Общечеловеческие ценности в автобиографической повести Михаила Девятаева « Побег из ада».

МБОУ «Гимназия №1» г. Чистополя РТ




Общечеловеческие ценности в автобиографической повести
Михаила Девятаева « Побег из ада».






2015г.
Тема урока: Общечеловеческие ценности в автобиографической повести Михаила Девятаева « Побег из ада».
Цели: познакомить учащихся с произведением М. Девятаева «Побег из ада», в котором рассказывается о легендарном подвиге автора; побудить учащихся к созданию творческих работ; воспитывать у них чувство патриотизма к своей Родине.
Тип урока : объяснение нового материала.
Вид урока: урок-беседа.
Средства обучения : фотостенд с биографическим материалом; портрет М.Девятаева, книжная выставка « Подвиг военных летчиков в годы Великой Отечественной войны».
Эпиграф к уроку.

У летчиков наших такая порука,
Такое заветное правило есть:
Врага уничтожить большая заслуга,
Но друга спасти – это высшая честь.








На доске написан указ

Указ
Президиума Верховного Совета СССР
О присвоении звания Героя Советского союза
Старшему лейтенанту Девятаеву М.П.

За проявленное мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны присвоить старшему лейтенанту Девятаеву Михаилу Петровичу звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда».

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР К. Ворошилов

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР М. Георгадзе


Москва, Кремль.
15 августа 1957 года




Задания учащимся (даются заранее):
Прочитать автобиографическую повесть М. Девятаева
« Побег из ада»
Сделать закладки в книге при подготовке ответов на следующие вопросы:
О чем мечтает главный герой в детстве?
Какие чувства пронизывают все произведение?
Как автор рисует образ матери?
Подберите ассоциации к слову ВОЙНА .
Индивидуальное задание6 выучить отрывок из текста
( слова украинского поэта П. Тычинина)
Задания отдельным группам учащихся:
группе – оформить выставку книг на тему « Подвиг военных летчиков в годы Великой Отечественной Войны»
группе - узнать , какие книги этого писателя имеются в местных библиотеках, принести их на урок
группе – подготовить сообщение о биографии писателя
группе – подготовить сообщение « Хочу все знать о наградах М. Девятаева










