УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ И ПОНИМАТЬ СЛОВЕСНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ ИНСТРУКЦИЮ
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ И ПОНИМАТЬ СЛОВЕСНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ ИНСТРУКЦИЮ
Дети с нарушениями письменной речи постоянно переспрашивают учителя. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличать новую задачу от старой, четко представлять то, что содержится в инструкции — вот что отличает ученика, который умеет учиться.
Упражнение «Письмо с пропусками»
Это упражнение способствует развитию концентрации и переключению внимания, саморегуляции деятельности с учетом меняющейся инструкции.
Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы И ставьте точку». Дети записывают 2—3 предложения. Затем логопед предлагает не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку и т.д.
Упражнение «Будь внимательным!»
Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку, если они запомнили задание и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.
Например: в небольшом тексте нужно подчеркнуть все буквы С, вычеркнуть все буквы Ш.
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции
Упражнение «Определи порядок действий»
Ученикам раздают карточки. Нужно карандашом проставить; над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
Например:
Прочитай и спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок.
Обозначь в этих словах приставку. Устно объясни свой выбор.
Теплоход (пришел, подошел) к причалу. Завтра мы (поедем, заедем) к морю. В стакан (напили, залили) молоко. С дерева (слетел, улетел) последний листок.
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль
Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов — планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.
Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором самопроверка дробится на три этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.
Этап I — поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.
Этап II— поиск орфографических ошибок в слове.
Этап III— поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.
Упражнение «Возвращение к началу»
Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором допущена ошибка в слове — по невнимательности. Один ученик двигает указку от конца текста к началу, другой читает слова по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.
Это упражнение подготовительное. Оно приучает детей к чтению текста от конца к началу (что помогает избежать чтения по догадке), четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3—4 занятиях подряд.
Упражнение «Ищем "случайные" ошибки»(I этап самопроверки)
Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент — карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я. Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.
Памятка (1-я проверка)
Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.
Не пропустил ли букву?
Не добавил ли лишнюю букву?
Не написал ли вместо одной буквы другую?
Правильно ли изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!
Упражнение «Ищем орфографические ошибки»(II этап самопроверки)
Дети проверяют текст второй раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает другая карточка-памятка.
Памятка (2-я проверка)
Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.
Не словарное ли это слово?
Есть ли в слове орфограммы? Какие?
Обозначь опасные места.
Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!
Упражнение «Проверка предложений»(III этап самопроверки)
Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.
В случае если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1, 2 или 3 в зависимости от типа ошибок).
Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с учеником разбирает предложение и помогает найти ошибку.
Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.
Памятка (3-я проверка)
Проверь свою работу.
Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.
Не пропустил ли слово?
Не написал ли лишнее слово?
Как написаны предлоги и союзы?
Правильно ли слова связаны друг с другом?
Проверь окончания.
Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Для успешной учебы важно умение ставить цели и добиваться их, видеть свои успехи и радоваться им, замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы: от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечаются достижения.
Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Однако отметка — вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.
Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, сколько те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.
Линейка достижений. Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
Я научился различать буквы И и У (умения по теме занятия)
Я старался
Какую оценку я сам себе поставлю
Ученик ставит отметку — раскрашивает круг. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.
Лесенка успеха.
По завершении выполнения какого-либо письменного задания ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Логопед просит, чтобы каждый ученик сам оценил успешность его выполнения, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка — себя. Если ребенок считает, что был внимательным, старательным и сдает работу без ошибок, он рисует себя на верхней ступеньке. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.