.
-Что же изменилось? (Стало некрасивым, невыразительным, непонятным…)
- А что его таким сделало? (Отсутствие эпитетов)
Учитель.
- Так какова же роль эпитетов в стихотворении? ( Эпитеты рисуют яркую, зримую картину, предмет, делают его живым, образным, сказочным…)
Учитель.
-Вот вы и раскрыли одну из тайн эпитета. Впишите нужные слова в шары , посовещавшись друг с другом (делается запись-вывод). Определите, кто из вас теперь будет вносить запись в шар, а кто читать .Тайна эпитета не только в том, что он делает предмет …………………., но и в том, что он ……………его, употребляясь в ……………………..значении.
(Учащиеся самостоятельно вписывают необходимые слова, потом вслух читают и сравнивают со слайдом на экране) 3 мин.
Учитель.
- А как вы думаете, прилагательное «белая» в стихотворении будет эпитетом? (Проблемная ситуация: одни считают- да, другие- нет)10 сек.
Учитель. 3 мин.
-Это прилагательное не эпитет, так как обозначает конкретное понятие, прямое значение. Но его легко можно превратить в эпитет. Для этого нужно подобрать другое существительное. Поработайте волшебниками и превратите прилагательное белый в эпитет. Слова вписывайте в шары.
(Учащиеся работают в парах: подбирают существительные к слову « белый»)
Учитель.
-Итак, что же у вас получилось? (Ребята зачитывают примеры) (Афиширование-проверка)
(Белая душа- чистая душа, как у ребенка; белая ворона- человек, непохожий на всех).
-Прочитайте еще раз первую строфу. Какое значение имеет слово «чистая»? (высказывания ребят)
-Подберите существительные к этому слову так, чтобы получился эпитет (чистая совесть, чистая работа…)
Учитель 2 мин.
-Впишите примеры в шары : чистая………(совесть), …………(работа)
белая…..(душа),…..(ворона)
11. Обобщение 2 мин
-Трудно подобрать нужное слово? Вот и поэту не всегда легко удается подобрать нужный эпитет, чтобы превратить поэзию в чудо. «Всякое стихотворение - это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова сияют, как звезды, из-за них и существует стихотворение»,- писал поэт А.Блок в своем дневнике.
12. Закрепление 2 мин
- Снежинка К.Бальмонта и пушистая, и чистая, и смелая, и умелая. А какой видите ее вы? Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас придумал свой эпитет, характеризующий снежинку , и записал его. ( учащиеся вписывают эпитеты в снежинки под звуки музыки)
13.Проверка задания (Афиширование)2 мин.
Учитель.
-Итак, кто назовет эпитет? ( ребята по желанию называют придуманные ими эпитеты)
Учитель раздает в качестве поощрения маленькие снежинки тем, кто придумал правильно эпитет.
14. Создание Новогоднего коллажа 5 мин.
Учитель.
- Итак, работа в мастерской завершена. Что же у нас получилось?
(Учитель раскрывает доску, на которой новогодняя елка, вырезанная из бумаги и наклеенная на доску заранее)
- Ребята, я предлагаю вам украсить нашу елочку игрушками и снежинкам. Решите, кто из вас будет украшать нашу елочку игрушками-шарами, а кто доску снежинками. Сначала украшаем елку.
( одни учащиеся под музыку украшают елку: клейкой лентой прикрепляют игрушки-шары на елку( один ученик от пары), другие прикрепляют снежинки на доску)
-Скажите, что же мы с вами смастерили? (мнения ребят)
15.Словарная работа (знакомство в новым словом) 50 сек.
Учитель.
-Эта композиция называется коллаж, знаете такое слово? (Нет, возможно, знают)
- Посмотрите на экран (слайд…)
Коллаж – от фр. «приклеивание»- технический прием в искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-нибудь основу предметов и материалов.
Учитель.
- Ребята, по- моему, чего-то недостает нашей елочке? ( звезды на верхушке)
16. Рефлексия.3 мин.
-А давайте украсим звезду нашим настроением: если вам урок понравился, вы открыли для себя что-то новое, выберите кружок красного цвета, если вы не уверены в своих знаниях, считаете, что еще нужно поработать по теме - желтого.
(каждый выбирает красный либо желтый кружочек, ребята выходят к доске и украшает звезду под новогоднюю музыку- клейкой стороной наклеивают кружки на звезду).
Учитель.
-Какой замечательный коллаж получился! Вы все сегодня молодцы! Я думаю, что этот коллаж вы позволите оставить мне на память о сегодняшнем уроке и о вас. Ну а я вам тоже приготовила подарок ( учитель показывает снежинку со стихотворением К. Бальмонта и с выводами по уроку). Пусть эта снежинка напоминает вам о нашем уроке, а прекрасное стихотворение дарит хорошее настроение. Наклейте снежинку в тетрадь и не забывайте о тайне эпитета.
17. Домашнее задание
Учитель.
- Напишите дома новогоднюю сказку, используя различные эпитеты. Прислать их вы можете по электронной почте или на оформленном альбомном листе показать на следующем уроке. Адрес электронной почты записан в снежинках. Я уверена, что каждый получит хорошую или отличную оценку за творческую работу.
- Всего вам доброго, друзья! Спасибо за урок.