Ход урока
Учитель: Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об автобиографической повести М. Девятаева « Побег из ада», о том, как остаться человеком в нечеловеческих условиях, о том, что такое настоящая дружба. А начнем урок со знакомства с биографией М. Девятаева.
Слово предоставляется учащимся, заранее получившим такое задание.
1ученик: Девятаев Михаил Петрович- легендарный советский летчик. Родился 8 июля 1917 года в поселке Торбеево (ныне пгт в Мордовии) в семье крестьянина. Мордвин. Член КПСС с 1959 года. Был тринадцатым ребенком в семье. Когда ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в речном техникуме, который окончил в 1938 году. Окончив речной техникум в 1938 году, Михаил Девятаев работал помощником капитана баркаса на Волге. Одновременно учился в Казанском аэроклубе. В 1939-м, когда началась советско- финская война , он был призван в армию и участвовал в боевых действиях. В 1940 году Михаил осуществил свою мечту и окончил Высшее военное авиационное училище им. В.П. Чкалова в Оренбурге. Направлен служить в Торжок. Позже переведен в Могилев в 237-й истребительный авиационный полк (Западный ОВО).
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. Боевой счет открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Ju-87. Затем защищал небо Москвы. В одном из воздушных боев в районе Тулы в паре с Я.Шнейером сбил Ju-88, и его Як-1 получил повреждения. Девятаев совершил вынужденную посадку и оказался в госпитале. Недолечившись , сбежал на фронт в свой полк, который в то время базировался уже западнее Воронежа.
23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован мессершмиттами. Одного из них сбил , но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Только после встречи в мае 1944 года с А.И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.
Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев М.П. в воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов. Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе истребителей Р-39 под командованием майора В. Боброва на отражение налета вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолет подожжен. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжелыми ожогами захвачен в плен.
2 ученик: Допрос следовал за допросом. Затем его на транспортном самолете отправили в разветотдел абвера в Варшаву. Не добившись от Девятаева никаких ценных сведений, немцы отправили его Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже переведен в лагерь Новый Кенигсберг. Здесь, в лагере с группой товарищей Девятаев начал готовить побег. По доносу предателя организаторов побега схватили. После допросов и пыток их приговорили к смерти. Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином).Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключенных заменил его бирку смертника на бирку штрафника(104533), убитого охранниками из числа учителя Дарницы Григория Степановича Никитенко. В январе 1945 года, когда фронт подошел к Висле, Девятаев вместе с заключенными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Петром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был разработан план угона самолета с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолетов. С поврежденных самолетов, валявшихся вокруг аэродрома, снимались таблички приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять, чехол с трубки Пито, кто убирать колодки от колес шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.
3 ученик: Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключенные, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один из них одел одежду и стал изображать конвоира. Таким образом, удалось проникнуть на стоянку самолетов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик Не-111Н-22.Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться до гола. Но взлететь незамеченными не удалось - кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хенкеля» бежали со всех сторон бежали немецкие солдаты. Девятаев начал разбег, но самолет долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев, что есть силы, тянул на себя штурвал. Только в конце полосы « хенкель» оторвался от земли и на малой высоте пошел над морем. Опомнившись, немцы послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. Девятаев летел , ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолет обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную. «Хенкель» совершил посадку на брюхо южнее населенного пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии.
Особисты не поверили, что заключенные концлагеря могли угнать самолет. Беглецов подвергли жесткой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но все без толку. Положение изменилось только в конце 50 годов.
Вскоре война закончилась, но вместо заслуженной славы Михаил Петрович , как бывший военнопленный был осужден трибуналом и репрессирован. И лишь 15 августа 1957 года после вмешательства генерального конструктора космических кораблей С.П. Королева и трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина подвиг Михаила Петровича Девятаева и его товарищей получил достойную оценку: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда».
4 ученик: Герой Советского Союза, легендарный летчик Девятаев Михаил Петрович. Автор книги « Полет к солнцу» и «Побег из ада». Почетный гражданин Республики Мордовии, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия). Заслуженный работник культуры ТАССР.
В книге рекордов Гиннеса о Михаиле Петровиче Девятаеве написано: «Странным образом отмечен подвиг советского летчика- истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944 года. Он единственный в мире летчик, которого за один и тот же подвиг сначала посадили в тюрьму, а затем удостоили высшей государственной награды».
После войны офицер запаса стал первым на Волге капитаном речного скоростного судна и водил его 30 лет. Более 30 лет Михаил Петрович проработал в Казанском речном порту. Выйдя на пенсию , он активно занимался общественной работой: был членом президиума Республиканского комитета ветеранов войны и Республиканского комитета ветеранов войны и Республиканского совета организаций ветеранов, создал Фонд Девятаева, встречался с молодежью.
В 1957 году он стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном- наставником. Удя на пенсию, он активно участвовал в ветеранских движениях, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1и 2 степеней, медалями. В Торбеево открыт музей Героя.
Умер 24 ноября 2002 года. Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани.
5 ученик: В России о Михаиле Девятаеве был снят документальный фильм «Побег с острова смерти», а в Германии и девяти его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пенемюнде.
Учитель: Спасибо. Война входила в дом каждого, разрушая размеренный ход жизни, несла боль, горе, потери. Какие ассоциации вы записали в тетради дома.
Ученики :
Граммофон

