Практическая работа на тему: Коммуникативная функция общения
Тема № 1.Понятие общения: сущность и содержание Учебные вопросы:1. Общение как феномен.2. Виды общения.3. Функции общения. Вопрос 1Общение как феномен ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ – ЕСТЬ СИСТЕМА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ И ШУМОМ ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании 2 ОБЩЕНИЕ – процесс реализации таких сфер деятельности, как «ПРИ ОБЩЕНИИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИЩИТЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ДУШУ, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР» (К.С.Станиславский) ДРУЖБА СОТРУДНИЧЕСТВО КОНФЛИКТ КОНКУРЕНЦИЯ ЛЮБОВЬ 3 В ПРОЦЕССЕОБЩЕНИЯФОРМИРУЮТСЯ ОПЫТ ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫЕ ИЭТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ИНАВЫКИ ВЗГЛЯДЫ УБЕЖДЕНИЯ ЗНАНИЯ ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ 4 УРОВНИ ОБЩЕНИЯ МАКРОУРОВЕНЬ МЕЗОУРОВЕНЬ МИКРОУРОВЕНЬ «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК РЯД ЕГО ПОСТУПКОВ» (Г.Гегель) Субъект постоянно в течение жизни вступает в общение в соответствии со сложившимися обычаями и традициями Субъект вступает в общение в пределах содержания конкретной темы – однократно или многократно Серия контактов субъектов общения - вопрос - ответ 5 ПОТРЕБНОСТИОБЩЕНИЯ Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта Аффилиация (собственно сама потребность в общении) проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, устранения дискомфорта одиночества Потребность в познании проявляется в том, что человек желает расширить свои представления, знания, увеличить возможности своего мышления Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором человек бы выглядел неповторимым, уникальным, необычным Потребность в престиже проявляется в необходимости получить удовлетворение от признания другими ваших личностных качеств, восхищения вами Потребность в доминировании проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека Потребность в покровительстве проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь 6 СТРУКТУРАПРОЦЕССАОБЩЕНИЯ Средства общения это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому Содержание это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид активности Стороны общения - коммуникативная; - интерактивная; - перцептивная Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения и придают процессу общения конкретную специфику Стили (типы) общения - манипулятивное; - императивное; - диалогическое и др. Формы (виды) общения - прямое и косвенное; - непосредственное и опосредованное; - массовое и межличностное; - вербальное и невербальное Коммуникативный барьер общения это психологический феномен, возникающий в процессе общения и влияющий на адекватность восприятия информации 7 СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми (побудительная и констатирующая) Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания Язык это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности Знак это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации «МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНИТЬ» (Декарт) 8 МАНИПУЛЯТИВНЫЙ РИТУАЛЬНЫЙ АВТОРИТАРНЫЙ ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ СВЕТСКИЙ СТИЛИ (ТИПЫ) ОБЩЕНИЯ(предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, склонность подхода к большинству ситуаций) 9 КАНАЛЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ СЛУХОВОЙ КАНАЛ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ ВКУСОВОЙ КАНАЛ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ 10 ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ Информационно-дефицитный барьер Замещающе-искажающий барьер Эмоциональный барьер Фонетический барьер Семантический барьер Стилистический барьер Логический барьер ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА ИНФОРМАЦИЯ ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11 Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её Вопрос 2Виды общения ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, ИСХОДЯ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕГО УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ 12 1.ОБЩЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ Обеспечениежизни Игра Работа Отдых Семья Обряды 13 2.ОБЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА С ИЛЛЮЗОРНЫМ СУБЪЕКТОМ С животными С неодушевленнымпредметом 14 3.ОБЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО СУБЪЕКТА С ВООБРАЖАЕМЫМ ПАРТНЕРОМ Внутренний голос С идеальным миром С образом реальногочеловека 15 4.ОБЩЕНИЕ ВООБРАЖАЕМЫХ ПАРТНЕРОВ Пьесы 16 ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ 17 ФОРМАЛЬНОЕ(ДЕЛОВОЕ) НЕФОРМАЛЬНОЕ(СВЕТСКОЕ, БЫТОВОЕ) Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели ВИДЫ ПРЯМОЕ (непосредственный контакт) КОСВЕННОЕ (между партнерами существует пространственно-временная дистанция) ФОРМЫ Деловые беседы Деловые переговоры Деловые совещания Публичные выступления «НЕ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ТВОИ СЛОВА БЫЛИ СКАЗАНЫ К МЕСТУ, НАДО, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ К ЛЮДЯМ» (С.Лец) 18 ВЕРБАЛЬНОЕ(СЛОВЕСНОЕ) НЕВЕРБАЛЬНОЕ(НЕСЛОВЕСНОЕ) ВИДЫ 1. Позы, жесты, мимика общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима); отображают эмоциональные реакции человека 2. Пара и экстралингвистика (просодика) особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта(паралингвистика - это качество голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи) 3. Проксемика (близость) особенности пространственной психологии 4. Визуальное общение контакт глаз Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных средств общения 19 ПОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ Постигающее общение – целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов сознание не воспринимает Речь понимается при ее скорости не более 2,5 слова в секунду Фраза, произносимая дольше 5-6 секунд перестает осознаваться Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушатели воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти остается – 10-15% Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего – сразу после обеда Мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора Лучше всего запоминается последняя часть информации, хуже первая Память человека способна сохранить до 90% из того, что он делает, 50% из того, что он видит, 10% из того, что слышит Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим Общение без психологического контакта – не общение 20 Вопрос 3Функции общения ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ФОРМИРУЮЩАЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ 21 ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-действие Общение содействует достижениюуспешного результата Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности 22 КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-общение Общение – средство получения новой информации ОБМЕНИНФОРМАЦИЕЙ Реализуется при взаимодействии людей в процессе коммуникаций 23 ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-приобщитьпартнера к своему опыту Общение - средство передачи иприема информации Реализуется при взаимодействии людей в процессе развития и становления человека как личности 24 ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-принятие собственного решения Общение универсальный способ мышления Реализуется в ходе диалога человека с самим собой («внутреннее» общение) Решения, поступки 25 Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общаетесь. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, Ваше расположение к партнеру. Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующих, что «я - Ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым, происходит как бы «заочное» удовлетворение его потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает взаиморасположенность. Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем партнера. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение. ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. 26