Статья.Работа учителя русского языка и литературы на уроке по формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Работа учителя русского языка и литературы на уроке по формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. То есть научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Поэтому в основе Стандартов лежит системно – деятельностный подход. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.
Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, и особенно литература, наиболее благоприятны для формирования универсальных учебных действий. В своём выступлении я хотела бы остановиться на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас, когда всё чаще мы встречаем жестокость и насилие.
Составляющими УУД являются:
- основы гражданской идентичности путём знакомства в контексте художественных произведений с героическим прошлым России, переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям граждан; (М.А. Шолохов. «Судьба человека», «Они сражались за Родину»);
- действия нравственно – этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов (Андрей Соколов, «Судьба человека», Григорий Мелехов, «Тихий Дон»);
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально – действенной индентификации;
- эмоционально – личностное отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов, мнений.
Через обучение происходит последовательное приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Художественные произведения, изучаемые на уроках литературы, представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ученика, создают для него духовно – эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Знакомясь с художественными произведениями, учащиеся усваивают такие понятия как добро, справедливость, совесть, честь, ответственность, смелость, гордость и другие. Анализируя и оценивания поступки героев, учатся преодолевать свои собственные слабости. Исследуя поступки героев, оценивая их нравственные качества, ученики отвечают на вопросы: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?», при обобщении знаний - « В чём идейное содержание произведения?» «Какую нравственную проблему решает автор?».Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать аспекты нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию и взаимопониманию, то есть социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.
В последнее время для оценки качества знаний на экзаменах всё шире применяются тесты как объективные, достоверные и теоретически обоснованные методы измерения, снимающие к тому же влияние фактора субъективности. Тесты как форма контроля оперативны, компактны, способны дать более или менее точную картину владения информацией, поддающейся оперативной компьютерной обработке. На своих уроках я часто использую тестовую методику при обучении русскому языку и литературе, что обеспечивает формирование коммуникативной компетенции. Использование тестовой методики позволяет, с моей точки зрения, формировать коммуникативные навыки (умение вести диалог, участвовать в дискуссии,(если тест устный), выступать по теме и др.). Именно чувство слова, языковая интуиция становятся основой самосовершенствования уровня речевого развития, помогают стать грамотными в широком смысле этого слова.