Смерть взрыв

Зима ВОЙНА радио

Разруха ужас
Страх голод

Учитель: Какие моральные ценности были приоритетными как в мирное, так и в военное время?
Ученики: Дружба, любовь, верность, преданность, взаимовыручка.
Учитель: Данная повесть (как вы уже поняли) автобиографическая, а любая автобиография начинается с детства. Какой была заветная мечта героя?
Ученик: В крестьянской семье Девятаевых, Акулины Дмитриевны и Петра Петровича, было четырнадцать детей. Михаил, родившийся на исходе 1917 года, был тринадцатым. Что выпало на долю : босоногое, полуголодное детство, безотцовщина. Отец, Петр Петрович, погиб под Самарой в 1919 году, сражаясь за Советскую власть. Михаилу в это время было всего 2 года. Оплакала многодетная семья погибшего отца. Но надо было жить.. К чести Михаила, надо сказать: рос человеком он волевым и целеустремленным, 15-ти летний Михаил, житель села Торбеево, что в Мордовии, в 1032 году приезжает в Казань и поступает учиться в Казанский техникум водного транспорта.
Ученик: Заветная мечта Миши – стать летчиком «Человек, который летает!.. Что может быть интереснее его профессии!.. Затрепетало мое сердце. Теперь я знал, кем хочу быть. Во что бы то ни стало буду летчиком».Первая попытка поступить в авиационный техникум была неудачной (забыл документы). « Моя мечта осуществилась в те годы, когда всему миру стали известны имена Чкалова, Михаила Громова, Владимира Коккинаки, Георгия Байдукова, Михаила Водопьянова».
Учитель: Как и благодаря чему она осуществляется.
Ученик: Мечта- стать летчиком – захватывает его. Развивая силу и выносливость, он занимается боксом, борьбой, лыжным спортом, записывается в аэроклуб. (подходит к стенду с фотографиями, показывает фото, на котором Казанский аэроклуб. Казань, сентябрь 1938г.) По путевке комсомола М. Девятаев поступает в Оренбургское авиационное училище и в 1940 году заканчивает его.
Учитель: Как складывалась дальнейшая судьба Михаила Девятаева?
Ученик: Грянула война. В первый же день – боевой вылет. Хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сбить «Юнкерса»он , маневрируя его на своего командира З.В. Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его. Скоро повезло и Девятаеву. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал «Юнкерс-87» Девятаев, не теряя ни секунды, устремился за ним. И через мгновение увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал две пулеметные очереди. « Юнкерс» вспыхнул и рухнул на землю . Были и еще удачи.
Обстановка все более обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких «яках» они перехватывали самолеты, спешившие сбросить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев вместе со своим напарником Яковом Шнейром вступил в схватку с фашистскими бомбардировщиками. Им удалось сбить один «юнкерс». Но и самолет Девятаева пострадал. Все же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале . Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк уже находившийся западнее Воронежа.
21 сентября 1941г. Девятаеву поручили доставить важный пакет в штаб окруженных войск Юго- Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с «мессершмиттами». Одного из них сбил. И сам получил ранение. Так он вновь оказался в госпитале.
В новой части его осмотрела врачебная комиссия. Решение было единодушным – в тихоходную авиацию. Так летчик- истребитель оказался в полку ночных бомбардировщиков, а потом в санитарной авиации.
Лишь после встречи с А.И. Покрышкиным ему вновь удалось стать летчиком – истребителем. Было это уже в мае 1944 года, когда Девятаев отыскал « хозяйство Покрышкина». Новые сослуживцы встретили его сердечно. Не раз поднимал свой самолет в воздух. Неоднократно вместе с другими летчиками дивизии А.И. Покрышкина вступал в схватки с фашистскими стервятниками.
Учитель: Ребята, расскажите , как попадает в плен М. Девятаев.?
Ученик: 13 июля 1944 года в воздушном бою над Львовом он получил ранение, а его самолет загорелся. По команде своего ведущего Владимира Боброва Девятаев выбросился из объятого пламенем самолета и оказался в плену.
Учитель: Какие испытания выпали на долю М. Девятаева в фашистском плену?
Ученик: Следовал допрос за допросом. Потом переброска в разветотдел абвера. Оттуда – в Лодзинский лагерь военнопленных. А там опять – голод, пытки, издевательства. Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен. И наконец- таинственный остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, перед которым, по мнению его творцов, никому не стоять. Узники Узедона- это фактически приговоренные к смерти.
Учитель: Чем были похожи условия содержания военнопленных в концлагерях?
Ученик: Условия содержания были похожи: во всех царил произвол фашистов, они могли убить ни за что. В каждом лагере изуверски издевались над военнопленными, могли обливать ледяной водой и затем прислонить животом к огненной буржуйке. Одним словом –АД. Но для Девятаева- это только эпизод в борьбе за свободу Родины.
Учитель. Кого неоднократно вспоминает герой, находясь в плену?
Ученик. Часто вспоминал Девятаев в плену маму « Я вспомнил маму, ее нежно- ласковый взгляд, ее тихий голос « Как она там? Эх, увидела сейчас своего Мишку. Говорят , матери чувствуют на большом расстоянии, если над их детьми нависнет беда. Может быть , у нее сейчас сердце защемило. Какие сны ей снятся?».
Учитель: Как автор рисует образ матери?
Ученик: Автор рисует с любовью и сожалением. «Мать с глубочайшим уважением относилась ко всему, что создано трудом человека, и в частности к хлебу. Помню, как-то мой товарищ Шура Курашов у нас в доме пнул корку хлеба. Мать возмутилась. Подняла корку со словами:
- Не надо хлеб пинать. В хлебе большой труд человека.
Сколько горя она перенесла! Потеряла мужа
На ее детей черным вороном набрасывались смертные болезниХоронила умерших. Оберегала здоровье оставшихся».
« встреча с матерью на меня произвела огромное впечатление. Ведь приезд семидесятилетней женщины в осажденный город как бы символизировал непобедимость, величие духа нашего народа».
Учитель: Но это были только воспоминания. А реальность ( жесткая реальность) возвращает его к действительности. Единственным, что могло спасти Михаила и его товарищей , был побег. Как готовится группа военнопленных к побегу? Какое событие заставило ускорить этот побег?
Ученик: Подготовка к побегу из немецкого плена шла в труднейших условиях концлагеря, при строжайшей конспирации. Многократно проверенных Девятаевым надежные друзья такие же смертники, как и он, решились на дерзкий поступок – провести всю операцию средь бела дня, когда пунктуальная немецкая охрана аэродрома уходит на обед « В первые дни февраля 45г. Несколько дней подряд шел снег. Я боялся, что улететь не удастся, что меня убьют « Десять дней жизни» истекали. Такое наказание давали за провинность. Я тогда ударил провокатора – и все эти дни меня избивали». Наконец 8-го февраля облачность рассеялась. Из-за горизонта выросло яркое солнце, которое мы так ждали. Сегодня или никогда шепнул я друзьям» 8 февраля 1945 г. «хенкель» с 10 узниками приземлился на нашей земле.
Учитель: Как был принят Девятаев на родной земле?
Ученик: Не сразу страна оценила по заслугам подвиг Девятаева, он единственный в мире летчик, который за один и то же подвиг был сначала посажен в тюрьму, а затем удостоен награды Родины. Вырвавшийся на свободу из плена , 25-летний летчик был осужден военным трибуналом ,необоснованно репрессировано дух Михаила Девятаева не был сломлен.
Учитель: Как сложилась судьба героя в послевоенное время?
Ученик: Вся жизнь Михаила Петровича после войны была продолжением его подвига. Он не страдал манием величия, жил скромно и достойно. Он долгое время работал в Казанском речном порту капитаном пассажирских судов, был активным членом общественной организации «Герои Татарстана», Советом ветеранов РТ.
Учитель: Когда и какие награды получает М. Девятаев? С этой информацией нас познакомит Сергей, у него задание индивидуальное из раздела « Хочу все знать!»
Ученик: 15 августа 1957 г. После вмешательства генерального конструктора космических кораблей С.П. Королева и трижды героя Советского союза А.И. Покрышкина подвиг М. Девятаева и его товарищей получил достойную оценку .(читает указ, написанный на доске).
Михаил Девятаев – почетный гражданин Республики Мордовии, городов Казани, Вольгаста Циновичи. Заслуженный работник культуры ТАССР. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.
В Торбеево , на Октябрьской улице , 8 мая 1975г.открыт Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева. Музей , известный ныне не только в Мордовии, но и далеко за ее пределами ,включает восстановленную на старом месте избу. Здесь жила большая семья Девятаевых.
Учитель : Ребята, закрыта последняя страница повести М. Девятаева « Побег из ада». Что нового о Великой Отечественной войне вы узнали, прочитав эту книгу?
Ученик: Новым для меня было то, насколько люди могут быть жестокими по отношению друг к другу. Фашистские лагеря «Что может быть страшнее их? Насколько изощренными были издевательства фашистов над военнопленными.
Учитель: Какие чувства пронизывают все произведение?
Ученик: Безграничная любовь к Родине, оказавшейся в трудном , бедственном положении. «Нет , так я не могу, Мне стыдно терять здесь время. Я представил , как над дорогой, переполненной беженцами, заревел «мессер». Старики, женщины, дети с ужасом смотрят в небо..»
Ученик: Ненависть к врагу. « Враг наступал . Вероломный, коварный, до зубов вооруженный». Неоднократно автор использует эпитет- «ненавистный».
Ученик : Гордость за однополчан и дивизию. «Через несколько дней получил направление в истребительный полк грозной для врага дивизии ныне трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Я был город! Да и как не гордиться, когда одно имя Покрышкина приводило гитлеровцев в ужас и вызывало панику в их рядах».
Учитель: У Николая было индивидуальное задание: выразительно прочитать наизусть слова поэта Украины П. Тычина, адресованные летчиками, воюющими в небе Украины. Коля, пожалуйста , прочитай.
Ученик: «Честь вам и слава, летчики, воюющие в небе Украины! Вы наша , радость, гордость Когда-то в сказках и былинах народные певцы, мудро прозирая будущие века, и в том числе нашу эпоху, поведывали, как святорусские богатыри на ширококрылых конях своих перелетали поля, степи, пустыни, перелетали из одного города в другой. Вы и есть сегодня те богатыри ширококрылые, которые вместе с другими родами войск так героически освобождаете города и села Украины. Мы связаны с вами всем существом: и зрением (когда следим за полетом вашего аэроплана в воздухе0, и слухом (когда ночью вы пролетаете под синим звездным небом), но прежде всего мы связаны с вами сердцем .Сердцем мы вас любим как сыновей, как братьев своих, сердцем вам верим, свою судьбу вверяем , сердцем вас благословляем на бой. Несите же гром и молнию на головы врагов, несите же кару лютым палачам –за слезы, за муки, за смерть наших родных , за изуродованные города и села.
Ваши подвиги не забудет Украина»
Учитель: Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока. Саша, прочитай его:
Ученик: У летчиков наших такая порука,
Такое заветное правило есть:
Врага уничтожить большая заслуга,
Но друга спасти- это высшая честь.
Учитель: Как перекликается эпиграф урока с самой повестью?
Ученик: В эпиграфе заключено идейное своеобразие повести, так как Михаил Девятаев и его товарищи на протяжении повести, рискуя жизнью, спасают друг друга как на полях сражения, так и в фашистских застенках.
Учитель: Итак , ребята, подведем итог: какие общечеловеческие ценности несет в себе книга «Побег из ада»
Ученик: Девятаев указывает на такие общечеловеческие ценности, как любовь к Родине, матери, умение сохранить «прекрасные порывы души»в жестоком мире, не ожесточиться, а наоборот, суметь посочувствовать и помочь тому, кому эта помощь необходима
Учитель : Молодцы ! Запишем домашнее задание.
1 группа. Написать сочинение « Патриотизм состоит не в пышных возгласах»(По повести М. Девятаева «Побег из ада»)
2 группа Разработать эскиз памятника М. Девятаева . Подумайте, где его можно установить?
3 группа. Подготовить информационный лист для кабинета литературы « Награды Великой Отечественной войны».




15